Казнить нельзя помиловать

Казнить нельзя помиловать

По-европейски?

Почему у нас не все как у людей, то есть в странах, где «обязаловка» существует не один десяток лет. Вот за бугром, к примеру, случилась небольшая авария, все друг другу поулыбались, обменялись координатами страховщиков – и дальше уже дело страховых агентов урегулировать момент. В России до такого далеко-о-о. Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Кигим считает, что наша страна сможет пользоваться «европейским протоколом» не раньше чем через три года. Надо разработать кучу нормативных документов и внутренних инструкций для всех организаций, причастных к автогражданке. Для этого, кстати, в РСА создают специальный отдел по использованию европейского протокола.

Но подвижки случаются. Среди внесенных в Думу законопроектов есть такой, который обязывает страховщика собирать все необходимые для урегулирования страхового случая документы. На самом деле это очень серьезно, ведь одним из самых больших недостатков нынешней редакции закона является то, что пострадавший в аварии становится пострадавшим вдвойне: к помятому железу добавляется удовольствие тратить свое время, стоять в очереди сначала в ГАИ за копиями протокола и постановления об административном правонарушении, потом в страховую компанию, чтобы «нажитые непосильным трудом» документы отдать. Про экспертизу вообще молчим. А виновник тем временем преспокойно себе сидит дома возле самовара. Так почему же страховая компания сама не может запрашивать и получать все необходимые документы от компетентных органов? Вполне может, и суперзатрат это не потребует. Автор такой поправки – депутат Госдумы и по совместительству президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль. Да, да, оттуда ветер дует.

По-нашему

Со своими поправками выступил и РСА. Скажем сразу, что среди них много чисто технических, которые снимают некоторые несоответствия или разночтения в нормативных документах. Но есть и кое-что «живое».

Масса вопросов возникает при определении «территории преимущественного использования ТС». Дескать, прописан я в городе, а на машине езжу только по деревне, так что давайте мне понижающий коэффициент. РСА предлагает закрепить, что территория преимущественного использования – «место жительства собственника транспортного средства, по которому производится постоянная или временная регистрация транспортного средства». Не придерешься.

Кстати, про территории. В законе написано, что ущерб, возникший «при движении транспортного средства на внутренней территории организации», не компенсируют. Страховщики быстренько схватились за эту формулировку, и внутренней территорией организации у них стали АЗС, дворы, паркинги и так далее. РСА такой взгляд возмущает.

Еще когда Закон об ОСАГО только готовили, было много споров о компенсациях. Надо ли доплачивать за утрату товарной стоимости поврежденного автомобиля. Всем же понятно, что даже качественно восстановленная после аварии машина менее привлекательна для покупателя, нежели точно такая же, но без аварийного прошлого. Может, компенсировать? Многие отвечали «да» и подавали в суд. Если поправки примут, то не получится.

Еще момент. Что для нас важнее – здоровье или железяка? Поначалу разработчики склонялись ко второму варианту. Теперь же решили позаботиться и о том, «чего не купишь». Следуя законопроекту РСА, каждый пострадавший в ДТП может получить до 240 тысяч рублей в качестве компенсации вреда, причиненного жизни или здоровью. Сейчас эта сумма должна делиться на всех. Яркий пример – нашумевшие аварии с участием маршрутных такси, в которых погибают и получают серьезные увечья несколько человек. В итоге все получают мизерную компенсацию.

Есть, правда, и другая сторона вопроса – получение возмещения по «медицинской части» очень трудоемко и требует дополнительного нормативного утверждения. В планах РСА сделать так, чтобы за определенную травму пострадавший получал и определенную сумму. Но это только в перспективе. Сейчас же надо столько бумажек получать, что проще ограничиться нынешней программой обязательного медстрахования. Не забыли, что по ней нас лечат в первую очередь? И, между прочим, бесплатно!

Некоторые ленивые граждане, узнав, что после окончания срока действия полиса страховщик еще в течение месяца несет ответственность, особо не торопятся продлевать договор ОСАГО. В результате вообще остаются без страховки. Да и реакция инспекторов ДПС неоднозначна: ответственность вроде как застрахована, а полис уже недействителен. То ли штрафовать, то ли нет? Чтоб всего этого не возникало, решено 13-й льготный месяц вообще исключить с мотивировкой «механизм не проработан».

Со сроками, в которые страховщик должен хоть что-то сделать после заявления, сейчас вообще беда. В законе вроде как даны достаточно жесткие ограничения, и страховая компания не должна тянуть волынку. На деле же выходит, что страховщик начинает раскачиваться, только когда получит от пострадавшего все необходимые документы. Надо приободрить. Читаем текст поправки в статью 12: «Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и (или) организовать его независимую техническую экспертизу (оценку) в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения от потерпевшего заявления о страховой выплате, а также документов, которые потерпевший обязан в соответствии с правилами обязательного страхования приложить к заявлению». Куда деваться?

Мы все знаем, что с независимой экспертизой у нас пока туго. Считай, ее нет совсем. А РСА предлагает вообще обходиться без всякой экспертизы. Не всегда, конечно, а только в самых простых случаях и при согласовании с потерпевшим. Например, если поврежден бампер, то страховая компания без всякой экспертизы может предложить за него определенную сумму. Если пострадавший согласен, то потом не должен ссылаться на результаты самостоятельно организованной независимой экспертизы.

И еще. У страховой компании согласно внесенному законопроекту должно появиться право проводить трасологическую экспертизу для установления всех обстоятельств ДТП и определения размера ущерба. На время ее проведения срок обработки заявления потерпевшего может быть увеличен, но не более чем на 15 рабочих дней. Кстати, те 15 дней, в течение которых страховая компания обязана все выплатить, тоже должны стать «рабочими».

Наводится справедливость в области права регрессного требования страховщика. В новой редакции закона регрес-сный иск может быть предъявлен только причинителю вреда. И никому другому.

Тепло или холодно?

Пока сложно сказать. Впереди предстоят еще дебаты в Государственной думе. Какими они будут и, главное, когда они будут, не ясно. Законодатели заняты сейчас совсем другим. На них висят еще изменения в Административный кодекс, то бишь увеличение штрафов за нарушения ПДД. Про ОСАГО и не вспоминают. До выборов далеко...

P.S. Вне поправок и негласно разрулили одну неприятную тему – проблемы с возможным отсутствием заявления виновника. Часто бывает, что после ДТП лицо, причинившее вред, по незнанию или же по какой-то другой причине не сообщает своей страховой компании о наступлении страхового случая. В итоге потом не может дать ход делу.

Подпишитесь на «За рулем» в