Против огня: на всякий пожарный
Чего прежде всего ждут от пожарной команды? Чтобы быстро приехала, невзирая на пробки и качество дорог. Для решения первой задачи пожарные автомобили оснащены мигалками и сиренами (тот редкий случай, когда мы ничего не имеем против!), справиться со второй проблемой помогает полный привод и большие колеса, рассчитанные как раз на бездорожье. Иногда встречаются и более экзотические решения.
Например, существуют пожарные машины с двумя постами управления – отдельно для передней и для задней осей, что позволяет маневрировать среди плотной застройки. Такой автомобиль может буквально боком подъехать к объекту вплотную, чтобы разложить лестницу или подъемник с люлькой.
Из дополнительного оборудования назовем мощные насосы, вместительный бак с водой, пеногенераторы, катушки с пожарными рукавами, набор пневмо- или гидроинструмента, чтобы разрезать, к примеру, разбитый автомобиль и извлечь пострадавшего.
Заметим, что в ряде стран (например, в США) пожарные выезжают не только на тушение огня, а по большинству вызовов, поступивших на номер 911. Команда обучена и оказанию первой помощи, и приему неожиданно начавшихся родов, и вскрытию дверей, и отлову диких животных – никогда не знаешь, какой навык может потребоваться в данный момент. Отсюда и весьма широкий набор самого разнообразного специнструмента на борту.
В своем окончательном виде пожарные машины редко сходят с заводского конвейера. Автопроизводители, как правило, поставляют лишь шасси, а дальше за работу берутся специализированные фирмы. Вот и посмотрим, что у них получается…
Они были первыми
Готтлиб Даймлер знаменит не только как изобретатель автомобиля, он еще и первым додумался в 1888 году использовать бензиновый двигатель для привода пожарного насоса. Правда, стоял тот все еще на телеге, запряженной лошадьми. И живых лошадей было больше, чем в моторе мощностью 1 л.с. А настоящие пожарные машины появились четырьмя годами позже, поначалу с паровым или электрическим приводом. Бензин же в качестве топлива для пожарных авто начали использовать лишь в 1906 году.
Танки быстры
А еще у них крепка броня. Для тушения лесных пожаров – то, что нужно. На гусеницах можно мчаться, не разбирая дороги. Прочность торсионной подвески позволяет взять на борт солидный запас воды, пенообразующего реагента, установить насос, способный развить такое давление, что можно валить деревья.
Например, пожарная машина, построенная немецкой фирмой «Юнгенталь» на шасси танка «Леопард» оборудована двумя пушками импульсной системы пожаротушения IFEX (Impulse Fire Extinguishing Technology). Десятицилиндровый многотопливный мотор мощностью 830 л.с. разгоняет монстра до 62 км/ч, топлива ему хватает на 600-километровый марш-бросок через канавы шириной до 3 м и глыбы высотой до 1,5 м. Пневмопушка стреляет зарядами воды, распыленной на частицы размером в несколько сот микрон. Литра такой воды достаточно, чтобы охладить площадь в 60 м² от 1000 до 40 °С!
Еще один танк переоборудовала компания «Эйрматик РЕД». Он и тушит, и спасает уцелевших. Насос подает воду в ствол на вращающейся турели под давлением до 200 бар. Это позволяет эффективно бороться с огнем, начиная с дистанции в 50 м. Потом, когда обстановка позволит подъехать ближе, а огромный, на 7,5 м³ бак опустеет, в нем можно эвакуировать до 20 человек! (Для входа служат герметичные распашные двери.)
Танку хватает топлива на 450 км, которые он способен преодолеть со скоростью до 65 км/ч. Весит эта красная махина 26,5 т (без воды).
В Останкино такого нет
А найдись он – может, и не горела бы башня так долго. Во всяком случае, в сиднейском радиоцентре дежурит пожарный микроэлектромобиль, готовый нестись под вой сирены прямо по узким коридорам. Сирена необходима, ведь скорость может достигать 60 км/ч и надо вовремя распугать сотрудников-пешеходов.
Кабина малютки термоизолирована, что позволяет с ходу пролетать сквозь огонь. На борту кислородные баллоны, пожарные рукава, телескопическая лестница длиной 6 м/. Крохотная внешне машинка вместе с оборудованием весит почти 2 т. Больше нельзя – перекрытия могут не выдержать…
На взлетной полосе
Отдельная категория пожарных машин трудится на аэродромах. Огромное количество горящего керосина уничтожает самолет в считанные секунды, за которые нужно успеть погасить пламя. Главное для аэродромных монстров – производительность насосов, запас воды на борту, термоизоляция кабины с экипажем и... проходимость.
Ведь катастрофа может произойти и за пределами бетонной полосы. Еще одна задача подобных машин – предотвратить пожар: если предполагается аварийная посадка на брюхо, бетон надо очень быстро залить пеной, чтобы исключить возгорание от трения.
В аэропорту Дрездена на всякий пожарный держат автомобиль «Пэнтер», построенный австрийской фирмой «Розенбауэр» на четырехосном шасси армейского МАНа. Специальные жаростойкие стекла позволяют близко подобраться к очагу пожара, а водяной ствол управляется прямо из кабины. Машина едет даже по горящему керосину, заливая огонь пеной перед и под собой.
Огонь во льдах
Думаете, такое не бывает? Еще как бывает! Очень легко может загореться из-за неисправной проводки полярная база в Арктике или Антарктике. Допустим, люди успеют выбежать на мороз, но потом им, бездомным, не позавидуешь.
Значит, и там нужна пожарная бригада, оснащенная спецтранспортом. На станции Мак-Мёрдо в Антарктиде уже лет двадцать несут службу вездеходы «Формоуст-Ноудвелл» на широких гусеницах.
А в Финляндии на замерзших озерах встречаются совсем экзотические пожарные аэросани «Арктик Ант» («Арктический муравей»), которые здесь называют гидрокоптером.
Первая часть слова понятна: лед – та же вода, а вот «коптер», говорит о большом пропеллере сзади – с ним подъехать можно быстро! Мигалка на крыше видна издалека и внушает пострадавшему оптимизм – помощь уже в пути.