КамАЗ-4326: Допинг-контроль
ИНОХОДЕЦ
Спортивная база «КамАЗ-Мастер» напомнила операционную. Вхожу в «шлюз», он же мойка, и только затем попадаю в поразительно чистый цех, где собирают гоночные грузовики. Здесь – место рождения грузовика КамАЗ-4326.
Новинка заметно отличается от прежних моделей. Для лучшей развесовки кабину максимально сдвинули назад, предварительно опробовав такое решение на опытном экземпляре. Отзывы гонщиков подтвердили верность концепции: машина стала послушнее в управлении. Правда, ради этого пришлось, по сути, заново компоновать автомобиль.
Еще один постоянный объект внимания – подвеска. В прошлом году реактивные штанги нещадно страдали от летевших в них камней, потому толщину их стенок увеличили. В условиях гонки ломались даже мощные мосты – в новой машине применили импортные узлы «Сису» меньшего веса. А вот барабанные тормоза, как и раньше, собственного производства.
Основательно потрудились над освещением – галогенные фары заменили биксеноновыми. Но установили их не в бампере, как на гражданской машине (их хватило бы на считаные километры марафона), а на кабине. Еще выше смонтирована дополнительная «люстра». Но даже при таких прожекторах гонщикам все равно хочется больше света.
Помня опыт предыдущих «дакаров», выхлопные трубы перенесли в корму – чтобы отработавшие газы не грели задние тормозные механизмы и колеса.
Пилоты рассказали, что новый КамАЗ обладает совершенно особенным характером. По управляемости он похож не на грузовик, а скорее на большой легковой вседорожник. После прыжков его поведение более предсказуемо, да и стабилизировать машину стало легче.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ПУСТЫНЮ
Важную роль в гонках играет давление в шинах – камазовцы уделяют ему особое внимание. Обычный диапазон давления в условиях ралли-рейда – от 2 до 7 атмосфер. На шести-семи едут по трассе с твердым покрытием, позволяющим развить высокую скорость. Четыре-пять – самое ходовое давление на извилистом пути. Три-четыре – подходит для ухабистой песчаной дороги. Самый низкий диапазон – от 2 до 3 атмосфер. При таком давлении колеса выглядят почти спущенными, но позволяют преодолевать тяжелые пески.
«Перед штурмом песчаных дюн важно угадать давление и вовремя включить межосевую блокировку, – говорит победитель «Дакара» Владимир Чагин. – Остальное зависит от пилота. В песках чувство автомобиля должно быть гораздо острее, чем на любом другом покрытии».
Но не только песок выступает злейшим соперником гонщика – трасса ралли-марафона также щедра на ямы и промоины. Некоторые крупные препятствия прописаны в легенде, но при обгонах экипаж часто съезжает с траектории, а вот здесь уже терра инкогнита. Бывало, на пути возникали ямы длиной до 3–4 метров и глубиной до двух, тут единственный способ спасти машину и уберечь людей – прыжок!
При приземлении ударные нагрузки на позвоночник довольно жесткие, поэтому сиденья подбирают для каждого пилота индивидуально. Они не должны быть ни тесными, ни слишком просторными. Учитывают и тот факт, что спортсмены проводят в них по 8–12 часов в сутки.
По каждому автомобилю ведут статистику, отмечая все мелкие и крупные неисправности. Затем их обсуждают с инженерами. Важно, чтобы проблема, возникшая хоть раз, никогда больше не повторилась. Ведь один из факторов хорошего результата – отсутствие простоя в ремонте.
Сейчас основное направление совершенствования автомобиля – снижение его массы не в ущерб надежности. И если конструкторы справятся со своей задачей, догнать российские тяжелые вседорожники станет еще труднее.