По дорожке и одежка: все о защитной экипировке
«На каждый день» большинство выбирает что попроще, подешевле, полегче. При этом многие задаются вопросом «ЧТО?», не ответив на вопрос «ЗАЧЕМ?». А ведь для разной техники (и техники езды) и рекомендации тоже разные.
ВНЕ ДОРОГ. Поездки и соревнования вне асфальта, по естественным и искусственным трассам и без дорог вообще требуют специфического подхода. Главное внимание защите тела, головы и конечностей от ударов о твердые предметы (камни, деревья, сам мотоцикл, грунт при неудачном приземление после затяжного прыжка и т.п.). Кроме того, техника пилотирования подобного мотоцикла подразумевает активные движения пилота, включая использование ног для опоры. Зато сравнительно невысокая скорость и относительно низкий коэффициент сцепления с грунтом позволяют отнести повреждения кожных покровов при скольжении в результате падения на второй план. Мы уже писали о выборе «грязного» экипа («Мото», №9–2010), но повторение с уточнениями не помешает.
НА «КОЛЬЦЕ». Асфальт весьма абразивен и при падении с высокой скорости почти сразу протирает текстильную экипировку до нежного тела самого мотогона. Сама техника управления «спортом» или спорттуристом не предполагает таких активных перемещений по мотоциклу, как в оффроуде, так что пилота можно довольно плотно затянуть в кожаный комбинезон
НА ДОРОГЕ …как известно, все равны. Все мы, от «скутерастов» до «пластиков» и «голдоводов», накручивая километры по дорогам общего пользования, при выборе экипировки идем на компромисс между защитой, удобством и, конечно же, «дресс-кодом»
- Шлемы. Что выбрать: Flip-Up (с откидной челюстью), Jet (открытый) или интеграл – зависит от скорости и предпочтений. В открытом прекрасный обзор и обдув, но минимальная защита. В «откидном» можно курить и общаться, не снимая «скорлупы», уровень защиты ближе к интегралу, но он и тяжелее всех.
- Текстиль или кожа? С точки зрения защиты кожа лучше. Даже потеряв внешний вид, она продолжает работать. Только летом в пробке чувствуешь себя в ней как в селедка в собственном соку. Текстильный экип дешевле, легче, лучше «дышит», но при этом фактически одноразовый - после серьезного падения он превращается в лохмотья. Есть и комбиринованные варианты - текстиль плюс кожа. Тут уж вам решать, в зависимости от специфики эксплуатации.
- Обувь. Кроссовки, берцы или все же мотоботы? Надо понимать, с какой бы скоростью ты ни ехал, при падении голеностоп наиболее подвержен травмам. Соответственно, в дорожной обуви должна быть фиксация голеностопа, защищен мысок и подошва. Ни кроссовки, ни казаки такими свойствами не обладают.
О любителях сланцев и маечек.
Вот история, которую рассказал многократный чемпион и призер Советского Союза по многодневке, мастер спорта Вячеслав Дементьев. «Еще в советские годы, находясь на сборах, во время тренировки я упал и, похоже, вывихнул палец руки. Придя в медпункт при базе сборной СССР по велоспорту, которая находилась по соседству, я был шокирован: передо мной в очереди сидели велосипедисты, у которых была целиком ободрана спина, отсутствовали значительные части майки, у других не было половины шорт, а бедра представляли одну сплошную ссадину. Посидев пару минут в очереди и посмотрев на свой палец, я встал и ушел».
Истории с мотофорумов (авторский текст сохранен):
…Не справился с управлением, красочно кувыркнулся с мотика и неудачно приземлился. Из защиты – только шлем. В итоге – вывих правого плечевого сустава.
…Ехал без экипа. На скорости 60 км/ч взорвалась камера в переднем колесе. В результате множественные ушибы и 40% тела в «асфальтовой болезни».
…Без экипа поехал за друзьями, взявшими покататься мой скутер. На одном из поворотов разогнался, выжав из китайца ВСЁ, и – бамс! – лобовое столкновение с моим же аппаратом. В тяжелом состоянии попал в больницу с черепно-мозговой травмой, обширной «асфальтовой болезнью» и множественными ушибами. Шестнадцать швов и несколько месяцев на больничной койке.
…Катались на квадрах. Из экипа была только куртка. На скорости 60 км/ч по глазам хлестнуло веткой. Пока моргал, влетел в дерево. Попал на два сломанных ребра и вывих лодыжки.
…В дорожных (!) ботах катался на эндурике. После поворота лег в песочек на левую сторону, и ногу зажало мотом. По привычке попытался откатиться в сторону – нога не пустила. Перелом основания малой берцовой кости со смещением, перелом II, III, IV плюсневых костей со смещением, перелом голеностопного сустава со смещением. На эндурик – только в кроссовых ботах!!!
РЕЗЮМЕ. Если вы думаете, что с вами уж точно ничего не случится, что вы ездите медленно и осторожно, что вас все видят и, конечно же, любят, вынужден разочаровать. На наших дорогах все еще справедлива догма: не ты, так тебя! Ну а провести сезон за рулем любимого байка, или наблюдая за ним из окна больничной палаты – персональный выбор каждого. Ведь было достаточно просто надеть экип.