Kia Sorento: предвыборная программа
Чуть больше года назад Sorento едва удерживался в десятке популярных среднеразмерных вседорожников. Но в один прекрасный момент его дела пошли в гору, и сегодня Kia расходится тиражами, которые иным европейским и японским конкурентам даже не снились. Что же должно было случиться с машиной, чтобы привлечь на свою сторону голоса платежеспособных избирателей?
Все просто: произошла смена поколений. И новый Sorento сумел подать себя совсем иначе.
Секреты перевоплощения
Первый всю свою сознательную жизнь пытался походить на престижный Mercedes-Benz ML, но в душе оставался персонажем незатейливым. Рамная конструкция, простоватый дизайн и нехитрый интерьер не давали ему повода выражать свои амбиции в прайс-листе. Да, это был честный автомобиль по справедливой цене, и за эту искренность его ценили. Но звезд с неба старый Sorento не хватал.
Зато его последователя, представленного в 2009-м, ждал ошеломительный успех: по итогам прошлого года за него проголосовали рублем 5373 автолюбителя. Респектабельная внешность, благородно оформленный интерьер, мощные моторы... У Sorento были все задатки лидера! И народ оценил: в этом классе стать более востребованным получилось только у Outlander и Santa-Fe. Последний, позволим себе напомнить, принципиально отличается от Kia только дизайном и интерьером.
Сколько стоит?
Многие по привычке продолжают думать, что корейский автомобиль – это доступно, если не сказать – дешево. Забудьте. Даже в самом начале российской карьеры цена полноприводного Sorento начиналась от 1 089 900 рублей. К настоящему же моменту она естественным образом подросла до 1 169 900 руб. Однако подавляющее большинство покупателей предпочитают машины с «автоматом», которые дешевле 1 239 900 рублей не купишь. Основные конкуренты Kia при прочих равных ненамного, но все же дешевле.
Конечно, заглянув в прайс, можно и возразить: дескать, существует и более доступный Sorento. И впрямь, экономия 190 000 рублей кажется весомой – тем паче что даже начальная версия Classic отнюдь не производит впечатление аскетичной. По крайней мере, ей полагается кондиционер, электропакет, магнитола и даже диски из легкого сплава. В общем, достойный набор для базовой комплектации. Но отсутствие у такой машины полного привода и ESP – это даже не ложка дегтя, а целый половник! Будучи «недоприводной», эта большая и тяжелая машина заметно уступает по потребительским качествам полноценному Sorento, и по большому счету, перестает быть кроссовером.
Что ж, присмотримся к исполнению Comfort с полным приводом и «автоматом» под предводительством 2,4-литрового бензинового мотора мощностью 174 лс. Такая машина хорошо оснащена и по-настоящему функциональна. В списке оборудования: 2-зонный климат-контроль, задний парктроник, обогрев передних сидений и еще много чего – базовую версию корейцы щедро присыпали почти двумя десятками полезных опций. Да и по части безопасности здесь полный порядок: в Comfort появляется столь важная система стабилизации, дополненная к тому же электронным ограничителем скорости на склонах.
Однако внутренний мир этой машины являет собой легкий диссонанс с респектабельной внешностью. Сюда бы кожаный салон... Но такой опции нет: поскольку все «корейцы» идут в фиксированных комплектациях, то и кожу следует искать в более дорогой версии, которая помимо облагороженного салона прицепит к себе целый шлейф отнюдь не бесплатных дополнений. Так и есть: исполнение Lux тянет уже на 1 319 900 рублей. А единожды присев в положенное комплектации Prestige (1 429 900 руб.) кресло с электрическими регулировками и надувным валиком в области поясницы, вы уже не захотите машину дешевле: удобство посадки – понятие первостепенное! «Престижный» кроссовер в нагрузку получит ксенон, навигацию с 7-дюймовым дисплеем и кое-какой декор салона.
Наконец, Sorento может быть и 7-местным. Но только в комплектации Premium, которой сопутствует панорамная крыша и диски 18” – на дюйм больше, чем у более доступных машин. Так что любителям путешествовать в большой компании придется оплатить весь этот набор за 160 тысяч целковых.
Остается добавить, что Sorento оснащают не только бензиновым, но и дизельным двигателем, который поднимет цену машины еще на 100 000 рублей. В общем, как вы уже успели заметить, прайс на нынешний Sorento отнюдь не является тем козырем, которым можно смело бить карты конкурентов.
Снаружи и внутри
Внешность – вот чем Sorento цепляет в первую очередь. Каких-либо откровений в дизайне нет, но нельзя не отметить тот факт, что машина у шеф-дизайнера Kia Петера Шрейера нарисовалась изящная. Правда, с некоторых ракурсов Sorento изрядно напоминает Lexus RX, но корейцам такое сходство только на руку.
По периметру кузов опоясывает оберег в стиле офф-роуд: накладки на порогах и бамперах, на нижней части дверей и по окружности колесных арок выполнены из неокрашенного пластика. На этом практичном фоне недостаточно стойкая краска, которой покрыты взгромоздившиеся на крышу рейлинги, выглядит досадным проколом: все-таки рейлинги – это не только элемент декорации, но и важный плацдарм для крепления багажника.
Пред посетителями салона Sorento предстает учтивым гостеприимцем: здесь и в плечах широко, и над головой неба хватает с избытком, и в ногах правда есть. Сомневаетесь, сможет ли такие просторы освоить теплом штатная печка? А зря: инженеры предусмотрели воздуховоды не только на передней панели и под креслами водителя и штурмана, но и в центральных стойках кузова. А 7-местной версии положен еще и отдельный блок управления климатом – естественно, со своими собственными дефлекторами.
Впрочем, места на «галерке» откровенно подростковые: с комфортом там смогут разместиться лишь те, чей рост не превышает 170 см. Высоким пассажирам предназначен удобный второй ряд: потолок здесь заметно выше, а спинку дивана можно отклонять на довольно широкий угол – в дальней дороге эта особенность наверняка порадует. Равно как и удобный центральный подлокотник с парой подстаканников. Но все же самые лучшие условия проживания – на передних креслах, подушки которых еще больше приближены к полу. Пассажир наверняка не стал бы возражать против того, чтобы у его сиденья была регулировка по высоте, но на ней корейцы почему-то сэкономили даже в самой дорогой комплектации.
Надо отметить, что в остальном топовое исполнение Premium заслуживает своего названия. Когда оказываешься в салоне со светлой перфорированной кожей, сенсорным 7-дюймовым дисплеем в передней панели и парой люков, распростертыми почти на всю крышу, впечатление, и без того интенсивное, что Sorento не по происхождению богат и благороден, только усиливается.
А еще хочется пару теплых слов отвесить системе доступа без ключа, которую кроссоверу прививают начиная с версии Lux. Центральный замок срабатывает по приказу кнопки, расположенной на дверной ручке, существенно облегчая доступ в салон: не нужно шарить пятерней в кармане, разыскивая брелок и нащупывая нужное нажатие. И даже такие, казалось бы, несущественные детали, как центральные стойки кузова, обитые материей вместо пластика, тоже исключительно благотворно влияют на позитивное восприятие машины.
Едьте прямо!
Sorento Classic хоть и значится базовым, однако и ему вполне под силу произвести должное впечатление на электорат. Эффектные приборы с крупной оцифровкой, обрамленные толстым хромированным кантом, замечательно информативны. Рулевое колесо, даром что не укутано в кожу, отлично ложится в руки, благодаря уместным приливам в местах хвата, а для чувства глубокого удовлетворения не хватает разве что кнопок управления «музыкой» на спицах. Штатная аудиосистема не только хорошо выглядит, но и умеет воспроизводить все современные музыкальные файлы и радует обилием входов для современных носителей музыки. Интересный факт: на машинах с «механикой» стояночным тормозом придется управлять по старинке, затягивая рычаг между сиденьями, в то время как при АКП функция «ручника» возложена на педаль, повисшую самым американским образом над площадкой для отдыха левой ноги.
Машины в более щедрых комплектациях очаровывают еще быстрее. В исполнении Comfort у руля появляется кожный покров и кнопки управления «музыкой», а салон расцветает дополнительной иллюминацией: пущенная по центральной консоли и панелям дверей красная подсветка добавляет интерьеру известную толику благородства. В этой же версии появляется и регулировка руля по длине. Правда, как выяснилось, и этой меры недостаточно, чтобы обеспечить оптимальную посадку всем-всем-всем. И вообще, когда первые восторги работой дизайнеров поутихнут, притаившийся в каждом из нас критик воспрянет ото сна, начиная подмечать недочеты, которых Sorento, увы, не лишен.
Неприятности мелкие и побольше
Основные претензии к первым трем комплектациям крутятся вокруг эргономики: без регулировки подушки по углу наклона человек выше 180 см едва ли сможет расположиться в кресле таким образом, чтобы бедро правой ноги обрело комфортную точку опоры. Да и боковая поддержка у широкого тканевого кресла, честно говоря, так себе. В более дорогих версиях с кожаным салоном и «электрическими стульями» такой проблемы нет.
Но обосновавшийся между передними креслами бокс с широкой и мягкой крышкой одинаков на всех машинах, и расположен он почему-то ощутимо ниже, чем дверной подлокотник. Посему, как нетрудно догадаться, правый локоть будет всегда ниже левого. Этак и до сколиоза недалеко…
Навигация сама по себе достойна похвалы. Она наглядна, легка в управлении и радует своей осведомленностью: ей известны дворовые проезды Москвы и знакомы основные улицы городков и сел Подмосковья. Но настойчивое «Едьте прямо!» способно основательно порезать слух даже человеку, не обремененному филологическим образованием. От таких голосовых подсказок хочется отказаться раз и навсегда. А вот еще одна цитата того же автора, увековечившего себя в системе надписью «Прилет в конечный пункт»…
Омыватель фар включается отдельной кнопкой – вот, казалось бы, мудрое решение, позволяющее избежать перерасхода «омывайки». Но не тут-то было: даже если оставить кнопку в покое, фары не перестанут принимать душ – достаточно того, чтобы они были просто включены. В итоге бачок опустошается все так же предательски быстро.
Не все гладко и с обзорностью. В повороте за широченной передней стойкой запросто спрячется иная малолитражка. Задним ходом сдавать приходится с опаской – даже в том случае, если вы раскошелитесь на дорогой Prestige с камерой заднего вида. Прецизионной точности парковки она не добавит: картинку с нее получает не 7-дюймовый дисплей на центральной консоли, а маленький, чуть более спичечного коробка, «глазок», вмонтированный в зеркало заднего вида.
И, наконец, общие недостатки для всех без исключения версий. Мощный обогрев кресел имеет всего два режима: не успели вовремя выключить – и готова хрустящая корочка. Двигаемся дальше. Бортовой компьютер управляется вовсе не клавишами на спицах руля и не командами с подрулевых переключателей – как на японских машинах 10-летней давности. Эта кнопка далеко не последней важности разместилась на приборной панели. Опять же, если включена навигация, то угадать навскидку, какая работает радиостанция, не получится: придется крутить ручку магнитолы.
Возможно, кому-то покажется, что мы излишне строго спрашиваем с Sorento. Что ж, воля ваша. Но раз уж внешностью, отделкой и, главное, ценой Kia столь усердно тянется к дорогим и породистым автомобилям, то и спрос с него особый.
По дорогам…
В теории бензиновых 174 сил, упакованных в 2,4 литра рабочего объема, Sorento должно хватать за глаза. Но в реальности ситуация выглядит неоднозначно. Двигатель уверенно везет снизу и не тушуется на средних оборотах, позволяя легко держаться в темпе шустрого трафика; а разогнавшись на загородной трассе, кроссовер непринужденно поддерживает крейсерские 120–130 км/ч. И «автомат» при этом работает споро, сменяя передачи мягко и своевременно.
Немного нервно
Однако, каких бы то ни было спортивных амбиций Sorento лишен начисто, хотя физкультурный имидж кроссовера поначалу побуждает настроиться на активную езду. В угоду экономичности «автомат» нагрузили шестью довольно длинными передачами: например, 90 км/ч достижимы уже на второй. А всякие попытки пришпорить машину педалью газа грозят обернуться потерей комфорта: скажем, если в штатных режимах движения двигатель шелестит ненавязчиво-вкрадчиво, то ближе к красной зоне начинает голосить надрывным фальцетом. Попутно выясняется, что в ручном режиме «автомат» хоть и позволяет мотору выкрутиться до ограничителя, но в пределах заранее выбранной передачи не удержится.
И все же даже такой характер бензиновой версии позволит потешить самолюбие – по крайней мере, зимой. Пока коммунальные службы снаряжают свою могучую технику, а среднестатистические седаны и хэтчбеки беспомощно ковыряют снежную кашу в поисках асфальта, полноприводный Sorento, загребая всеми четырьмя колесами свежевыпавший снег, торжественно утюжит улицы и проспекты.
Аппетиты
По большому счету, в единственный недостаток бензиновой машины можно записать изрядный расход топлива. Неплохо настроенное шасси с довольно короткоходной подвеской вполне позволяет шустрить, но стоит только перейти в активный драйв, как аппетиты машины возрастают до 15–16 литров на сотню. Конечно, ранним воскресным утром да на свободном загородном шоссе расход можно устаканить до десяти с небольшим литров, если стараться удерживать скорость в пределах 80–90 км/ч. Но в жизненном ритме столицы такой результат, увы, недостижим.
А как ведет себя дизель? Намереваясь выложить минимум 1,4 миллиона за 2,2СRDi с АКП, вы наверняка рассчитываете на целый ряд преимуществ. Можете не сомневаться – вы их получите: заметно возросшая тяга и более напористое ускорение чувствуется с первых же метров пути. Однако заглянув в ТТХ, вы изрядно удивитесь: на самом деле время разгона до сотни у турбодизельного Sorento меньше всего на полторы секунды. Нюанс кроется в том, что бензиновый двигатель приходится взбадривать высокими оборотами, в то время как дизель уверенно вывозит непосредственно с холостых.
Экономичность дизельной машины, как несложно догадаться, заметно выше. Впрочем, расход топлива мотора СRDi менее зависим от стиля езды: вывести его за пределы 12,5 литра крайне трудно, даже как следует натоптав акселератором. А уж если поставить перед собой цель увеличить пробег между заправками, то легко добиться скромных 9,4 л на сотню.
Однако, как ни прискорбно, дизель все же не лишен недостатков. Уход температуры воздуха в минус оборачивается замедленным прогревом мотора до рабочих значений, а если стрелка термометра опустится до 12–15оС ниже нуля, время прогрева возрастает до 25–30 минут. Для сравнения: бензиновый Sorento то же самое упражнение проделывает чуть ли не вдвое быстрее.
А еще придется осваивать поиск АЗС с гарантированно хорошей «соляркой»: современные турбодизели с высоким давлением впрыска очень чувствительны к качеству топлива.
Есть свои тонкости и в настройке подвески. Шасси Sorento являет собой тот нечастый случай, когда даже незначительное увеличение диаметра и ширины колес самым радикальным образом сказывается на устойчивости машины и остроте рулевого управления. Зиму можно пережить и на штатных 17-дюймовых колесах, однако для лета желательно подобрать диски и шины 18” – благо у Kia есть что предложить на этот счет.
На бездорожье
В обычных условиях движения весь крутящий момент мотора трансмиссия Sorento передает на передние колеса. Но как только дело доходит до пробуксовки, в работу вступает муфта подключения задней оси. В принципе, она довольно споро справляется с возложенной на нее задачей. Однако бывают и исключения.
Например, на подъеме передние колеса разгружаются и успевают потерять сцепление с покрытием, и тогда кроссовер получает шанс основательно закопаться. Инженеры Kia об этой особенности, похоже, знают: они предусмотрели возможность принудительной блокировки муфты – надо заранее нажать на специально обученную кнопку слева от руля. Полномочия блокировки действуют на скорости до 30 км/ч. Кроме того, дабы электроника не душила двигатель при езде в сложных условиях, следует заблаговременно отключить ESP.
Но на сколь-либо серьезное бездорожье все же лучше не соваться. Скрипы и даже стуки в подвеске, сопровождающие ход отбоя амортизаторов, заставляют напрячься: придется научиться преодолевать препятствия как можно более нежно и ласково. Моторный отсек прикрыт снизу всего-навсего пластиковым пыльником, который отделяют от планеты 185 мм. Испытывать на прочность ледяные глыбы такой «защитой» не стоит. Кроме того, задний бампер Sorento хоть и расположен достаточно высоко над землей (340 мм), сам свес мог бы быть поменьше.
Грузим чемоданы
Если на бездорожье длинная корма мешает, то грузовым способностям машины она сильно помогает. При 5-местной компоновке к вашим услугам ровная площадка 1100 на 1270 мм. Пожалуй, это рекордный показатель для среднеразмерных «паркетников».
Мало того, Sorento может похвастать еще и глубоким подпольем, разделенным на два отсека. В том, что расположен ближе к «выходу», сподручно хранить домкрат (в случае прокола колеса не придется опустошать багажник целиком) и какой-нибудь нехитрый шанцевый инструмент, который окажется полезным за пределами асфальта. Наконец, для перевозки негабаритов можно сложить спинку дивана: длина грузовой платформы увеличится до 2070 см, а объем возрастет с 530 до 2052 л (при загрузке до потолка).
Полноразмерная «запаска» прописалась снаружи под днищем багажника: ей уготована участь быть вечно грязной. Так что на всякий пожарный настоятельно рекомендуем возить с собой не только рабочие перчатки, но и халат.
Безопасность на 5
Щедрый набор средств безопасности положен всем полноприводным Sorento: активные передние подголовники, набор фронтальных и боковых подушек плюс надувные «занавески», защищающие по всей площади бокового остекления. Все это позволило кроссоверу получить отличную оценку в тестах ЕвроNCАР.
Отметим и удачно расположенный центральный ремень безопасности, благодаря которому ребенок уже лет с восьми сможет ездить на заднем диване без использования специального кресла. Самых же маленьких пассажиров можно возить спереди, установив детское кресло спинкой вперед: эйр-бэг, как и положено, сделан отключаемым.
Система стабилизации, как мы уже упоминали, является обязательным атрибутом всех полноприводных Sorento. Спуститься же вниз по крутому пригорку поможет электронный ассистент, вызываемый кнопкой, что слева от руля. Он не позволит развить скорость выше 8 км/ч и поможет колесам сохранить сцепление даже на дороге со сложным рельефом.
Эксплуатация, сервис
Дилерская сеть Kia сегодня не просто огромна – она стала одной из наиболее развитых среди всех прочих марок. Авторизованные дилеры работают в 74 городах России. Традиционно наибольшее количество дилерских центров можно насчитать в Москве (33) и Питере (11). Обслуживать Sorento придется минимум раз в год или же через каждые 15 000 км пробега – только в этом случае вы сохраните гарантию на 5 лет или 150 тысяч километров. Интересно, что стоимость ТО разнится от дилера к дилеру. Но средневзвешенная цена будет близка к затратам на обслуживание японских вседорожников.
При внимательном изучении условий гарантии можно обнаружить, что они не столь привлекательны, как хотелось бы. Например, в замене тормозных дисков, глушителя или щеток стеклоочистителей вам могут отказать по причине их «естественного износа». Но даже если пресловутый износ себя ничем не обнаружит, то гарантия на эти детали так или иначе не превысит 12 месяцев или 15 000 км пробега. Застучавшие стойки стабилизатора бесплатно заменят только в том случае, если машина пробежала не более 30 000 км, а аудиосистеме срок отпущен лишь вдвое больший. Впрочем, схожие стандарты ответственности сегодня, увы, практикует не только Kia…
МЫ РЕШИЛИ:
В умении преподать себя в выгодном свете Sorento превзошел, пожалуй, любой другой корейский кроссовер. Он выглядит респектабельно и богато, а в наиболее дорогих версиях Prestige и Premium подкупает благородством оснащения и обволакивает уютом. С турбодизелем 2,2 CRDi машина демонстрирует завидный темперамент. Основные же недостатки простираются главным образом в ценообразовании: цена на Sorento регулярно растет, а ставить Kia на одну ступень с более породистыми вседорожниками готовы далеко не все.