Квадр с баранкой: BRP Can-Am Commander

Похоже, канадцам из BRP надоело кусать локти, глядя на успехи «соседского» Polaris RZR – и они выкатили концептуально утилитарный Commander.
BRP Can-Am Commander: UTV, 2010 г., 976 см³, 85 л.с., 587 кг, 899 тыс. руб.

Канадцы, похоже, не любят американцев и все время норовят показать, кто в доме, то есть на рынке, хозяин. Выпустив на рынок семейство Commander, они прошлись не только по «рейзеру» от Polaris, создав на базе квадрика Outlander 800 side-by-side, но еще и уделали Arctic Cat с его знаменитым литровым Prowler. Именно о старшем «командире» и пойдет речь.

Пока я погружался в кокпит и осваивался на рабочем месте, на приборке маячила надпись «Пристегните ремень безопасности». Ей-богу, проще согласиться, чем читать эту фразу вместо показаний приборов. Безопасности пилота разработчики уделили не меньше внимания, чем ездовым характеристикам: спорт-режим (с более «резкими» алгоритмами работы движка и трансмиссии) включается только при застегнутом ремне и закрытой боковой ширме-двери, ведь с одного взгляда на мощные трубы каркаса крыши так и тянет проверить предел устойчивости аппарата.

Только вот не надо говорить, что UTV это, мол, не наша тема, что кресло-ковш, круглый руль и педали из пола относят машину к внедорожным автомобилям. Дудки! Хоть в Commander и автомобильный тип управления, положа руку на сердце, заверяю: ощущения – как по остроте, так и по содержанию – он приносит такие, что «автикам» и не снились. Но чем же эти ощущения генерируются? Литровым V-twin’ом от Rotax, длинноходными подвесками, подключаемым передним приводом с вискомуфтой вместо дифференциала… А ко всему этому хай-теку – функционал: двухсекционный кузов (который при желании можно сделать односекционным), «понижайка», фаркоп и русскоязычная ЖК-приборка. Да и дизайн любой из машин BRP нельзя не оценить.

Динамика даже для 600-килограммовой UTV просто ураганная, можно на ходу пустить все четыре колеса в букс, подняв в воздух вихри грязи. Вариатор не перекручивает мотор, и момент от поллитровых «горшков» исправно передается на колеса. Маленькая претензия – к селектору режимов трансмиссии: при переводе с нейтралки сразу на пониженный режим, первые сантиметры пути машина преодолевает под лязг шестеренок. Хотя, полагаю, после обкатки аккомпанемент утихнет.

Управляется side-by-side просто отменно: несмотря на отсутствие модного нынче усилителя, передаточное число рулевой рейки подобрано так, что и на месте усилие на баранке невелико, и на ходу машина рулится остро и прогнозируемо. Да и тормозит так же прытко, как и разгоняется, вгрызаясь в грунт зубастыми покрышками Maxxis Bighorn. На заднем приводе можно в совершенстве освоить искусство дрифта благодаря широкой колее и отсутствию заднего дифференциала, на полном можно ломиться в любую грязь, ведь Commander даст фору многим квадрам благодаря огромному дорожному просвету. Ну а там, где и этого недостаточно, придется разматывать толстый трос лебедки, спрятавшейся внутри переднего «кенгурятника». Хотя даже эта машина, обоснованно стоящая тридцать килобаксов, дала мне повод для придирок: я с детства любил носиться по лужам, и когда я начал отводить душу, понял, что с водогрязезащитой тут совсем не супер. Широко расставленные колеса торчат из арок на треть ширины, и те куски грунта и комки жидкой грязюки, что ломовой момент литрового мотора поднимает в воздух, частично оказываются на мне. Эх, детство, детство, когда ж я наиграюсь?.. Пока не наигрался, учил машину летать: оказывается 600 железных и 70 моих «кэгэ» очень неплохо прыгают: развесовка такова, что машина приземляется всеми четырьмя колесами одновременно, а «плотные», но длинноходные подвески великолепно отрабатывают все неровности грунта. Хотя чего еще вы ждали от «недобагги» почти за «лимон»? Что за эти деньги покупателю предложат чугунный утюг с паровым мотором и деревянными колесами? Думаю, нет.

Что до утилитарности, то мое личное мнение, что кузов здесь чисто для галочки – так, на всякий случай. Ни один груз в верхнем отделении не проедет и километра, потому что драйвер просто не сможет заставить себя ехать медленно – машина так подзадоривает, что, боюсь, с малоопытными может сыграть злую шутку. На этот случай к машине прилагается два «лайт»-ключа, ограничивающих максимальную скорость до 40 и 70 км/ч, и это, надо сказать, нелишние детали в комплекте поставки.

И все-таки, что же зацепило меня в Commander’e больше всего? Я вспоминал и отменную динамику, и острую управляемость, и подвески, и проходимость, и ничто из этого списка не заняло первое место в хит-параде ощущений. Пальму первенства я отдал ощущению вседозволенности и спокойной уверенности, которое не получал ни на одном другом квадре. Тут не боишься ни перевернуться и того, что тебя «накроет», ни опрокинуться на бок при неудачном приземлении. Ощущение полного контроля над любой ситуацией – вот то, что дарит литровый Commander водителю, и отсутствие страха – пассажиру (на его месте мне тоже довелось побывать), все это, помноженное на те классные драйвовые ощущения, о которых я вел речь, дорогого стоит, и ценник на машину – дополнительное тому подтверждение.

Броский дизайн машины лишний раз напоминает, что ХХI век уже десяток лет как наступил.
Педаль газа – «электрическая», связана с дросселем через провода.
Спорт-режим становится доступен лишь при застегнутом ремне и боковой ширме безопасности.
Селектор режимов трансмиссии – как на квадрах серии Outlander.
Приборка на русском языке – крайне непривычная, но прикольная «мулька» на импортной технике.
Двойной кузов можно и совместить, подняв перегородку.
Если положить скарб в нижнее отделение багажника, то можно и «дубасить» – поклажа никуда не выскочит.
Чего действительно не хватает – так это электропривода механизма опрокидывания.
Несмотря на гигантские по меркам ATV размеры и вес, «командир» способен зажечь так, что ощущения от езды роднят его со спортивными квадрами.

ИТОГ. Несмотря на утилитарную концепцию, эта машина – чистой воды спортивный снаряд. Это видно в каждой детали и чувствуется каждую секунду, пока находишься за рулем. Всякие «праулеры» и «рейзеры» в номинации «драйв» устанут соперничать с Commander. Тем не менее, этот генератор адреналина не обделен и функционалом – с любыми «парково-хозяйственными» работами он справится на ура.

Неоспоримое достоинство Commander'а в том, что, не скрадывая яркости ощущений от езды на мощном квадре, его компоновка многократно снижает риск травматизма.

Техническая характеристика BRP Can-Am Commander 1000XT (данные производителя)

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Модельный год2010
Сухая масса, кг587
Длина × ширина × высота, мм3004×1489×1829
Дорожный просвет, мм279
Объем бензобака, л38

ДВИГАТЕЛЬ

ТипV2, 4T
ГРМSOHC, 4 клапана на цилиндр
Рабочий объем, см³976
Система питаниявпрыск топлива
Система охлажденияжидкостная
Система запускаэлектростартер
Макс. мощность, л.с. при об/мин85/6400

ТРАНСМИССИЯ

Автоматическая, вариаторная, с системой торможения двигателем, пониженная передача, реверс, 2WD/4WD, самоблокирующийся передний дифференциал

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Рамапространственная стальная
Передняя подвесканезависимая, двухрычажная, с антиклевковым эффектом
Ход колес, мм254
Задняя подвесканезависимая торсионная, со стабилизатором поперечной устойчивости
Ход колеса, мм254
Тормозная системагидравлическая, совмещенная
Передний тормоз2 диска
Задний тормоз1 диск
Передние колеса27x9–12
Задние колеса27x11–12

Тест организован компаниями «Росан» и «BRP-центр Юг».

Подпишитесь на «За рулем» в