«АВТОВАЗ»: путешествие XXI века
Lada вышла в космос
Научно-технический прогресс в мировом автомобилестроении движется вперед, но российский автопром стоит в стороне от этого процесса. В Европе уже выделяются миллионные гранты на строительство сети заправочных станций для электромобилей, а у нас рождаются только анекдоты на автомобильную тему. Например, про новейшую бюджетную разработку «АВТОВАЗа» — Lada Kalina из хлебного мякиша.
Впрочем, не все так плохо. За последнее время впервые наметились положительные сдвиги в работе Волжского гиганта. Новая команда во главе с антикризисным управленцем Игорем Комаровым смогла уберечь завод от распада - конечно, не без помощи денег налогоплательщиков.
Вполне оформился тандем Renault и «АВТОВАЗа», первым плодом которого стал универсал Lada R90. В конце года обещают представить долгожданную обновку — недорогую модель Lada Granta, а пока на завод постепенно приходит XXI век со всеми благами автопромышленности, которые давно используются на иномарках.
Особенно урожайными на усовершенствование Lada были два прошедших года. К примеру, впервые вазовцы опробовали на своих машинах штатную навигационную систему. Правда, перестраховались и выпустили ограниченную партию автомобилей.
Зато разработка целиком российская: прибор построен в НИИ космического приборостроения и может использовать данные GPS и информацию со спутников российской группировки ГЛОНАСС. Цена этой опции составит около 12 тысяч рублей.
Под конец жизни классических «Жигулей» вазовцы решили устранить проблему быстрой коррозии новых машин. Теперь модели ВАЗ 2105/2107 окрашивают по той же технологии, что и переднеприводные Lada. А это позволило повысить стойкость лакокрасочного покрытия «классики» в 5,5 раза.
Более полный привод
Продажи Lada 4x4 росли весь период кризиса и не последнюю роль в этом сыграла модернизация внедорожника. Еще в 2009 году «Нива» пережила легкий рестайлинг, улучшивший подвеску, тормозную систему и ряд других деталей. В раздаточной коробке однорядный подшипник заменен на двухрядный, вращение карданного вала стало более равномерным. В результате уменьшилась вибрация трансмиссии, сократились люфты в «раздатке», снизилась течь масла и увеличился срок службы коробки передач. Повышение качества на цене русского внедорожника не сказалось.
Еще одним обновлением стал переход «Нивы» на экологический стандарт по выхлопным газам Euro 5. На автомобиль установили мощный катализатор и «перешили» программу управления двигателя. Дополнительно на внедорожник установили крепления для детских сидений ISOFix.
Правда, пока такие машины продаются лишь на экспорт, но и до нас они скоро доберутся.
Позже тольяттинцы обещают устанавливать экологически чистые моторы на Lada Priora и Kalina. Требования Евросоюза потянули за собой еще одну обновку «АВТОВАЗа» — на моделях Lada Kalina, Samara и 4x4 появилась электронноуправляемая педаль газа. По мнению конструкторов автогиганта, с этими изменениями отечественные машины будут чуть лучше разгоняться, а расход бензина сократится на пять процентов.
Расширение штата
До недавнего времени такая простая опция, как задние подголовники, была недоступна для Lada Kalina. А ведь это весьма значительный элемент пассивной безопасности. На «АВТОВАЗе» решили и эту проблему: задние подголовники доступны на «Калинах» в дорогой комплектации.
Появилась первая штатная магнитола со съемной панелью, с четырьмя динамиками и наружной антенной. Устройство вполне современное, может проигрывать CD/MP3-диски и читать файлы с носителей USB и SD. Цена всей аудиосистемы составляет 4 тысячи рублей.
Верным курсом
Планы на будущее у «АВТОВАЗа» еще более амбициозные. Менеджмент завода обещает, что у бюджетника Granta будет опциональная система курсовой устойчивости (ESP). По предварительной информации, поставщиком станет немецкая фирма Bosch. Вместе с «Калиной» на Lada Granta волжские инженеры опробуют модернизированную подвеску с отрицательным развалом колес. По их ожиданиям, это изменение позволит существенно повысить устойчивость и управляемость автомобилей.
У Priora в скором времени появится такая приятная опция, как обогреваемое ветровое стекло - очень актуальное решение для наших зим. Правда, вазовцы пока не могут назвать цены этого обновления.
Одной из самых значимых новаций Lada станет автоматическая коробка передач, которую обещают сделать к будущему году. Сейчас компания ведет переговоры с японцами из JATCO, их трансмиссии поставляются ведущим японским и немецким концернам. Автоматические трансмиссии установят на вазовские 16-клапанные моторы объемом 1,6 литра. Специалисты японской фирмы уже проводят адаптацию агрегатов под российские силовые установки.
Однако в борьбу за поставки АКП дополнительно включилась и российская компания КАТЕ, принадлежащая Екатерине Игнатовой. Предпринимательница является женой Сергея Чемезова, гендиректора «Рособоронэкспорта» (основной акционер Волжского завода).
"Прозапас"
Не хотят отставать на «АВТОВАЗе» и от нынешней повальной электрификации транспорта. Уже есть информация, что к «Олимпиаде-2014» в Сочи подоспеют отечественные электрокары. Их построят на основе Lada Kalina и 4x4, первая партия составит около 1000 машин.
Их будут использовать для транспортировки спортсменов по Олимпийской деревне. Для разработки своих электрокаров, возможно, тольяттинцы объединятся с компанией Михаила Прохорова, разрабатывающей «Ё-мобиль».
Альтернативное топливо тоже в чести: в 2012 году ожидается появление модели Priora CNG с мотором на метане. «АВТОВАЗ» планирует выпускать до 20 тысяч таких машин в год. Их стоимость, безусловно, превысит стандартные экземпляры, но завод обещает, что затрата окупится уже через 30 тысяч километров, благодаря низкой цене газа.
Новый стиль
По данным агентства «Автостат», в этом году все семейство Lada Priora ждет рестайлинг, а новое поколение этой модели придет через шесть лет. Большинство комплектующих новой Priora унифицируют с моделью Renault Logan.
Технологические и маркетинговые процессы на заводе с трудом, но меняют. Внедряют новую систему качества, совершенствуют работу с дилерами, стараются быть более гибкими в плане комплектации автомобилей. В Тольятти даже выучили такое достижение мирового автопрома, как сервисный отзыв бракованных машин.
Сами управленцы «АВТОВАЗа» оценивают свою работу критически — пока на троечку. Но от прежнего руководства такого никто бы не услышал. Что же, возможно, у России будет свой автомобиль. Кто знает...