Fiat Ducato 4x4: в полную силу
Далеко, далеко на лугу пасутся…
Пойма Оки недалеко от Приокско-Террасного заповедника распростерлась всего в сотне километров к югу от первопрестольной. Вроде и недалеко – а совсем другой мир. Вокруг, насколько хватает взора, – река, ветлы да поля со снегом по колено. А тут – нате вам: мы едем на автобусе! Местные рыбаки такой сюрреалистичной картины поди ни в жизнь не видали: здесь даже летом если кто и ездит, то в основном трактористы. Неужто организаторы тест-драйва столь свято верят в возможности полноприводного Ducato?
Доверяй, но проверяй. Вначале я устремил Fiat в путь, который без хорошего «паркетника» точно не решился освоить – на изрядно занесенную снегом грунтовку. О, да это скукотища смертная: микроавтобус идет по ней не хуже, чем по средненькому асфальту, – иные пассажиры просто продолжили любоваться окрестностями, как делали это на шоссе. Однако когда Ducato штурмом одолел следовавшие один за другим подъемы, по колено оформленные снегом, безучастным в салоне не смог остаться никто.
Грести на месте всеми четырьмя колесами Fiat начинал лишь тогда, когда передний бампер нагребал перед радиатором приличных размеров сугроб. Упираясь, я сдавал назад и вновь атаковал целину с разгона. Таким макаром удалось преодолеть несколько сот наиболее проблемных метров, после чего стало намного проще. Эх, будь у «дукатика» свесы покороче, можно было бы двигаться гораздо увереннее! Справедливости ради надо отметить, что микроавтобус потребовал сторонней помощи один-единственный раз, когда ему не посчастливилось напороться на плотный наст, скрытый под мягким снегом. Однако же, к слову, даже специально подготовленный Land Cruiser из команды сопровождения смог преодолеть эту аномалию далеко не с первой попытки.
В тот момент я жалел лишь о том, что мне достался автобус без понижающей передачи (и она тоже предусмотрена): тогда бы мне не пришлось гонять 110-сильный дизель на высоких оборотах. Впрочем, и такой Fiat сильно удивил меня не только изрядной для подобной машины проходимостью. После почти двухчасовых упражнений с постоянной пробуксовкой, когда все узлы и агрегаты трудились на пределе, мы так и не смогли лишить доброго здравия ни одного из пятерых усердно истязаемых нами автомобилей.
На французский манер
Конечно, идея расширить возможности микроавтобуса за счет полноприводной трансмиссии не нова. В Европе такие машины встречались, в частности, у Iveco, а по ту сторону океана подобные эксперименты проделывали с большими машинами наподобие Ford Е-серии и Chevy Van. Да что далеко за примером ходить – даже отдельные модификации всем известных «газелей» имеют все ведущие колеса.
Ducato получил полный привод с подачи компании Sollers, по заказу которой небольшая (но очень известная своими полноприводными модификациями Peugeot и Citroen, в том числе и для знаменитого рейда «Париж–Дакар») французская фирма Dangel разработала трансмиссию, позволившую превратить переднеприводный от рождения Fiat во вседорожник. К поперечно расположенному двигателю инженеры приставили коробку отбора мощности, от которой крутящий момент передается на задние колеса через два карданных вала, последовательно соединенных вискомуфтой. Последняя нужна для того, чтобы делить момент между осями в переднеприводной пропорции. Кстати сказать, для пущей безопасности задний кардан проложен внутри мощной трубы.
Кроме того, в качестве опции такой привод можно получить с блокировкой заднего дифференциала, а также с демультипликатором. Вполне логичным дополнением к 4х4 стало увеличение дорожного просвета: если у обычного Ducato он равен 165 мм, то у полноприводного достигает 21 см. Чем не вседорожник?
Жаль только, что глушитель и патрубок автономного обогревателя по-прежнему торчат из-под левого порога: есть риск оторвать их, положив машину на брюхо.
Грузный – от слова «груз»
Грузопассажирскими талантами Ducato 4х4 ни в чем не уступает своему переднеприводному коллеге. В зависимости от конфигурации и длины колесной базы, существующей в трех исполнениях, в нем может быть от 3 до 18 мест. Широченный салон с высочайшим потолком позволяют стоять, не пригибаясь, а пассажиры, рассевшись по креслам, не будут толкать друг другу локтями. Поскольку сдвижная дверь обосновалась по правому борту, то воздуховоды для обитателей задней части салона имеются только с левой стороны. Основные блага цивилизации сосредоточились впереди: подстаканники, карманы в дверях и удобный раскладной столик адресованы тем, кто ездит в первом ряду. Зато огромной полкой под потолком сподручнее пользоваться из пассажирского отсека: на эту антресоль легко взгромоздится даже пара чемоданов средних размеров.
Но если приоритет отдан грузам, то к вашим услугам четыре кубометра полезного пространства, доступ в которое открывают распашные задние двери. Устанете грузить!
Однако же помните: водитель Ducato должен быть напрочь лишен хоть сколько-нибудь заметных гоночных амбиций. Это не легковушка, чтобы гонять! Тем более, что высокий дорожный просвет и смещенный наверх центр тяжести заставляют спокойнее вести себя в поворотах.
Многообразный
Заманчивое разнообразие модификаций, крепкий кузов, зарекомендовавший себя вполне надежным двигатель… Два года подряд Ducato оказывается у нас самой популярной моделью итальянской марки, и сегодня он продается едва ли не на порядок лучше немногочисленных конкурентов, поступающих из Европы, уступая лишь экстремально демократичной «Газели». А Ducato 4x4 и вовсе оказывается одинок в своей нише: современный, экономичный и вездеходный микроавтобус стоит весьма умеренных денег: в 6-местном исполнении полноприводный Fiat, оснащенный кондиционером и окрашенный металликом, обойдется в 1 070 000 руб.
Конечно, Ducato – машина утилитарная. Но если удобство посадки в салон, выдающаяся вместительность и изрядная грузоподъемность важнее драйверских амбиции и соображений имиджа, такой Fiat можно рассматривать даже как альтернативу кроссоверу с тремя рядами сидений. А минивэнов подобного размера в природе не существует.
+ Тяговитый, экономичный турбодизель; вместительность и грузоподъемность; удобство посадки; хорошая проходимость
– Вялая динамика; невысокая курсовая устойчивость; аскетизм оснащения и внутренней отделки; одна подушка безопасности; плохая обзорность