Skoda 1101 Tudor: звучит гордо
В этих маленьких городках на юге Чехии за последние шесть десятилетий, кажется, мало что изменилось. Аккуратные домики, узенькие улочки, ухоженные скверики и палисадники. Впрочем, сразу после войны все это вряд ли выглядело так нарядно. А, скажем, в 1948-м? Может, именно об этом пытается рассказать на высокой ноте бодро тянущий синюю Skoda моторчик. Ведь этот год машина помнит очень хорошо.
Мир Tudor
Полное имя – Skoda 1101 Tudor. Никакого отношения к знаменитой британской династии автомобиль не имеет. Так почему-то трактовали банальное английское словосочетание two doors (две двери). Звучит, тем не менее, гордо!
Чешским автомобилестроителям действительно было чем гордиться. Перед Второй мировой промышленность небольшой республики выпускала самые разные, очень неплохие авто. В частности, концерн Skoda предлагал широкую гамму моделей – от недорогих, но добротных с четырехцилиндровыми моторами до шикарных представительских «крейсеров» с мощными «шестерками».
Бомбы союзников накрыли завод в Млада-Болеславе, как и всю промышленность оккупированных стран, работавших на Германию, в самом конце апреля 1945-го. Пятого мая производство окончательно остановили. Война заканчивалась, хотя в Праге еще больше недели шли уличные бои. Но на заводе уже существовали макеты нового недорого автомобиля, который должен был сменить удачную предвоенную Skoda Popular.
Именно с нее, пока новая модель еще не была готова, уже в 1946-м начали послевоенное производство. Построив примерно 250 экземпляров, в том же году представили заметно измененную Skoda 1101» по имени Tudor.
Кстати, автопроизводителей, которые так быстро предложили покупателям послевоенные новинки, в мире немного, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Сохранив общую схему автомобиля – хребтовую раму, независимые рессорные подвески (спереди – на поперечной рессоре), фирма предложила кузов гораздо моднее предвоенного и мотор объемом 1,1 л, пусть известный, но форсированный на 2 л.с. – до 32 сил. Очень неплохой показатель для автомобиля такого класса в те годы.
Машина пошла в серию уже в 1946-м, став одним из символов возрождения разрушенной и обедневшей республики.
Жить в эпоху перемен
Симпатичный кабриолет удивительно резво разгоняется. Легкие педали, четкие передачи (третья и четвертая – синхронизированные). Совсем не тяжелый руль. Tudor легко и даже приятно управляется. Конечно, на дороге, особенно на скоростях выше 70 км/ч, кабриолет начинает заметно плавать, а на руль реагирует с задумчивостью не подготовившегося к экзамену студента. Особенно неприятно, когда на узенькой лесной дорожке из-за поворота вываливает, скажем, самосвал Tatra, от которого лучше уйти поближе к обочине. Во времена молодости Tudor грузовики были поменьше и так не ездили!
Тормоза у машины эффективные и понятные. Вообще, автомобиль вполне сравним с лучшими предвоенными немецкими образцами своего класса или... с «Москвичом-400» (в девичестве Opel Kadett). Сидеть спереди в Skoda даже поудобней: педали и руль достаточно далеко. Сзади, правда, тесновато, как, впрочем, в большинстве небольших двухдверных моделей того времени. Печки до 1949 года на «шкоды» не ставили, и это тоже было нормой для многих недорогих машин.
Представляю, как нравилась Skoda 1101 покупателям конца 1940-х! Впрочем, хотя завод довольно быстро превысил уровень предвоенного производства, среди владельцев таких «шкод» простых смертных было немного, все больше чиновники. В эпоху перемен они, как известно, плодятся особенно интенсивно. Ну а кабриолеты, как этот Tudor, вообще особая статья – их в основном поставляли на экспорт. Skoda, к слову, пользовались неплохим спросом еще с довоенных времен, в том числе в Западной Европе, особенно в Скандинавии.
Кабриолет, да еще двухдверный, для небольшой, едва оправляющейся от войны страны – символ перемен, улучшений, свободы. Но именно в год рождения этой машины – 25 февраля 1948-го – страна стала, по сути, другой. Вроде и солнце, и дороги, и даже городки – прежние. Но новое правительство четко определило положение Чехословакии – на восток от железного занавеса.
Теперь всемогущая коммунистическая партия решала, как жить, о чем думать, куда ездить, что читать, какие делать автомобили и кому их продавать. Далеко не у всех это вызвало воодушевление. Кстати, одна из крупнейших забастовок (уже в 1953-м) прошла на заводе Skoda, правда, не в Млада-Болеславе, а в Пльзене. Но перемены были неотвратимы, а результаты их, казалось, вечны.
Tudor оказался последней Skoda той, прежней Чехословакии и первой – новой социалистической, имя которой со временем стали все чаще заменять четырьмя заглавными буквами – ЧССР.
Чехословакия, правда, продолжит серийно выпускать кабриолеты и спортивные купе. Но от разнообразия моделей к 1990-му останется, по сути, одна-единственная, а экспорт на Запад станет символическим.
Rychlost a brzda
Удивительный язык! Во многом похож на наш, а порой – совсем наоборот! Скажем, «спотреба палива» – расход топлива. Правда, совсем не трудно догадаться? У Tudor он, к слову, вполне умеренный: по паспорту в среднем 8,5 л/100 км. Да и сегодня, по словам владельца, примерно такой же. Скорость, по-чешски «рыхлость», у Skoda Tudor приличная – до 100 км/ч. А «брзда», то есть тормоза, гидравлические, для тех лет очень даже эффективные.
Синий симпатичный кабриолет, вызывая добрые улыбки водителей и пешеходов, неспешно, но весело катит по узеньким дорожкам и тихим патриархальным городкам. Все-таки хорошо, что они да и машина за последние шесть десятилетий почти не изменились…
Чешское выдержанное
Skoda 1101 Tudor (заводское обозначение – тип 938) выпускали с 1946 по 1949 год. Автомобиль оснащали мотором мощностью 32 л.с. при объеме 1,1 л и четырехступенчатой коробкой передач. Строили двухдверные закрытые автомобили, кабриолеты, родстеры, фургоны и санитарные машины. С 1948-го производили модернизированный вариант Skoda 1102, в том числе с четырехдверным закрытым кузовом. До 1951 года выпустили 66 904 автомобиля, из них кабриолетов первого поколения (1946–1948 годы) лишь около 2000 штук.
Редакция благодарит Яна Егиды и компанию Skoda
за предоставленный автомобиль