Fuso Canter из России

Грузовики японской конструкции собираются теперь в Набережных Челнах.

Mitsubishi – крупнейший и старейший машиностроительный концерн Японии, созданный в 1873 году, специализировался на судостроении и выпуске различного оборудования. С того времени известна его эмблема – три красных ромба, символизирующих три алмаза.

В 1917 году была приобретена лицензия на производство итальянского легкового автомобиля Fiat Zero – его назвали Mitsubishi «А», первый серийно выпускавшийся в Японии автомобиль. На следующий год на его основе были изготовлены первые грузовики. С 1920 года существует собственное производство ДВС, с 1928 года начали выпускать самолеты Mitsubishi. В 1934 году бы-ла образована компания Mitsubishi Heavy Industries, в которой было автомобильное подразделение. В 1932 году применительно к грузовикам и автобусам возникла марка Mitsubishi Fuso.

«Фузо» – так звучит по-японски слово «роза». После Второй мировой войны компания кроме грузовиков и автобусов выпускала американские джипы Willis CJ3B, мотороллеры и автобусы на электрической тяге. В 1963 году было создано первое поколение бескапотных грузовиков Canter.

«Кантер» – и не поймешь как перевести с английского: «легкий галоп» или «притворщик». Наверное, все же Cant сродни нашему «кантовать», «переворачивать». В 1970 году автомобильное отделение Mitsubishi Heavy Industries было преобразовано в Mitsubishi Motors Corporation (MMC). В 1971 году ММС начало сотрудничать с американской компанией Chrysler. В 2000 году после объединения Chrysler с немецким Daimler к Mercedes-Benz перешло 34% акций Mitsubishi Motors Corporation. Сегодня компания носит название Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation, а Daimler AG – ее главный акционер с долей 90 процентов. После того как в 2009 году Daimler приобрел 11% акций ОАО «КАМАЗ», было подписано и соглашение с Mitsubishi Fuso Corporation о создании СП «Фузо КАМАЗ Тракс Рус». Уже в апреле 2010 года в Набережных Челнах собрали первый Mitsubishi Canter.

Для производства в Набережных Челнах из всей гаммы Fuso Canter пока отобрали только модель FE85D, самого современного, седьмого поколения полной массой 7,5 тонны. У челнинского Fuso Canter нет каких-то существенных дополнений в конструкции, отражающих будущие российские условия эксплуатации. Считается, что автомобиль и так достаточно адаптирован. Разве что в топливный бак обязательно добавляют присадку-антигель, чтобы летняя солярка не стала «киселем» при первых морозах на застоявшемся у дилера автомобиле.

С учетом того, что предприятие работает меньше года, нет смысла расспрашивать о достигнутом уровне локализации. Понятно, что он минимальный. Из отечественных – здесь только эксплуатационные жидкости, аккумулятор, шины из Нижнекамска. Пока выполнена главная задача: отлажен процесс сборки грузовиков, темп – восемь автомобилей в смену.

К моменту моего приезда на завод, в Набережные Челны, в середине ноября 2010 года, изготовили 400 грузовиков. Все детали автомобилей в 40-футовых контейнерах сначала везут по морю, а в Набережные Челны они приходят по железной дороге. Как говорят руководители производства, важный момент в истории СП произойдет в 2012 году – на этот срок намечено освоить сборку рамы. Сейчас ее привозят уже склепанную, разве что большинство кронштейнов навешивают в Челнах.

Первыми дилерами «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» стали: в Москве компания «Мерседес Бенц Север», в Казани – «Фузо Центр Казань». В Казани работает учебный центр, где обучают особенностям конструкции и технической эксплуатации Fuso Canter сотрудников российских дилерских центров. К марту 2011 года уже открыты 50 дилерских центров. Гарантия на автомобиль – три года. Для справки: в Европе продажами и обслуживанием автомобилей Mitsubishi Fuso Canter занимаются 90 представительств Mersedes-Benz.

ДВИГАТЕЛЬ

Для Fuso Canter, собираемого в Набережных Челнах, предназначен дизель модели Mitsubishi 4D50-7AT7 рабочим объемом 4,899 литра, мощностью 150 л. с. при 2700 об/мин и моментом 471 Н.м при 1800 об/мин. Это настоящий «грузовой» автомобильный дизель, с приводом ГРМ надежными шестернями переднего расположения и распредвалов здесь два. Они установлены в алюминиевой головке блока, с четырьмя клапанами на цилиндр. Два распредвала – «изюминка» в конструкции, редко встречающаяся у дизелей коммерческого назначения. Блок гильзован сухими гильзами, размерность мотора 114х120 мм.

На что сразу обращаешь внимание, запустив двигатель челнинского Fuso Canter, как мягко и тихо он работает. Причем это заслуга самого мотора, а не сверхсовершенной хитроумной шумоизоляции: у японских грузовиков на полу обычно лежит тонкий-тонкий слой синтетического войлока и поливинилхлоридный коврик. Причем у мотора одинаково ровный характер вне зависимости от его температуры и оборотов.

Даже если он и проморожен несколькими зимними ночами и «трудится» на холостом ходу, то все равно не генерирует по всему автомобилю противную мелкую дрожь. Для создания этого «чуда» есть обыкновенные технические решения. Первое: здесь установлена самая современная и экономичная топливная аппаратура – электронноуправляемая Common Rail производства Bosch.

Впрыск топлива в камеру сгорания – тремя порциями разного объема: и давление в цилиндре нарастает плавно, и механическими регуляторами ТНВД не гремит. Пока российский производитель Fuso Canter официально не предоставляет цифры расхода топлива. Есть следующие данные: по трассе – 15 л, смешанный цикл – 18 л, городской – не известен.

Напомним, что во многом «аппетит» грузовика зависит от маршрута, скорости движения и мастерства водителя. Второе, и самое главное: вибрации гасят два балансирных, уравновешивающих вала – сверхредкое явление на четырехцилиндровых моторах объемом одного цилиндра около литра. Также не допускает передачи вибрации двигателя на раму оптимизированные по жесткости подушки подвески мотора и «гофра» приемной трубы глушителя Норм Евро-4 этот мотор достигает благодаря рециркуляции отработавших газов EGR (Exhaust Gas Recirculation), причем с жидкостным охлаждением газов. То есть ничего кроме солярки заливать в бак не придется.

Более высокого уровня уже, видимо, придется достигать нейтрализуя выхлопные газы водным раствором мочевины AdBlue. Японский стартер корпорации Mitsubishi Electric в очередной раз поразил компактностью, тихой работой и мощью. Во всяком случае, на московском 20-градусном морозе проблем с запуском Fuso Canter не было.

В приводе вентилятора применен надежный поликлиновой ремень и вязкостная муфта – в холода «пропеллер» не будет без толку перемешивать воздух под кабиной. В системе охлаждения из недостатков только низко расположенный радиатор. От земли до него всего 290 мм – совсем немного. Водителя необходимо серьезно инструктировать, чтобы не очень-то скакал на Fuso Canter через бордюры и не лез без разбора в первую попавшую колею.

ТРАНСМИССИЯ

Как и многие автопроизводители с мировым именем, компания Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation самостоятельно выпускает агрегаты трансмиссии, в частности, механические коробки передач и ведущие мосты. Если на Fuso Canter установлена механическая автоматизированная электронноуправляемая коробка или классический «автомат» с ГМП (японцы – любители «автоматов»), то можно не сомневаться: эту коробку сделала другая известная компания из Японии – Aisin Seiki.

Aisin входит в состав концерна Toyota, причем ее продукция – сцепления и коробки передач – пользуется большим спросом у многих японских, корейских и даже американских автозаводов. Однако оптимизация модификации Fuso Canter под производство в Челнах заставила ограничиться применением только механической коробки, зато здесь она шестиступенчатая.

Задний мост с экономичным гипоидным редуктором. Передаточное число единственное, без вариантов – 5,71. Зато есть самоблокирующийся дифференциал, видимо, как на ГАЗ-66 – кулачковый, повышенного трения. И кроме того, японцы обещают высокий ресурс агрегатов трансмиссии – более 200 000 километров.

ХОДОВАЯ

В отличие от многих европейских производителей среднетоннажников, японцы при изготовлении рамы Fuso Canter не используют лонжероны постоянного сечения. Но они и не делают их по классической схеме: когда спереди и сзади высота профиля уменьшается, что позволяет получить относительно низкое расположение кабины и приемлемую погрузочную высоту. Обычно раму с таким профилем сложно и дорого сделать в нескольких вариантах длины и колесной базы.

На Fuso Canter применен промежуточный вариант – сечение уменьшается только спереди, высота лонжеронов в середине длины составляет 226 мм, ширина полки 70 мм, толщина 6 мм. Это позволяет сделать раму в семи вариантах базы: от 2500 до 4470 миллиметров.

Однако в Челнах не стали ориентироваться на короткобазные грузовики и делают автомобили самых востребованных в России вариантов: 3410 мм, 3870 мм, 4170 мм и самая длинный – 4470 мм. Понятно, что в этом случае на грузовик совершенно свободно монтируется кузов длиной 6 метров – один из самых необходимых перевозчикам размеров платформы. Между тем длинный Fuso Canter в городе не станет слоном в посудной лавке. Благодаря большим углам поворота цапф на передней балке и 16-дюймовым колесам у Canter радиус разворота составляет всего от 6,1 м до 7,8 м, в зависимости от длины базы.

Однако у рамы есть и явные недостатки: по российским меркам задняя траверса слаба под установку не только полноценного буксирного устройства (на подобных грузовиках фаркоп чаще всего и не нужен), но и просто под крюки. Если сам застрял на нечищеной от снега дороге или кому понадобится помочь в такой ситуации, трос придется цеплять за серьгу рессоры. Но до нее еще надо добраться, а потом можно впопыхах и противоподкатный брус вывер-нуть… Более мощную траверсу и буксировочные крюки в СП планируют сделать при локали-зации рамы, тогда же освоят и большинство кронштейнов. Это станет одним из достоинств со-бираемого в Челнах «японца».

На Fuso Canter тормоза выполнены с гидроприводом и вакуумным усилителем, установленным между педалью тормоза и главным цилиндром. Вакуумный насос смонтирован не на генераторе, а отдельно на передней крышке – легко заменить. Тормозные механизмы барабанные – простые и понятные в ремонте нашим перевозчикам. Вместе с тем тормоза у Fuso Canter довольно цепкие, а на скользкой дороге здорово помогает ABS.

Подпишитесь на «За рулем» в