ОСАГО: водители работают на износ
Ловкая страховка
Сколько существует ОСАГО, столько идут споры о том, стоит ли учитывать при страховых выплатах фактор старения машины или нет. Страховщики еще с 2003 года (дата введения обязательной «автогражданки» в России) заняли удобную для себя позицию: при ДТП платить не по цене новых запчастей, а с учетом износа — как за «бэушные».
При этом владелец старой машины покупает полис по той же цене, что и хозяин нового авто. Не все граждане смирились с таким явно несправедливым подходом. В суды поступали многочисленные иски к страховщикам, и чаще всего автомобилисты выигрывали эти дела.
Судьи обосновывали свое решение, исходя из базовых норм Гражданского кодекса, по которому ущерб должен быть возмещен в полном объеме. Однако ситуация изменилась в прошлом году, благодаря активности страхового лобби в Госдуме.
Бывший президент Всероссийского союза страховщиков и по совместительству депутат Госдумы Александр Коваль (а ныне, по некому стечению обстоятельств, глава Росстрахнадзора) «протащил» законопроект, который намертво «забетонировал» износ запчастей в законе ОСАГО.
«Размер убытков определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая», – так оправдал свою позицию в пояснительной записке к законопроекту Коваль.
Изменения вступили в силу в виде отдельного постановления, по которому учет износа может достигать 80 процентов от стоимости новой запчасти. Правда, отдельным пунктом обязали страховщиков некоторые детали все же оплачивать как новые - те же подушки и ремни безопасности.
Забыли ВАС спросить
Если до сентября прошлого года автомобилисты еще могли рассчитывать на компенсацию «недоплаченного ремонта» через суды, то со вступлением нового постановления и эта возможность пропала. Возник вопрос: кто же будет возмещать реальный ущерб, ведь «уцененные» компенсации страховщиков зачастую не покрывают и четверти убытка от аварии?
Ответ недавно дал Высший арбитражный суд, решив дело кисловодской фирмы «Автоколонна N 1721». Из материалов дела следует, что шофер автопредприятия врезался в частный Mercedes-Benz ML 350, который был застрахован по каско в СК «Югория».
Цена восстановительного ремонта иномарки составила 106,3 тысячи рублей. Компания «Югория» полностью выплатила все деньги по каско хозяину кроссовера. И в свою очередь, на эту же сумму предъявила финансовое требование «Росгосстрах-Юг», в которой по ОСАГО был застрахован виновник ДТП.
Однако последние определили износ «эмэльки» и вернули по ОСАГО своим коллегам лишь 70,6 тысячи рублей. В «Югории» посчитали это справедливым. Однако, дело так не оставили, а решили возместить убыток по износу иначе: подать в суд исковую претензию на 35,7 тысяч рублей (та самая разница) на виновника аварии, а точнее - его работодателя.
После серии разбирательств в судах общей юрисдикции дело дошло до президиума ВАС. Арбитражные судьи подтвердили, что иск «Югории» к водителю «Автоколонны» вполне обоснованный, так что его следует удовлетворить.
Теперь решение ВАС является правоприменительной практикой для судов низшей инстанции - они будут руководствоваться им в дальнейшем. Для страховщиков — еще одна победа, а для автомобилистов — еще один повод сказать, что закон ОСАГО все меньше защищает имущественные интересы граждан.