Mazda Sport Academy: на родстере по льду
Предложение заднеприводных машин (не считая вазовской классики) сейчас крайне ограничено, а найти недорогую и по-настоящему спортивную машину и вовсе невозможно.
Редкое и приятное исключение – родстер Mazda MX-5, который недавно перенес рестайлинг, обзавелся автоматической коробкой передач и под действием каких-то неведомых сил случайно оказался в Челябинске на льду замершего озера Смолино. Туда же в управляемом скольжении занесло и известного гонщика Олега Кесельмана, который является главным инструктором школы водительского мастерства Mazda Sport Academy.
Active Sport при -27
Собравшись с силами и надев на себя все что было, я шагнул на лед. Нет, провалиться совсем не страшно, намного сложнее выжить в 27-градусный мороз с ветром и при этом контролировать легкий заднеприводный родстер на чистом льду на скорости под 100 км/ч. Нас ждал самый продвинутый курс Active Sport, который подразумевает устойчивые навыки езды по льду и нацелен в первую очередь на отшлифовку имеющихся знаний, а не на получение новых.
Наши занятия состояли всего из двух упражнений: «гантели» - трассы силового скольжения с перекладками и ходовой змейки, которую тоже предлагалось проходить с заносом. Цель подобных занятий не в достижении максимальных результатов. По гоночной трассе надо ехать аккуратно и по возможности без заносов, и главное здесь - умение контролировать машину на скользкой дороге, да и чего греха таить – получать удовольствие от вождения такого азартного автомобиля, как Mazda MX-5.
А на сладкое – заезды по импровизированной ледовой трассе. Здесь опыт Олега Кесельмана в европейских гонках оказался кстати – трек получился очень необычным с поворотами разной крутизны и почти без прямых. Если бы болиды Ф-1 можно было оснастить зимними колесами, то даже формульные пилоты, наверняка, не отказались бы от такого удовольствия.
По-настоящему
С самого начала нас предупредили, что после практических заездов будет проведена квалификация, а затем и парные гонки. Поэтому тренировались мы не просто так, а в надежде завоевать кубок и ценный приз от Mazda – все как в настоящих гонках. Но только еще честнее – так как у нас было всего две тренировочные (с автоматом) и две боевые (с механикой) МХ-5, которые полностью исключали влияние техники на результат.
После первых кругов, сказать честно, мне стало страшно: в ходовых поворотах скорость достигала 100 км/ч - и это на голом льду при полностью выключенной системе стабилизации. Управляешь машиной один на один, а по бокам ждут жесткие снежные отвалы, готовые откусить у машины промерзший бампер при любом касании. Но на то и спортивный курс водительского мастерства, чтобы победить сначала страх, а затем и неопытность, и собрав все знания в кулак, показать максимальный результат.
В отличие от асфальтовой трассы, лед требует совершенно иного подхода и оценки дороги. Если едешь по асфальту и следуешь идеальной траектории - хорошее время гарантировано. На льду, в гонке или на дороге, самое главное – найти «зацеп». Пусть придется нарушить все спортивные каноны и собственные инстинкты, но если найти на трассе еще не отполированные участки и по возможности задействовать их при разгоне и торможении, то результат не заставит себя ждать.
Почти повезло
Я никогда не участвовал в гонках по льду, но проехав три квалификационных круга почти одинаково, в финале решил провести эксперимент. Пройдя все повороты по нетрадиционной траектории, с большим удивлением обнаружил себя на втором месте из 15 участников, побив собственный рекорд на 2 секунды. Этот круг мне показался очень медленным и скучным, да и в целом я не был уверен, что пройду первичный отбор, в который попадали 8 лучших.
К слову, квалификационный подиум полностью остался за сотрудниками ЗР: быстрейший - Сергей Воскресенский (журнал «За рулем»), а на третьем месте - Никита Котровский (газета «За рулем»).
В дальнейшей борьбе мне уже не так повезло или, говоря более самокритично, не хватило хладнокровия. Уже в первом же заезде всего в одном повороте я слегка ошибся со скоростью и зацепил снежную обочину – машина не застряла, но пары секунд, проведенных в снежных объятиях, хватило чтобы проиграть.
Наши рулят!
Финал же вышел полностью наш – Сергей с Никитой устроили потрясающее сражение. В очной борьбе Никита оказался немного быстрее, хотя в квалификации отставал от Сергея аж на 3 секунды. Вероятно, в финале Никита смог лучше почувствовать холодный челябинский лед, который и принес ему чистую победу. Поздравляю!
Для себя же из школы Mazda Sport Academy я вынес не столько знания, сколько список умений, которые мне еще предстоит освоить, и дальнейшее стремление к продолжению обучения. И хотя я не помышляю о карьере гонщика, умение управлять автомобилем даже на голом льду – одно из самых больших удовольствий, которое я надеюсь освоить в совершенстве.
В отличие от большинства школ водительского мастерства, которые делают упор на безопасность, Mazda дает возможность по-настоящему почувствовать машину, превратить ее из своего соперника в союзника. А уж для того, чтобы применить имеющиеся знания в мирных целях, у нас есть голова.