Заметки на полях «Женевы»
Пример – новый триумвират европейских супермини Peugeot–Citroen–Toyota. Предназначение разнится сильно. «Наш Aygo будет идолом техногенной молодежи, воспитанной на трансовых сэмплах и выросшей в вэб-сети» – посыл Toyota. А за руль клонов Peugeot 107 и Citroen С1 зовут детинушек постарше и поутонченнее. Французы! Но это практически один и тот же автомобиль в трех лицах!
Зачем производители стараются убедить, что автомобиль – это часть образа конкретной жизни? Каждое новое поколение модели норовит быть статусом выше. Имидж уже первичен? Нет, надстройка – надстройка и есть. Просто автомобили нужно продавать. А в Европе это все сложнее. Не потому ли тонкому позиционированию парадоксально сопутствует еще один неизменный рефрен – универсальность. Производителям приходится оперативно предлагать популярные типы, а потом... их же и разводить по адресам. Чудны дела твои, маркетолог... Модное все чаще созвучно массовому. А массовое, увы, – «ширпотребу». Производители не любят слово «ширпотреб», поэтому маркетологи корпят над своими теориями отличий.
Смотришь на давешнее трио супермини и мысль вторая: действительно стало очень тесно. Пространство европейского рынка заполнено до отказа, заняты все ниши. Все придумано и продумано. Однако производители умудряются выкатывать что-то «новое» – на практике зарождение новых классов сводится к попыткам втиснуть стулья между уже стоящими. Или к чудесам унификации.
Третья мысль – когда еще предложение было столь многообразным? Хм, это автожурналистам все труднее, а покупателю раздолье. Что изменилось за 100 лет Женевской выставки, кроме числа новинок? Новые автомобили красивее? Другие. Может быть, надежнее? Сложнее. Удобнее и совершеннее? Да! Хотя автомобильный мир уже несколько лет ждет качественного скачка, как от кассет к CD. К примеру, на многих стендах «экологическая» экспозиция гибридов стала традиционной. Но недра пока не иссякли и больше интереса – к свежим серийным. И прежде, чем вы прочтете подробности о них, откроем секрет. Супермини Citroen С1 и Peugeot 107 легко могут купить парни, воспитанные на трансовых сэмплах, а Toyota Aygo – утонченная француженка.
Audi
Похоже, в Ингольштадте всерьез занялись перевооружением модельного ряда. Торжественное открытие дьявольского Audi RS4 приберегли до главного автособытия года, чтобы ударить наверняка.
И алый снаряд попал в цель. Еще бы! Высокооборотистый 4.2 V8 мощностью 420 л.с. (немногим слабее того, что ставится на RS6), привод Quattro последней редакции, пониженная на 30 мм подвеска и система Dynamic Ride Control с амортизаторами переменной жесткости от старшей модели – вот лишь некоторые козыри спортивной «четверки». Audi предлагает забыть о частых переключениях передач, расхваливая высокий (до 430 Н*м) крутящий момент, почти неизменный от 2250 до 7600 об/мин. В конструкции множество алюминиевых деталей (даже колесные арки), облегчен и интерьер – за счет легких и прочных «ковшей», карбона и пластика. В сумме получилось что-то около 4 кг на лошадиную силу. Отличная пропорция для серийного седана! Разгон до сотни занимает всего 4,8 секунды, а это уже переводит RS4 в разряд полноценных спорткаров. Лимит скорости, понятно, ограничен до 250.
На вопрос «когда?» представители отвечают однозначно: не позже лета машина поступит в продажу на главных европейских рынках. В Россию «эрэска» заглянет осенью. Вот только… каким же будет следующий RS6? Страшно представить.
А для тех бесстрашных клиентов, кто не прочь покрасоваться, компания специально дозарядила TT. Серьезно: теперь щегольское купе укрощает первую сотню за 5,9 секунды даже в исполнении 1.8T. Audi TT Coupe quattro Sport (таково полное ФИО новинки) отличается от обычного купе двухцветным кузовом, внешним стайлинг-пакетом (измененные бамперы, пороги, выкрашенные черным выхлопные трубы, совершенно особенные 15-спицевые диски). Ну и, понятное дело, мотором: наддувный 1.8, доведенный до 240 л.с., почти не уступает 3,2-литровому VR6 моментом и мощностью, а в разгоне до сотни «привозит» топ-версии добрых полсекунды.
У представительно-вальяжной A8 новая фирменная облицовка. Ну и что? А то, что это 4.2 Quattro, тогда как раньше стильная трапеция была привилегией только 12-цилиндровых «восьмерок». Увы (к счастью?), их стилистическому превосходству приходит конец. Уже этой весной 6- и 8-цилиндровые версии тоже украсят новой облицовкой и прилагающимися к ней опциями вроде цифрового тюнера и адаптивных фар.
BMW
Сказать, что баварцы плотно заставили свой стенд премьерами, значит не сказать ничего. Рестайлинговая 7-Series, новенькая «трешка», невероятное купе M6, Z4 с шильдиком 2.0i, «единичка» с 3-литровым мотором… Причем почти все на днях появятся у дилеров. Хорошо, что компания заблаговременно насытила прессу информацией о новинках, иначе не миновать бы давки.
Потолкаться все же пришлось: желающих лично оценить долгожданный «пьер-карден» для 7-й серии оказалось много. Капитальное обновление ожидается года через три, а пока – фейслифтинг, призванный подстегнуть продажи и усилить позиции BMW в грядущей схватке с S-Кlassе. В салоне новые материалы, удобная и стильная 3-спицевая баранка; под огромным капотом – более мощные и экономичные моторы. Все это ждет европейских покупателей уже весной. Как и новая 3-series с удлиненной на 35 мм базой и кучей разнообразного хай-тека. Автомобиль появится на рынке в четырех модификациях: 330i (тот же агрегат в стоящей неподалеку 1-series), 325i, 320i и 320d. В базе хороший набор безопасной электроники и 6-ступенчатая «механика», никаких пятиступок…
А блистательный Z4 по прозвищу «три двойки»? Две двери, два места, два-ноль. И при таких скромных количественных показателях – совсем нескромная комплектация. Да и силенок с двух литров сняли немало – сто пятьдесят. Подружке Джеймса Бонда понравится!
DaimlerChrysler
После эффектного дебюта в Детройте европейцам показали очередной ML. Но звездой шоу стал вовсе не он: Mercedes-Benz предлагает оценить серийную версию Compact Sports Tourer. Оценить и сравнить с… S-Klasse! Особенно по количеству места для задних пассажиров – здесь его действительно МНОГО. Необъятный внутри и компактный снаружи B-Klasse выедет на улицы в июне.
Его «взрослая» копия – R-Klasse – через несколько недель отпразднует премьеру в Нью-Йорке. Бывший Grand Sports Tourer появится в двух версиях: для Европы (посадочная схема 4+2) и Америки (с удлиненной базой и 7-местным салоном). Будущим покупателям обещают роскошный интерьер с алюминиевыми и деревянными вставками, дорогой кожей и опцион на уровне топовых моделей M-B.
А летом стартуют продажи CLK facelift. Внешне купе и кабриолет изменились не сильно, зато появились новые, более мощные модификации. CLK 280 (231 л.с.) и CLK 350 (272 л.с.) потребляют бензин (последний по умолчанию оснащается 7-диапазонным автоматом), потом к ним присоединится 320 CDI – на взыскательный европейский вкус. Это для любителей быстро ездить и мало тратить: 224-сильный дизель с максимальным моментом в 510 Н.м сжигает в смешанном цикле всего 7,2 литра солярки! Об экологии и говорить нечего, все на уровне.
Моторное пополнение ожидает и другие линейки M-B. Начиная с весны на C-, E- и SLK-Klasse будут ставить доработанные V6, почти на треть превосходящие прежние мощностью и более чем на четверть – тяговитостью.
Dodge Caliber выступил в роли концепта, но какого! Серийная версия этого гольф-классника придет на смену Dodge/Chrysler Neon и станет первым «глобальным» Dodge, нацеленным сразу на все возможные рынки. Дизайнеры постарались угодить клиентам с самыми разными вкусами: тут и презентабельный вид, и универсальность SUV, и скромный аппетит (вероятно, в гамме будет 2-литровый VAGовский дизель), и ходовые качества легковушки. Правда похож на кроссовер? А ведь габариты невелики: платформа-то лансеровская, от Mitsubishi! Для Caliber припасли разработанные совместно с японцами бензиновые моторы и вариатор в качестве опции.
Покупателям с более конкретными требованиями предложат кое-что побогаче. Концерн гордится пятью сотнями проданных в прошлом году лимузинов – еще бы, ведь число потенциальных потребителей автопродукции за полмиллиона долларов во всем мире не дотягивает и до 10 тысяч. Завидную долю на этом рынке удерживает Maybach. Теперь у DaimlerChrysler еще больше шансов рассчитывать на успех: в Женеве дебютировала новая версия Maybach 75 – 75S. Литера S в названии означает Special. Что тут специального? Во-первых, 6-литровый V12 TwinTurbo от AMG мощностью 612 л.с. (45 л.с. прибавки), который выдает 1000 Н*м (!) в диапазоне 2000–4000 об/мин. Во-вторых, модифицированная для динамичной езды чуть более жесткая подвеска – производитель полагает, что владелец такого авто и сам не прочь иногда посидеть за рулем. И еще больше роскоши внутри!
Chrysler тоже не без сюрприза. Мало 300С 5.7 HEMI? Получите седан или универсал с 6,1-литровым чудовищем в моторном отсеке. Но исполнение SRT-8 вряд ли можно будет заказать раньше осени: на отладку производства и сертификацию уйдут месяцы. Зато – 425 сил, меньше 5 секунд до сотни, знаменитая система отключения цилиндров и максималка в 270 км/ч. Да уж! Тем, кто еще раздумывает над покупкой, есть резон повременить… Не за горами начало сборки 300C в Австрии, на одном заводе с Grand Cherokee. А еще в ближайших планах Chrysler расширение «праворукого» ассортимента для стран с левосторонним движением.
Jeep выкатил на подиум 3-литровый дизельный Grand Cherokee – тот самый, нового поколения. Любопытно, что компания видит в нем экономичную альтернативу… Grand Cherokee HEMI 5.7. Такой придется к месту в тех странах, где бензин непомерно дорог. Например, в Великобритании.
FIAT
Универсал нового поколения не нарушил старых дизельных традиций могучего концерна: три из пяти модификаций Croma 2006 работают на солярке. Итальянцы верят, что очередное творение маэстро Джуджаро всколыхнет рынок. Козырей как минимум три: отличная вместимость, достойный уплаченных денег комфорт и бесспорно изысканный итальянский дизайн.
Взгляните на фото – разве 4,75-метровый универсал выглядит громоздким? Скорее грациозным. Внутри уже привычный для Fiat «нарост» с рычагом КП на торпедо. Но как оформлено! Аккуратненькую, крепко сбитую консоль окаймляет вставка из темного дерева. И вовсе не вызывает отторжения, наоборот. Водителю обязательно понравятся изящные приборы с благородной серебристой окантовкой и многочисленные навороты вроде мощного ксенона, круиз-контроля, дорогой «музыки»...
Не отстала и Alfa Romeo, устроив сразу две премьеры. 159-я модель заменит 156-ю серию. «Спортсмену» переделали подвески, двигатели и коробки передач заменили на последние фирменные разработки. «Красавец!» – воскликнут наиболее впечатлительные натуры. Пока не набредут на нечто еще более сногсшибательное. Серийное купе Brera, давняя мечта Джоржетто! Общая со 159-й «альфой» платформа, посадочная схема 2+2. Полный привод и, конечно, самый мощный из имеющихся в распоряжении концерна V6 – 3.2. А к осенней выставке во Франкфурте обещают подготовить кабриолет.
Ford
А этот экспонат скорее из разряда диковинок. С концептом SAV компания намерена, ни много ни мало, прорубить новую маркетинговую нишу. SAV расшифровывается как Sport Activity Vehicle, автомобиль для активной жизни. Хорошенько изучив капризы покупателей, конструкторы собрали в одном механизме представления европейцев о том, каким должен быть идеальный однообъемник. Как то: большой и просторный, но маневренный и не обременительный на парковке и в пробках; с максимально удобным и настраиваемым жилым пространством; экономичный (тут лучше всего подойдет дизель) и с современной, элегантной внешностью. Серийный автомобиль по мотивам концепта, если таковой появится, окажется в линейке Ford где-то между универсалом Mondeo и минивэном Galaxy.
Казалось бы, при чем тут спорт? Ведь перед фордовцами стояла задача создать практичный семейный автомобиль. Так ведь ничто не мешает сделать его спортивным внутри! Если верить опросам, европейские покупатели без ума от трансформируемой мебели, и чем больше операций можно проделать с креслами – там лучше. У SAV Concept как раз такой вариант: центральное сиденье второго ряда сдвигается назад, в багажное отделение, образуя нетрадиционную схему 2+2+1. Затем кресла теперь уже среднего ряда немного смещаются к центру, чтобы дать седокам побольше места. Все происходит без каких-либо усилий, одним нажатием кнопки. Интересно, так ли это весело – одному да в багажнике? Другое дело, если в машине всего четверо: свободное пространство в центре салона можно занять, например, холодильником. А бодренькие цвета обивки создадут нужный настрой. Активный и любознательный!
General Motors
Кроме универсала 9-3 SportCombi от Saab и Chevrolet Matiz/Spark, о которых мы уже рассказывали, «главные по моторам» показали несколько обновлений ближайшего будущего. Для нас интереснее всего, наверное, второе поколение Opel Zafira, что выйдет в июле. Сохранив преимущества предшественника (7-местный салон и систему Flex7), минивэн преобразился внешне и внутренне. Теперь Zafira лучше вписывается в актуальный ряд Opel – и не только стилистически. Сюда перекочевали последние технические наработки: подвеска IDSPlus, биксеноновые фары, следящие за поворотом руля (до сих пор на минивэнах эта опция в диковинку). И новые силовые агрегаты (1,6–2,2 л, 100–200 л.с.) А панорамная крыша, одна из самых больших? За такое стоит переплатить!
Чуть позже, осенью, стартуют продажи «горячих» версий Zafira и Astra. Zafira OPC с наддувным 2.0 (240 л.с.) сможет посостязаться с серьезными седанами: до сотни 7-местная «зажигалка» разгоняется (без шуток) за 7,8 секунды. Ее скоростной предел – рекордный среди серийно выпускаемых минивэнов: больше 230 км/ч. Впечатляет? Нас тоже. С нетерпением ждем возможности попробовать! Что уж говорить об Astra OPC? При меньшей массе Astra заполучила тот же мотор, выиграв у Zafira OPC 0,8 секунды в спринте до 100 км/ч и 9 км/ч максималки.
Тем же, кто жаждет настоящего ускорения, GM предлагает опробовать Corvette Z06. Эту знакомую посетителям Детройтского автосалона ракету в Женеве показывают впервые. Цифры на табличке говорят сами за себя: 500 сил, менее 4 секунд до 100 км/ч и три сотни максималки на специально оборудованном треке.
А вот и еще один чисто американский гость. Бейби-хаммер. На этот раз не в качестве шоу-кара, а с намерением утвердиться на европейском рынке. H2 тут встретили непониманием: великоват, прожорлив... То ли дело Hummer 3! Покорять амбициозных мини-танк начнет уже летом. Цены, увы, пока не называют, как и средний расход топлива. Говорят уклончиво – мол, «экономия до 11,7 л/100 км». Припоминаем, сколько кушает Hummer 2… выходит, в смешанном цикле «малыш» будет расходовать 20–25 литров 92-го бензина. Нормально, прокормят!
Об экономии топлива, оказывается, иногда задумываются и владельцы Cadillac. Специально для Старого света в GM создали небольшой (по кадиллаковским меркам, конечно) BLS. Модель будет продаваться только здесь, в Европе, и в некоторых странах Азии. Переднеприводник длиной 4680 и шириной 1762 мм меньше СTS и станет моделью начального уровня. Серийную версию компания разоблачит во Франкфурте, но уже сейчас известно, что любители бензиновых моторов смогут выбрать между двумя наддувными 2.0 и одним 2.8. Впервые в истории марки будет и 1,9-литровый дизель.
Honda
Японцы выступили с обновленным Honda Legend и дизельной версией FR-V. Этот 2,2-литровый дизель уже знаком местной публике по моделям Accord и CR-V. Гораздо важнее, что такой же агрегат запланировали для нового Civic – одной из главных сенсаций выставки.
Не седан – хэтчбек. Да такая форма ему еще больше идет! С некоторых ракурсов ни дать ни взять, Murano в миниатюре. Космический кораблик. Спустить трап? Нет, пока нельзя: настоящего, окончательного Civic придется подождать до осени, перед нами концепт. Honda делает ставку на компактный и недорогой Civic во многих странах, ошибиться никак нельзя. Но и метаться поздновато: уже объявили, что 8-е поколение появится в салонах в начале будущего года. Так что серьезная перелицовка этому чужестранцу не грозит, разве что мелкие коррективы… Неясно еще, какие бензиновые моторы составят компанию 140-сильному дизелю.
Собирать новенького будут на британском заводе Honda в Свиндоне.
Hyundai
Клиентов, знающих толк в размерах и классах, ждет сюрприз: летом в шоу-румах материализуется новый XG. И не просто XG, а со звучным послелогом Grandeur (произносится с солидным таким прононсом). В заведомо европейском имени и заложена суть обновлений: Grandeur – величина – величие! Места внутри благодаря подросшим габаритам и удлиненной базе в самом деле прибавилось. Корейцы внесли изменения в подвеску и комплектацию, поместили под капот новый 3.3 V6 (233 л.с. при 6000 об/мин и 304 Н*м при 3500 об/мин.). В обозримом будущем обещают дизель 2.2. Согласно статусу, 5-диапазонный "автомат" полагается по умолчанию.
В отличие от нынешнего поколения представительского седана новый полностью ориентирован на европейский вкус – как и выставленная здесь же Sonata VI. Особенно это заметно по спрямленным фарам с прозрачными рассеивателями и характерной линии крыши. Корма скорее американская, но очень респектабельная. Особо язвительные журналисты уже подметили наплыв, подозрительно напоминающий "утиную гузку" BMW 7-Series.
Разить конкурентов XG по-прежнему будет достойным качеством сборки, отличной оснащенностью, новизной и дизайном. Не в последнюю очередь – ценой, традиционно выгодной на фоне "европейцев".
Mazda
Подарок всем поклонникам Mazda: фирма рассекретила фейслифтинговую "шестерку". От исходника она отличается облицовкой, бамперами (эти стали еще агрессивнее), противотуманками, новыми дисками и выхлопными трубами. Обновили кое-какие детали интерьера: обивку сидений, дверные ручки, накладки на панель, изменили подсветку приборов… А по существу? Подвеска стала жестче, заметно выросла и стойкость кузова к поперечным нагрузкам. Японцы снизили шумы, особенно звуки дороги, и внедрили пять модернизированных двигателей: два дизеля 2.0 MZR (121 и 143 л.с.) и три бензиновых: 1.8 (120 л.с.), 2.0 (147 л.с.) и 2.3 (166 л.с.) Все, кроме 1.8, отлично сочетаются с новой 6-ступенчатой МКП, а бензиновые 2.0 и 2.3 можно заказать с 5-диапазонной коробкой Activematic (сейчас "автомат" на Mazda6 4-ступенчатый). Перечень опций тоже обогатился: в списке для приверед появились бесконтактный ключ, анатомические почти-ковши с памятью настроек, датчик дождя и многое другое. У нас автомобиль должен появиться уже летом. Чуть позже привезут Mazda5.
А вот прохватить на третьем поклолении фантастического родстера MX-5 россиянам не светит: об официальных поставках в нашу страну японцы, похоже, и не помышляют. А жаль! Любоваться этим странным, но завораживающим смешением ретро и нео остается только здесь, в комплексе Palexpo.
PSA
Знакомый силуэт! К концу года во Франции и в Германии одновременно стартуют продажи флагманского Citroen C6. Представительский хэтчбек (именно этот кузов презентовали на выставке) перенял новые фамильные черты марки и показал, каким комфортабельным и безопасным должен быть автомобиль такого уровня. Вся важная информация в C6 проецируется на ветровое стекло – концерн особенно гордится этой разработкой, ведь подобных в мире не так много. Мы сами испробовали аналогичную систему на новенькой BMW 5-Series. Очень удобная штука! Для европейских дорог и европейской же разметки предусмотрели устройство, предупреждающее о непроизвольной смене полосы. Чуть раньше ее показали на примере С4 и С5. Само собой, не обошлось без активной подвески и мощного 6-цилиндрового дизеля с двумя нагнетателями – совместной разработки Ford и PSA.
Громкая премьера старшего Citroen не смогла затмить другое радостное событие. Peugeot 107, Citroen C1 и Toyota Aygo готовы к бою! Предполагается два кузова (3- и 5-дверный хэтчбек) и немудреный выбор коробок: либо обычная "механика" производства Toyota (ставится на все три модели), либо роботизированная – SensoDrive (для Citroen), 2 Tronic (для Peugeot) и M-MT (для Toyota). Баловать покупателя выбором моторов тоже не собираются. Хочешь ездить на солярке – бери машину с 54-сильным дизелем от PSA, но не раньше следующего года. Альтернативой станет тойотовский 1.0 (68 л.с.) с тремя цилиндрами и автоматической регулировкой фаз. Пожалуй, такой вариант устроит и отъявленных экономов: средний аппетит всего 4,6 литров на сотню.
В стандарте (внимание!): ABS+EBD, две подушки, ЭУР (не для всех рынков), вентилируемые передние тормоза и сильно упрощенная система стабилизации под названием CSC (Cornering Stability Control) – она удержит автомобиль на курсе, если водитель резко затормозит в повороте. А случись ДТП, C1/107/Aygo позаботится о хозяйском кошельке, минимизировав расходы на ремонт. Фары и облицовка радиатора несколько утоплены вглубь передка, и удар в первую очередь примут сменные энергопоглощающие элементы, спрятанные в бампере. Кронштейны фар намеренно ослабили, чтобы те ломались от удара. Все продумано! По желанию машину доукомплектуют кондиционером, электропакетом, восемью подушками, "музыкой" с CD. Еще забавная троица предложит полноразмерную запаску и очень даже взрослую опцию – разрезную (50/50) спинку дивана.
"Мал, да удал" – это про них. Крохотные снаружи, внутри близняшки уже не вызывают умиления. Тут усядутся лишь четверо взрослых, но ни один из них не пожалуется на тесноту в плечах, ногах или недостаток пространства над головой. Это заслуга длинной базы и специально спроектированных сидений. Места, особенно для ног задних пассажиров, прибавилось за счет тонких спинок (всего 16 см). На фото запечатлен салон Aygo, но интерьеры всех трех "вариаций на тему" разнятся не сильно. Оформлено с фантазией. Чего стоит одна круглая панель приборов с апельсиновой подсветкой. Нет, приборкой это назвать трудно – скорее "панель спидометра" (вспоминаем, где видели похожее блюдце – ну да, Mini Cooper!). Опционный тахометр крепится на рулевой колонке в виде отдельного модуля, в том же модерновом стиле выдержаны пульт управления кондиционером и тюнер.
Все трио появится в продаже летом, цены – "умеренные", по прогнозам специалистов где-то на уровне $10 тысяч.
Конечно, это далеко не все сюрпризы Женевы. Nissan выставил на всеобщее обозрение великолепный Zaroot и купе 350Z Grand Turismo, Land Rover – свой неудержимый RR Sport, Mitsubishi – изящный купе-кабриолет работы Pininfarina, Renault – рестайлинговый VelSatis, SsangYong – новейший Rodius, VW – очередное поколение Passat и красивый, в меру упитанный GolfPlus, Skoda – "снежный" концепт Yeti, Seat – захватывающий прототип Leon, Porsche – кабриолеты на базе 911 Carrera, Subaru – кроссовер Tribeca и т.д.
Все больше места на выставке отводят альтернативным силовым установкам. Хотя бы один гибрид или автомобиль на топливных элементах сегодня есть у каждого уважающего себя производителя. Немало их представили и на сей раз. Главное – Женева снова подтвердила звание первого мирового подиума. Большинство здешних экспонатов не сегодня-завтра станут бестселлерами. Это примета!
Фото фирм-производителей