Дороги: Платная беда
Правда, пока назначать плату за проезд можно лишь на недавно построенных или недавно отремонтированных дорогах, проектная документация на которые утверждена после 14 ноября 2007 года (то есть после вступления в силу самого закона). При этом деньги за проезд все-таки предполагается брать только там, где есть бесплатная альтернатива. Где ждать платных дорожных радостей в первую очередь?
Шумный «Дон»
Платный участок дороги длиной 52 км уже существует на федеральной трассе М4 «Дон». Это обход села Хлевное и города Задонск (на границе Воронежской и Липецкой областей). Одно время там шел ремонт, и плата за проезд не взималась. Но недавно все закончилось, и теперь такса здесь около 1 руб. за км. Порядка 55 руб. за весь отрезок. Ночью чуть дешевле – около 50 руб. Вообще, на трассу «Дон» власти давно положили глаз. Когда в качестве эксперимента обход Хлевного стал платным – тогда это было 20 руб. с легковушки – люди возмутились, но стерпели и стали платить… Хотя построена дорога была на деньги налогоплательщиков, а реконструкция ее финансировалась из дорожного фонда. Смолчал народ потому, что, когда запустили платный участок, первые два года все средства шли управлению трассы «Дон». Деньги там получались приличные, их хватало на содержание трассы на всей территории Липецкой области – капиталистическая экономика в действии. Но потом систему финансирования поменяли. Куда сегодня уходят деньги и как они возвращаются в дорогу – сие нам неизвестно. И вот теперь речь идет обо всей федеральной трассе.
С 1 мая 2010 года трасса М4 передана в управление госкомпании «Автодор». Уже объявлено о введении оплаты за проезд двух участков трассы, находящихся на территории Ростовской области: первый – от развилки Лиховской до Новочеркасска, второй – от Батайска до границы с Краснодарским краем. Для машин с местными номерами (61 и 161) будет сделано исключение – введение платы за проезд их не коснется. Донские автомобилисты смогут «бесплатно наслаждаться новым качеством дорог», которое является обязательным условием для придания им статуса платных. До старта Олимпиады-2014 государство запланировало потратить на «Дон» более 600 млрд руб. На значительной части реконструированного участка (4-6 полос) уже стоит разделительный барьер, во многих местах – виадуки, даже на незначительных ответвлениях; а на крупных пересечениях, как, к примеру, под Богучаром, – развязки. Теперь по объездной обходят и город Богородицк (около 32 км), местные жители забыли про вечно ремонтирующийся мост в Верхнем Мамоне – заработал новый, современный. А после Ростова-на-Дону до поворота на Краснодар – вообще песня: везде новые эстакады, развилки и проч. Стройка продолжается. Красота! Одни сплошные плюсы. Пока дорога бесплатная. А станет платной – народ отправится в альтернативу, а там… Как рассказывают липецкие автолюбители, на параллельную дорогу власти «забили» – она убитая (хотя налоги исправно собираются), за ней давно перестали следить, ее содержание, видимо, сведено к нулю.
По словам представителей «Автодора», пока из 1517 км трассы «Дон» платными будут 766 (почти 40%). А вот когда к Олимпиаде дорогу реконструируют полностью, встанет вопрос и об оставшихся бесплатных 60%.
Засада на ЗСД
Вкладываться властям пришлось и при строительстве Западного Скоростного Диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге — первой в России платной дороги, построенной на условиях концессии. ЗСД – скоростная магистраль, которая пройдет по эстакаде через районы плотной жилой застройки (от развязки на пересечении с Кольцевой вдоль ж/д путей Балтийского направления через Морской канал, Канонерский и Васильевский острова, Приморское шоссе и до автодороги «Скандинавия» в районе поселка Белоостров). Всего почти 50 километров. Проезд по ней планируется сделать платным уже в первом квартале этого года.
Из общей стоимости дороги (которая не раз увеличивалась и сегодня составляет 212 млрд руб.) 50% должен был выделить федеральный бюджет, 34% – концессионер и 16% – городской бюджет. При этом концессионер получал право эксплуатации скоростной трассы, дабы окупить свои расходы. В итоге город потратил на почти 6-километровый участок около 16 млрд рублей.
Теперь планируется объявить новый концессионный конкурс. А пока вторую очередь ЗСД будут строить не за деньги концессионеров (их сегодня не уговорить), а за деньги налогоплательщиков.
Сколько придется платить за проезд по скоростной трассе? Данные расходятся. Еще недавно говорили, что на первом участке ЗСД (от КАД до грузовых районов морского торгового порта) будут брать плату в 100 руб. с легковушек, сегодня сумма уменьшилась до 70...
По кусочкам
Если так все тяжко, может, не «заморачиваться» всей дорогой, а сдавать участки трасс инвесторам внарезку – подумали, видимо, в верхах… Реконструкция нескольких километров не заняла бы долгое время и не стоила бы бешеных сумм, а после нее эти отрезки смогли бы приносить бизнесменам быстрые деньги. Через несколько лет качественный участок дороги мог бы вернуться в государственное лоно… Возможно, это и выход, но если все кинутся в концессию – арендовать дороги, то кто же будет строить новые, бесплатные, и тем более – ремонтировать существующие?.. Понятно, что первые платные участки появятся не на строящихся, а на уже действующих трассах, которые будут быстренько «отремонтированы-реконструированы».
Копейка за дорогу
На Западе платные дороги составляют десятые доли процента от общего числа, а финансирование бесплатных происходит исключительно за счет налогов. В России же собирается только 50% транспортного налога. В 2009 году, например, собрали 62 млрд рублей. А общие затраты на дорожную сеть составили 200 млрд. То, как собираются деньги в развитых странах, – тема отдельного материала. А вот то, сколько стоит проезд по тамошним дорогам, – ни для кого не секрет.
Где, что, когда
Пока «коммерческие» проекты можно пересчитать по пальцам. Как уже было сказано, введен ряд платных участков в Липецкой, Ростовской, Псковской областях. Строится участок длиной 44 км в обход города Ногинска (дорога должна разгрузить трассу М7 «Волга» около Балашихи), плановое окончание стройки – в 2016 году. Теоретически в России в ближайшие годы могут стать платными 1380 км федеральных дорог. «Автодор» заявил о работах по строительству и реконструкции до 2016 года 235,1 км автодороги М1 «Беларусь», 122 км – М3 «Украина», 671,9 км – М4 «Дон», 251 км – М10 Москва – Санкт-Петербург, 53,9 км ЦКАД Московской области, 54 км магистрали Казань – Оренбург – граница Казахстана. К 2016 году госкомпания надеется собрать с автомобилистов 62,8 млрд рублей «платы за проезд». Сумма, равная доходам от транспортного налогообложения, и очень далекая от 1 трлн, который, по данным дорожников, необходим, чтобы держать дороги России в порядке. Так ради чего будут огород городить?..
Кстати
С 1 января 2011 года отменена плата за проезд по мосту через Обь в Барнауле и дороге регионального значения Алтай – Кузбасс. После долгих размышлений власти пошли навстречу населению...
Стоимость проезда
Германия: легковушки – бесплатно, грузовики – 0,15 €/км
Франция: 0,12 €/км
Испания: 0,03–0,08 €/км
Австрия: 7€ – 10 дней, 72€ – год
Чехия: $15 (400 чеш. крон) – год
Италия: 0,04–0,07 €/км
Швейцария: 40 шв. франков – год
А самая дорогая в Европе – платная трасса Остров – Вышгородок в Псковской области. Здесь километр дороги для грузовиков обходится в 17 рублей (0,4 евро), чуть дешевле для легковушек. Альтернатива — плюс 150 км по бесплатному бездорожью.
История о концессиях
В 2006 году появилась идея построить полноценную платную трассу Москва – Санкт-Петербург. Однако денег на такой гигантский проект (по оценкам, около 200-240 млрд руб.) у государства нет. Вот и заговорили о концессиях… Сразу вспоминается учебник истории и рассказ о НЭПе, когда введение концессий было якобы продиктовано необходимостью переоснащения, привлечения новых технологий, оборудования, опыта... Возможно, все это и было, но каждая концессия старалась при этом как можно больше выжать из России за время своей работы здесь.
Суть нынешнего партнерства государства с концессионером в следующем. Государство отдает частной компании землю лет на тридцать, та на ней строит дорогу, окупает затраты путем сбора платы с клиентов, зарабатывает прибыль и возвращает трассу государству. Практика на самом деле весьма распространенная в мире. Проблема лишь в том, что Россия – не весь мир…
Новейшая история…
Решение зрело давно – бюджетных денег на строительство дорог в России не хватает. Еще в 1992 году Борис Ельцин пытался завести платные дороги, был даже принят закон «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе»… Но ситуация в стране была такова, что народ просто побоялись нервировать лишний раз.
Зато сегодня уже никто ничего не боится. И возмущение автомобилистов: «Доколе будут рвать две шкуры – и транспортный налог (или акциз на бензин – как решат), и оплату дорог?!» – потонуло в слезах народа, просящего у власти наконец-то построить нормальные дороги.
На мой взгляд...
Разгул алчности местных чиновников с принятием нового закона вызывает опасение. Но почему-то я уверена, что до платного их счастья еще далеко. Одна техническая деталь: развязки платных дорог устроены таким образом, что въехать или покинуть трассу, минуя КПП (контрольно-пропускной пункт), просто невозможно. А КПП – это достаточно широкий участок дороги, на котором расположено множество турникетов. И все это, в общем-то, худо-бедно надо построить, огородить, а значит – потратиться, вложиться, профинансировать…
Елена Шитикова, редактор