Южная Африка: черная карта
Львы, носороги и другие звери
Наш гид и водитель Билл спрыгнул со своего сиденья на землю и опустился на колени у кучки не слишком аппетитного вида. Взял из нее кусочек, растер между пальцами, понюхал и глубокомысленно вывел: «Дерьмо совсем свежее – значит, жирафы где-то рядом». Мы содрогнулись, а Билл как ни в чем не бывало вытер руку о видавшие виды штаны и полез на водительское место. Нажал на кнопку стартера, дизель бодро затарахтел, и наш «лайнер», переделанный из старого армейского грузовика, бодро двинулся по проселочной дороге.
Перекрикивая двигатель, Билл радостно рассказывал, что, вообще-то, дерьмо диких животных в ряде случаев – очень полезная вещь; например, если намазаться экскрементами слона, это отпугнет любого хищника… К счастью, лекцию прервало появление жирафов. Казалось, они вообще не реагируют на присутствие людей на тарахтящей повозке – знай себе щиплют свежие листочки.
Восторгу нашему не было конца, мы только успевали щелкать фотоаппаратами. Но тут с другой стороны показались зебры, затем – бизоны; вдруг дорогу, весело хрюкая, перебежала семья диких кабанов-бородавочников…
Полное ощущение, что находишься в какой-то сказке! К реальности нас вернул носорог. Видимо, ухаживал за подругой, а тут какие-то шумные существа… Он вдруг резко повернулся в нашу сторону и неожиданно быстро побежал, угрожающе наклонив голову. Наш водитель попытался пришпорить свой неповоротливый «лайнер», но носорог оказался быстрее и с разгону поддал машину в бок. Тяжелый автомобиль ощутимо качнуло, а народ дружно взвизгнул – и женщины, и мужчины. А фотограф, который сидел с краю у левого борта, где мелькнул страшный рог, казалось, завис в воздухе в метре от сиденья… Удар пришелся в раму автомобиля и никакого вреда ему не причинил, а носорог, выполнив свой долг защитника подруги и природы, отправился мирно щипать травку.
А мы поехали смотреть на львов. Те, похоже, не так давно пообедали и туристами не интересовались – лежали себе мирно в траве и даже встать при нашем появлении не пожелали. Впрочем, спуститься с высоких сидений на землю и подойти к хищникам поближе тоже никто не захотел. Тем более, что это запрещено правилами посещения национальных парков ЮАР (всего их в стране более двухсот). Животные тут к регулярным посещениям туристов, конечно, привыкшие, но все же…
Держитесь левее
Когда мне предложили принять участие в десятидневном автомобильном путешествии через всю Южно-Африканскую Республику, я немедленно согласился. А кто откажется от такого? Ехать надо было за правым рулем – естественно, по левой стороне дороги. В качестве транспортных средств были выбраны самые разные автомобили китайской компании Great Wall (внедорожники Hover, пикапы Wingle, хэтчбеки Coolbear и Florid). Дело в том, что китайская компания очень хорошо представлена на местном рынке – в 2009 году в ЮАР было продано свыше 25 000 автомобилей марки Great Wall.
И вот, ранним ноябрьским утром (в южном полушарии это примерно соответствует нашему концу мая) под яркими лучами солнца мы отправились вдоль побережья – из Дурбана в Кейптаун.
По плану надо было проехать 1700 км, но в реальной жизни получилось куда больше – 2700 км. Кстати, приспособился к движению по непривычной стороне дороги и коробке передач (рычаг надо переключать левой рукой!) довольно быстро; дольше всего пришлось привыкать к тому, что за поворотники отвечает правый рулевой переключатель, а за работу дворников – левый.
И еще к тому, что преимущество имеет машина, находящаяся слева (а не справа!). А так только поначалу пытаешься заехать левыми колесами на обочину, когда справа на приличной скорости проносится здоровенный грузовик. Но страх довольно быстро проходит, и через час уже спокойно разъезжаешься правым бортом, а на кругу едешь по часовой стрелке.
Дороги в Южной Африке отличные! Как правило, трех-четырехполосные, с хорошим покрытием, разметкой, понятными дорожными знаками…
Движение по основным трассам оживленное, но водители дисциплинированные, и за десять дней мы видели лишь два ДТП.
Скорость на дорогах ограничена: в населенных пунктах – не более 60 км/ч, на загородных шоссе – до 100 км/ч, на автомагистралях – не более 120 км/ч. Это объяснимо: на дороги часто выходят животные и люди. Полиция активно использует камеры и радары.
Штрафы за превышение скорости высокие: от 100 до 500 рандов, причем платить надо на месте. Езда со скоростью выше 160 км/ч наказывается не только штрафом, но и заключением в камеру на сутки!
Разрешенное содержание алкоголя в крови – до 0,5 промилле. Превышение карается очень жестко: штраф от 1500 рандов и (или) административный арест (естественно, с лишением прав).
Мы об этих строгостях знали заранее, поэтому правила не нарушали. Дорожных полицейских встречали регулярно, но проблем не было. Кстати, любого иностранца, который садится в ЮАР за руль автомобиля, тщательно инструктируют – и по поводу особенностей левостороннего движения, и, самое главное, как проезжать через районы и города, где живут представители коренного населения. Увы, уровень преступности в Южной Африке очень высок, поэтому европейцам категорически не рекомендуют, например, заезжать в черные пригороды Йоханнесбурга. В любом случае, во время движения по незнакомым районам лучше заблокировать все двери и поднять стекла.
Местные, как правило, возят с собой баллончик для быстрого ремонта шин. Дело в том, что здесь распространена такая «шутка»: преступники специально разбрасывают на дороге острые предметы и ждут, когда водитель остановится, чтобы поставить запаску вместо пробитого колеса. Ну а дальше может быть всякое…
А еще – в ЮАР, естественно, не разрешается проезжать на красный сигнал светофора, но если белый водитель едет через опасный район и проскочит пустой перекресток, не дожидаясь зеленого, объяснение, что он, мол, опасался ограбления, принимается полицией как уважительная причина.
Впрочем, мало ли таких опасных районов в России или любой другой стране мира? И в Африке главное – не нарушать существующие правила, и тогда путешествие запомнится навсегда. Потому что природа здесь потрясающе красивая, города интересные, исторических и культурных памятников хоть отбавляй. А где еще на дорогу может не спеша выйти слон?..
Большое спасибо компании ИРИТО, дистрибьютору автомобилей Great Wall в России, за организацию поездки.