Троллейбусы: на привязи

Жаль, если из-за внезапной нелюбви городского начальства москвичам вскоре будут напоминать о троллейбусах лишь кадры старых кинофильмов. Троллейбус повсюду давно прошел пик популярности, но кое-где остается незаменимым городским транспортом. Каков сегодняшний троллейбус в мировом масштабе?
Стильный троллейбус Cristalis фирмы Irisbus автор сфотографировал в Лионе – одном из шести троллейбусных городов Франции. Кроме футуристического дизайна, его отличает применение мотор-колес. Довольно редкое пока решение позволяет очень низко опустить пол. Плата за технический прогресс – более высокая цена машины, сложность обслуживания и меньший КПД.

Для начала - очень короткий экскурс в историю вопроса: идею троллейбуса впервые высказал Вильгельм Сименс, брат того самого Вернера фон Сименса, который открыл под Берлином первую троллейбусную линию аж в 1882 году!

Наши тоже не дремали, и если бы не русско-японская война, то в 1905 году троллейбусы бегали от Новороссийска до Сухуми (был такой проект у пионера отечественного автомобилестроения Петра Фрезе). Реально же слава досталась руководителю реконструкции Москвы Лазарю Кагановичу. В его честь были названы в 1933 году первые московские троллейбусы ЛК-1…

Что нужно для линии?

Прежде всего – ровные дороги (из-за колдобин штанги будут то и дело срываться с проводов), контактная сеть и мощные питающие подстанции.

Выделенная – в буквальном смысле! – полоса движения для троллейбуса в Венесуэле: автомобиль сюда при всем желании не заедет, зато троллейбусу не грозят пробки, не мешают пешеходы, а его водитель может расслабиться: куда же он из колеи-то денется!

Провода троллейбусных линий медные, имеют сечение сложной формы. По ним скользят графитовые вкладыши токоприемников, которые по мере истирания заменяют. Еще бы, прижимное усилие здесь порядка 100 кг! При такой нагрузке возможны скорости движения лишь до 60–70 км/ч, иначе неизбежен сход штанг с проводов.

Обычная физика

Для разветвления маршрутов используют стрелки с электромагнитным приводом. Обычно они всегда включены для движения направо, но если троллейбус подходит к определенному месту с включенным двигателем, то замыкается цепь соленоида и стрелка переводится налево. Возврат происходит под действием пружины.

Обратите внимание: здесь контактная сеть только начинается! Водитель братиславского дуобуса (так называют троллейбусы с дополнительным дизельным мотором, способные совершать длительную поездку в «отвязанном» режиме) просто нажимает кнопку – штанги плавно поднимаются к проводам и улавливаются направляющими. Теперь ДВС можно выключить и ехать дальше без шума и выхлопа.

Напряжение в сети постоянное, 600 или 750 В (хотя известны сети с напряжением 850 и даже 1000 В!). Тяговый двигатель в последнее время питают трехфазным переменным током, получаемым на выходе силового инвертора. Эта весьма дорогая и чувствительная к соли и воде электротехника обычно располагается на крыше.

Безопасность

Два слова об электробезопасности. Наверное, многие слышали, что в сырую погоду при посадке-высадке пассажирам порой грозила опасность получить чувствительную встряску током. Дело в том, что у старых троллейбусов были моторы постоянного тока и балластные резисторы под полом, а изоляторы могли покрыться влагой и солью... Теперь в инверторах применяют гальваническая развязка, а потому напряжение, которым питается вся начинка, не связано с напряжением в контактной сети. Не волнуйтесь, током больше не ударит!

Во французском Нанси такие вот троллейбусы с направляющим колесом бегают вдоль центрального рельса. Руль есть, и он даже работает, когда троллейбус переходит на участок маршрута, лишенный направляющей. Похоже на трамвай? Не спешите…

Дорого или дешево?

Это смотря с чем сравнивать. Если с трамваем, то укладывать рельсы, конечно, дороже, зато его эксплуатация дешевле. А вот у автобуса КПД куда ниже, да еще и выхлопы… В среднем для троллейбусов можно считать нормой расход энергии 3 кВт•ч/км, но рекуперация при торможении позволяет сэкономить в городах до 25%! С учетом этого показателя троллейбус обходится почти вдвое дешевле автобуса, но последний отыгрывает разницу отсутствием расходов на обслуживание контактной сети и низкой стоимостью обслуживания себя самого.

Вот это уже и в самом деле почти трамвай: в городе Кан (Франция) пошли дальше и использовали направляющий рельс как «нулевой» провод. Это позволило избавиться от штанг, соскакивающих с проводов. И все же это не рельсовый транспорт, хотя французы и называют его трамваем на пневматиках.

Где покататься на «пристяжных»?

В мире сегодня насчитывается около 400 троллейбусных систем, в которых бегают примерно 40 000 троллейбусов, из них 15 000 – в России. Троллейбусы можно найти в Северной и в Южной Америке, Новой Зеландии, Японии, Китае, Эфиопии и 25 странах Европы. У нас электролинии есть в 86 городах, в Мурманске проложена самая северная в мире.

Другие рекордсмены: самая южная сеть расположена в Веллингтоне (Новая Зеландия), самая «экваториальная» – в Кито (Эквадор), самая крупная (пока) – в Москве, самая быстрая – в Вероне (до 80 км/ч), самый длинный маршрут – в Крыму.

От общих слов – к делу: представим наиболее интересные, на наш взгляд, троллейбусные системы. Вы удивитесь, но «пристяжные» пристегнуты по-разному, а некоторые... почти отстегнулись!

В Цюрихе, Люцерне или Женеве можно прокатиться, а заодно совершить пробежку от хвоста до головы сверхдлинного (24,7 м!) сочлененного троллейбу‑ са «Хесс-Лай Трэм3». Первая и четвертая оси у него управляемые, вторая и тре‑ тья – ведущие. В стране организовано троллейбусное движение еще в 12 горо‑ дах, кроме столицы. Любовь к электротранспорту можно объяснить наличием дешевой и экологичной энергии местных ГЭС и сложным рельефом местности, позволяющим вовсю пользоваться рекуперацией.
Вальпараисо (Чили). Троллейбусы не просто выглядят старыми – они такие и есть. На переднем плане сочлененные экземпляры швейцарских FBW и «Берна» 1960‑х годов, ввезенные в Чили 20 лет назад после долгой службы на родине. Но настоящие сокровища стоят чуть поодаль: это самые древние троллейбусы мира, находящиеся в регулярной эксплуатации, – американские «пульманы». Наиболее престарелый экземпляр выпущен в 1946 году, остальные лишь немногим моложе. Больше в стране троллейбусов нигде нет, а эту линию решили оставить, как особо ценный исторический памятник.
Трехосные троллейбусы бегают по левой стороне дорог в Веллингтоне (Новая Зеландия). Кроме этих, праворуль‑ ные троллейбусы встречаются лишь в Японии. Показанные на фото 49‑местные машины местного автобусного завода «ДизайнЛайн» в Эшбартоне постепенно заменяют трол‑ лейбусы марки «Вольво», которым более четверти века. Благодаря мощным аккумуляторам новые машины могут пройти без контактной сети несколько километров.
Угадайте, где создан этот стильный троллейбус. Модель АКСМ‑420 – детище белорусского завода «Белкоммунмаш», который строит троллейбусы не только для внутренних потребностей, но и на экспорт, например для линий в Белграде.
Направляющие рельсы появились в начале XXI века, ведь тут необходима компьютеризированная следящая система. А в 1986 году немцы испытывали троллейбус, буквально зажатый между двумя «бордюрами». Здесь курс задавали горизонтально установленные ролики. Заметим, что не весь маршрут проходил по направляющим – на свободных участках водитель брался за руль.
Осторожно – прямо над головой провода под напряжением 600 В! Такой даблдеккер трудится при историческом музее под открытым небом в Дадли, графство Уэст-Мидлендс (Великобритания). Если погода позволяет, его верхняя площадка заполнена любителями адреналина и свежего воздуха. В качестве общественного транспор- та троллейбус в Англии не используется, но в нынешнем году в пар- ламент представлен проект новой троллейбусной сети.

Подпишитесь на «За рулем» в