Дороги России: Километры для жизни
Дороги
Дороги
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Для начала возьмем несколько постулатов, которые не принято даже обсуждать. Обычно их приводят, чтобы показать уровень нашей отсталости. Например, такой: «средний показатель плотности автомобильных дорог в России в 15–20 раз ниже, чем в странах Европы». Ужас, да и только!
– Действительно, если взять нашу среднюю плотность автодорог – примерно 68 км на 1000 км² территории – и сравнить с европейскими показателями, можно прийти в уныние, – соглашается руководитель Федерального дорожного агентства Минтранса РФ (Росавтодор) Анатолий Чабунин. – Правда, и там плотность не везде одинаковая. Например, выше всего во Франции: 1720 км. В Австрии, Великобритании, Италии, Чехии порядка 1600 км. А вот в Германии всего 650 км!
Я считаю, корректнее сравнивать регионы. Самый высокий показатель – в Московской области: 636 км на 1000 км². В других областях, конечно, плотность меньше: Владимирская область – 194, Калужская – 301, Рязанская – 185, Тульская – 206 км.
Цифры меньше, чем в Европе, но не на порядок! А когда плюсуют Московскую область с Якутией, где плотность трасс – 5,5 км, то средняя цифра и получается устрашающей. Но, согласитесь, не требуется в регионах Крайнего Севера столько же дорог, сколько в столичном регионе…
Еще один постулат, кочующий из доклада в доклад: «около 50 000 населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием, что приводит к стагнации производства и оттоку населения».
Так оно, наверное, и есть, но сколько этих «пунктов» население давно покинуло? Сам видел множество умерших деревень и поселков – и в Центральной России, и на Крайнем Севере. Тянуть к каждому дорогу, чтобы попытаться вернуть жителей? Бессмысленно. Есть госпрограмма – построить за пять лет дороги с твердым покрытием к каждому населенному пункту, где живет больше 125 человек и до ближайшей трассы не более 5 км. В этом есть логика и экономический расчет. Только бы эту программу реализовали, а не бросили «из-за отсутствия средств»…
О ЧЕМ МЕЧТАЮТ СПЕЦЫ
Вообще-то, у нас в стране разработана стратегия развития дорожной сети до 2030 года – это федеральные перспективы. Есть пожелания и у регионов. Если их суммировать, то картина получается такая. Главный прорыв должен идти в направлении Урала и Севера. Проблема понятна: мы вынуждены все дальше уходить от цивилизации для освоения природных недр, а дорог там практически нет. Трассы в труднодоступных районах будут строить на паритетных началах федеральные дорожники, региональные власти и добывающие компании.
В прошлом году правительство поставило задачу: не снижать темпов строительства дорог на Дальнем Востоке. Видимо, в ближайшие годы трассы «Лена» и «Колыма» станут, наконец, проезжими, а еще появится совершенно новая федеральная дорога «Вилюй» (Иркутск – Мирный – Якутск). Будет развиваться сеть региональных дорог во всем регионе, включая Сахалин и Камчатку.
А вот тоннеля на остров Сахалин, видимо, нам еще долго не видать – его нет даже в самых дальних планах. Говорят, сначала надо построить нормальные дороги на острове и материке, а уж потом думать о том, как их соединять. Пока, мол, и паромного сообщения хватает. А идеи сооружения тоннеля от Чукотки до Аляски, а также моста от Сахалина до Японии все опрошенные специалисты дружно признали утопическими. Как говорится, не в этой жизни…
В европейской части России проблемы иные. В стране издавна сложилась радиальная система: все дороги ведут в Москву. Чтобы разгрузить столичный узел, надо построить как минимум три скоростных дублера существующих трасс: на Санкт-Петербург, Минск и Нижний Новгород, а также Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД).
Вдобавок необходимы две-три хордовые трассы, которые пойдут далеко в обход Москвы. Проект одной из них уже утвержден межправительственным соглашением РФ и Казахстана: речь идет о дороге Западная Европа – Западный Китай. Она позволит быстрее доставить в Казахстан и Китай часть грузов из портов Санкт-Петербурга, минуя Московский транспортный узел.
Это проекты глобальные, но иногда достаточно построить небольшой участок, чтобы разгрузить существующую трассу, а то и несколько. Сложность в том, что такие решения, как правило, лежат на стыках регионов и нужна дорога далеко не всем…
В общем, учитывая огромные расстояния и малую плотность населения, надо реально просчитать, где именно и сколько нужно построить дорог. Но станет ли когда-нибудь их плотность у нас такой же, как в Европе? Увы, нет – слишком большая она, Россия… И с этим придется жить.
В РФ 1,2 млн. км дорог, в том числе федеральных – 50 тыс. Специалисты считают, что для нормального развития экономики страны за следующие 20 лет надо построить еще 200–300 тыс. км трасс, в первую очередь муниципальных и региональных. Это вполне решаемая задача.