Продажи в 2010 году: назло прогнозам
Нечаянная радость
Примерно с 2000 по 2008 год авторынок РФ бил все прогнозы, демонстрируя высокие темпы роста: плюс 30, 40, 50% в год… Аналитики и дальше загибали кривую роста вверх, а он вдруг взял и рухнул. Да так глубоко, что никто не ожидал, – в два раза! Таких темпов падения тоже никто в мире не видел – ни в странах развитых, ни в развивающихся, из группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Поэтому прогнозы на 2010 год делали более чем скромные: 1–1,3 млн. автомобилей.
Январь и февраль стали худшими месяцами для дилеров за последние 10 лет. Однако в марте, стоило заработать программе утилизации, рынок стал быстро оживать, и уже в апреле-мае аналитики повысили годовой прогноз до 1,4–1,5 млн. машин.
Но реальность опять обманула: по итогом года продали 1 910 573 новых легковых и легких коммерческих автомобиля. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), рост составил 30% по сравнению с 2009 годом. Только в декабре продали 204 586 автомобилей (рост к декабрю 2009-го – 60%!)
Понятно, что огромную роль в оживлении рынка сыграли две государственные программы: льготы на приобретение нового автомобиля при сдаче старого в утиль и субсидирование кредитов. Причем, по поводу первой в правительстве были, как известно, большие сомнения (хотя во многих странах подобные методы успешно работали и работают). И «вводили» ее почти год.
Вторую запустили еще в 2008-м, но в таком корявом виде, что реально она начала действовать лишь в прошлом году. Кстати, программа утилизации у нас продолжается до конца этого года, а инфраструктуры для избавления от автомобильного металлолома по-прежнему нет, так как нет соответствующей законодательной базы. Вот и занимаются разборкой сданных машин в основном вручную, на небольших временных площадках. В лучшем случае, обещают подготовить нормативную базу к 2012 году – как раз к завершению программы утилизации…
Но я отклонился от темы, ведь положено ликовать – рынок-то ожил! В плюс вышли почти все марки.
Победителей не судят
Главным бенефициаром (русский синоним звучит еще более коряво – выгодоприобретатель) года оказался, естественно, АВТОВАЗ.
Если в 2009-м он упал ниже всех (чтобы его реанимировать, правительство потратило огромные бюджетные средства), то год спустя он и больше всех вырос – на 48% (продано 517 тыс. «лад»). В декабре рост продаж составил и вовсе фантастические 78%! Понятно, что главную роль в этом сыграла программа утилизации (не секрет, что под Тольятти она и писалась) – по сертификатам реализовали 221,6 тыс. машин (преимущественно «пятерки» и «семерки»), почти половину.
Отлично шли дела у Chevrolet, Kia, Renault, Ford, Hyundai, VW… Неудивительно – у них собственные заводы в России, и предусмотрены бюджетные модели. А вот японские производители, за исключением Toyota и Nissan, чувствовали себя хуже. Причина – неподъемные (для покупателя) цены из-за высокого курса иены.
И если Mitsubishi, а также Suzuki в течение года потихоньку нарастили продажи (у Mitsubishi в декабре – плюс 129%!), то Mazda, Subaru и Honda закончили год в минусе. В отстающих марки концерна Chrysler и Hummer, чья история, увы, похоже, закончилась навсегда, а также некоторые китайские марки.
Кому точно кризис не страшен, так это люксовым брендам. Практически все они в прошлом году показали хорошие результаты. У Mercedes и Volvo вообще феноменальный рост продаж – на 64 и 54,5% соответственно!
Тяжек труд аналитика
Среди отдельных моделей в количественном отношении по-прежнему лидируют Lada, а чемпионы среди иномарок те же, что и в прошлом году. Девять из десяти моделей в топ-листе собраны в России, и одна, Daewoo Nexia, в СНГ (Узбекистан). Но в течение этого года расстановка может здорово измениться с появлением перспективных новичков – VW Polo Sedan (отлично продается с сентября 2010-го), Hyundai Solaris (с января). Ближе к лету компанию им составит новый Kia Rio: говорят, его базовая стоимость будет на 10–20 тыс. рублей ниже, чем у Solaris. А к осени «выстрелит» АВТОВАЗ – с конвейера начнет сходить сверхбюджетная по цене и «почти европейская» по дизайну и качеству (как нам обещают) Lada Granta.
В результате, по предварительным, весьма осторожным прогнозам АЕБ, в течение 2011 года российский рынок вырастет на 18% – до 2,25 млн. автомобилей. А в следующем году, по мнению председателя АЕБ Дэвида Томаса, он вернется на докризисный уровень 2008 года – с результатом 2,8–2,9 млн. Дальше все будет просто хорошо, и Россия наконец-то станет европейским авторынком номер один (пока мы пятые).
Но прогнозы в нашей стране – дело неблагодарное. И достаточно рискованное. Во всяком случае, ни один из наших аналитиков даже не пытался просчитать реакцию рынка на возможную новую волну мирового экономического кризиса. А между прочим, многие западные наблюдатели пророчат, что она придет году в 2015-м. Правда, последствия будут менее катастрофическими, чем сейчас, но все-таки… Прошлый кризис показал, что падаем мы куда глубже, чем кто-либо другой.
Однако нынешний год обещает быть удачным для обновления автопарка. Политологи уже окрестили его «годом закачивания денег» – в экономику, социальную сферу, армию… Ведь впереди выборы. А вот на 2012 год бюджетных денег может и не хватить. Но все-таки хочется верить, что все будет хорошо.