Пескодром: китайская техника в астраханских песках
Пескодром отмечает юбилей
Базовый лагерь – местечко на берегу реки Кигач (рукав Волги) неподалеку от Астрахани. Привлекает близость песков, а остающихся в лагере – потрясающая рыбалка. Время сбора – начало сентября, когда спадает зной, не так беспокоят комары, а овощи и фрукты вызревают и обесцениваются. Один из ритуалов «Каравана» – общее построение, объезд строя и фраза принимающего парад: «Всем караванить!». Другой ритуал – тщательная уборка лагеря от мусора, чтобы приятно было приезжать на следующий год.
С годами техника стала разнообразнее, и ее вид изменил характер самих «караванов». Если сначала выезжали одной большой группой на 4–5 дней со всем походным скарбом, то теперь большинство выездов – однодневные «прострелы» малыми коллективами с минимумом вещей. Зато такие группы проходят за день в гоночном ритме более 300–400 км – прекрасная тренировка не только для новичков. Неудивительно, что многие «караванщики» – титулованные спортсмены, как например Андрей Широков, чемпион России по эндуро.
15-й «Караван» собрал около ста человек из Астрахани, Вологды, Волгограда, Краснодара, Майкопа, Москвы, Пензы, Саратова, Петербурга, Тулы, Ярославля. Самая большая группа прибыла из Ярославля: байк-клуб «Черные медведи» – постоянный участник последних «Караванов», и несмотря на все атрибуты байкерского движения, им не чужд дух эндуро. Привезли с собой и раритет – «Урал» с приводом на коляску. Подобный набор техники можно встретить разве что на уникальном клубном зимнем рейде «Медведь-шатун».
Поэндурить приехали краснодарцы и их соседи из Майкопа, у них наиболее свежие и «заряженные» аппараты. Юрий из клуба «Тулица» – старейший участник всех «Караванов», если не считать автора этих строк. Сначала туляки испытывали в песках продукцию «Туламашзавода» – мотоциклы ТМЗ, мокики «Фрегат», позже ушли в профессиональный спорт и теперь одни из лидеров в гонках мотардов. Подростковый центр «Форсаж» из поселка Светлый Саратовской области в рейдах – с 1999 года. Николай Васильев, как всегда, привез лучших из учеников центра. За эти годы они выросли от простых «минсков» до хорошо оборудованных «джебелей».
Феликс из Пензы приехал на «Урале» своим ходом. При этом отметился встречей с местной коровой, после чего вилку правили ударным методом – о ствол дерева. Кстати, такое же действо совершали во время первого «Каравана», только тогда самарский пилот Каравашкин провел несколько недель в челкарской больнице. Но Феликсу повезло, а корова скрылась с места ДТП.
А в посылке три «китайца»…
Команда «Мото» уже не впервые в этом пробеге испытывает новые китайские аппараты. В отличие от модернизированного Lifan LF200GY-5 400-кубовый эндуро «С-Мото 400» был тогда одной из первых «ласточек» такой кубатуры, и, понятное дело – «котом в мешке». Ну а скутер Stels Tactic 100 – вообще шел вне зачета. Но о нем разговор особый.
Распаковав доставленную технику, наездили по окрестностям более 100 км в режиме обкатки. С мотоциклами все ясно – так быстро их не сломать. Волновал скутер – пойдет ли по пескам? Но, во-первых, испытания в условиях максимальных нагрузок быстрее всего позволяют выявить достоинства и недостатки. А во-вторых, подобные прецеденты с положительным результатом уже случались. Так пуркуа бы и не па? Конечно, не на любом скутере поедешь в песок, но «Тактик», по предварительным прикидкам, подходил: мощность 100-кубового «двухтаткника» вполне достаточна, а 12-дюймовые колеса обули в специальные шины Heidenau K-58. Их глубокий протектор спроектирован немецкими спецами для езды по скользким трассам, в том числе зимой. Немаловажную роль в их выборе для песка сыграла ширина шины 130 мм – предельная для ходовой части скутера.
И вот настало время кульминации теста – двухдневного выезда в пески на, как минимум, 350 км. Удалиться на большее расстояние не давала автономность по бензину – технички не было. И так для двух дней пути пришлось вести полуторный, по сравнению с емкостью баков, запас. И все для похода: палатку, спальники, коврики, газовую горелку, воду и еду.
Ходовой – зачет!
Нагрузили С-Мото 400 основательно – к этому располагала обширная багажная площадка позади короткого сиденья. Сделав вид, что не смогли прочитать надпись на английском «нагрузка не более 5 кг», привязали 20-литровую канистру с горючим, рюкзачок со спальником и коврик. Хотя высоко расположенный груз не улучшал управляемость на песке, в то же время он особенно не ухудшил работу подвесок и тягу аппарата.
Самое яркое впечатление от мотоцикла оставила работа подвески. Вилка (перевернутого типа) – с полным набором регулировок, но подбирать их не пришлось: и с заводскими настройками она работала превосходно. То же относится и к заднему моноамортизатору, правда, там трудно что-либо изменить.
Днем температура достигала +35 0С, но электровентилятор исправно включался, и проблем с охлаждением двигателя не возникало. Как не было их и с электропуском, хотя отсутствие кикстартера на эндуро нервировало.
Оказался на редкость удобным широкий дюралевый руль: он выше, чем принято на японских внедорожных аппаратах. А вот седло жестковато, под «пятой точкой» ощущалась какая-то железка. Видимо, так сделано в учебных целях – чтобы гонщик не рассиживался, а ехал технично, стоя на подножках. Цепь «О-ринг» – прорыв в китайском мотопроме; она практически не вытянулась.
Рабочий верблюд
Родным и понятным показался Lifan LF200GY-5. Тон впечатлениям задавал, несомненно, двигатель, а он проверен «временем и народами». Прототип, CG125, хондовцы разработали еще в середине 70-х, по распространенности и «клонированности» он лишь немного уступает «кабовским» движкам. Наверное, основу его «дружелюбного» характера составляет нижневальная схема ГР, причем для упрощения конструкции применен лишь один кулачок. Он через две пары коромысел и штанги управляет двумя клапанами в головке. Мотор получился компактный, легкий, надежный, а особенности схемы ГРМ не позволяет сильно его форсировать и «нагружать тюнингом». То есть оригинал испортить трудно. Правда, китайские конструкторы все же внесли свою лепту – увеличили кубатуру до 200 см³, а два года назад установили балансирный вал, и картер получил некий аппендикс в передней части. Зато о вибрациях, донимавших владельцев прежних моделей, теперь можно забыть.
Рама – разомкнутая (как было на Honda CG125), поэтому ожидать от нее жесткости не приходится. Перья вилки с виду хлипковаты, зато защищены резиновыми гофрами. Задняя подвеска, хоть и не видна, но как-то работает; тормоза – «дисково-барабанные»; «обут» эндуро в шины наиболее распространенного для бездорожья размера (21 и 18 дюймов). В общем, мотоцикл совершенно не пафосный, но привлекательный по цене (менее 70 000 руб.), простой и надежный. Раньше таким был «ИЖ-Планета» (на селе они живы до сих пор), поэтому не удивлюсь, если этот «китаец» первым «пропишется» в российской глубинке.
В пробеге он ехал в общем темпе. Причем, когда водитель «400» вконец уставал, то, пересаживаясь на GY-5, он мог ехать дальше. Правда, на асфальте его «максималка» не доходила до «сотни», в то время как «400» раскрутили до 140 км/ч – все же 30 сил дают о себе знать!
Подсчет потерь
В конце пробега оценили потери. Самая серьезная – у «400»: лопнули четыре спицы на заднем колесе, и обод стал слегка бить. Хотя на вид конструкция ступицы «правильная», но сами спицы тонковаты. Также лопнуло украшение задней части – ажурный дюралевый кронштейн номерного знака. Стал слегка туговат руль, как будто кто-то тайком прикрутил рулевой демпфер. Из конструктивных недостатков – нет защиты радиатора, ни от грязи, ни от камней из-под колеса. Хорошо, здесь был песок, а как ездить по грязи? Скудновата «приборка»: нет тахометра (с шестью передачами немудрено запутаться) и обнуляемой шкалы одометра. Расход топлива приличный (на песке около 7–8 л «на сотню»), а емкость бака маловата, его в тяжелых условиях не хватило на 100 км.
В лагере ходовые качества мотоцикла оценил чемпион России по эндуро Андрей Широков. По его мнению, аппарат очень достойный, особенно подвески, ехать удобно, а «боевая прыть» мотора находится на уровне среднестатистического «японца» кубатуры «250».
«Лифан» донимал, точнее, напоминал о себе мелочами. Неудобным оказался багажник – и формой, и конструкцией. Поперечная высоко расположенная ручка не позволяла нормально разместить багаж. Выступающие ребра декоративных закрытий бака натирали колени. Нескладывающиеся лапки рычагов тормоза и переключения гнулись при контакте о края колеи, педаль тормоза норовила слететь. Неоднократно подтягивали цепь, потерялись три гайки, оказался разбитым сайлентблок крепления подножки к раме, полопались крепления пластмассовых боковин. Порадовал же довольно низкий расход топлива (около 5 л/100 км), приборная панель с тахометром (который, замечу, здесь не очень-то нужен) и обнуляемой шкалой одометра. В общем, LF200GY-5 оказался совершенно адекватным цене – типичная «рабочая лошадка».
Он сделал это!
А вот испытания скутера Stels Tactic 100 переросли в показательное выступление. Во-первых, он единственный «все свое вез с собой»: палатку, спальник, коврик, газ и кухонную утварь, расширенный набор инструмента и компрессор, 7 литров бензина и 3 литра воды. Во-вторых, мало кто из «караванщиков» верил, что ЭТО сможет проехать по пескам.
На самом деле, секрет техники езды на скутере по песку чрезвычайно прост и заключается в двух правилах: постоянно держать полный газ и не спускать ног с полика. Главное – ехать первым по неразбитому в колее песку.
Что удобно на «Тактике», так это посадка. Короткое седло как будто специально создано для одиночных путешественников: между седлом и кофром удается привязать дополнительный багаж. В данном случае – 3-местную палатку и свернутый коврик. В кофре поместился спальник и всякая мелочевка. А сам кофр поразил тем, что… не оторвался, хотя колбасило скутер из-за малых колес и короткоходных подвесок немилосердно. Потребность разместить где-то бензин и воду подтолкнула к мысли использовать большое пространство полика между ног. Была прикреплена обрезанная сверху 30-литровая канистра, куда засунули бутылки с бензином и водой. Такая загрузка оказалась удачной – не мешала управлению, все было под рукой и ничего не терялось.
Предусмотренные изготовителем в переднем щите ниши для ног как будто специально задумывали для езды по песку – в любой момент ноги можно отвести вперед и в стороны. В то же время передний щит защищал ноги от колючек, росших по краям дороги.
В общем, поездка оказалась достаточно комфортной, чему способствовали подвески – думаю, одни из лучших среди скутерных. Вилка – с «гидравликой», а задний амортизатор, хоть и одинок, но с «прогрессивной» пружиной с регулировкой преднатяга. Самое интересное – в скудном комплекте инструмента оказался ключ для его регулировки, который действительно пригодился.
Самое значительное неудобство – истошно скрипящий передний тормоз, словно металл трется по металлу. Одометр на молодежного вида «приборке» имел такие мелкие жидкокристаллические циферки, что и на месте, надев очки, их трудно разглядеть. Непонятный «косяк» всплыл после прохвата по асфальту к базовому лагерю. Тогда, не сбрасывая газа, проехал около 100 км (скорость 75–80 км/ч), а когда остановился, обнаружил, что двигатель ключом не заглушить. Пришлось сдергивать колпачок со свечи. Но самое яркое впечатление от поездки на скутере по песку – это темпы осушения бензобака. Объем - чуть более 5 литров: он опустел уже через 70 км.
Итог
В целом, тест на астраханском пескодроме выдержали все три «китайца», проехав в общей сложности более 600 километров. Думаю, при эксплуатации в обычных условиях (особенно для скутера), эту цифру можно умножить минимум на пять.
Техническая характеристика C-Moto и Lifan (данные производителей)
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | ||
Модель | С-Мото 400 | Lifan LF200GY-5 |
Модельный год | 2010 | |
Сухая масса, кг | 145 | 122 |
Длина × ширина × высота, мм | 2155×880×1215 | 2200×860×1220 |
База, мм | 1400 | 1450 |
Дорожный просвет, мм | 300 | н.д. |
Объем бензобака, л | 9 | н.д. |
ДВИГАТЕЛЬ | ||
Тип | 1-цил., 4T | |
ГРМ | ОНС, 4 клапана на цилиндр | |
Рабочий объем, см³ | 387 | 197 |
Макс. мощность, л.с. при об/мин | 30/н.д. | 16/8000 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | н.д./н.д. | 14,5/6500 |
Система питания | карбюратор | |
Система охлаждения | жидкостная | воздушная |
Система запуска | электростартер | электростартер и кикстартер |
ТРАНСМИССИЯ | ||
Сцепление | многодисковое, в масляной ванне | |
Коробка передач | 6-ступенчатая | 5-ступенчатая |
Главная передача | цепь | |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | ||
Рама | дуплексная, стальная | |
Передняя подвеска | телескопическая вилка, нерегулируемая | |
Задняя подвеска | маятниковая, с моноамортизатором, регулировка преднатяга | |
Тормозная система | гидравлическая | |
Передний тормоз | диск 2-поршневая скоба | диск 1-поршневая скоба |
Задний тормоз | диск 2-поршневая скоба | диск 1-поршневая скоба |
Передняя шина | 3,00–21 | 2,75–21 |
Задняя шина | 4,60–18 | 4,10–18 |
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Stels Tactic 100 (данные производителя)
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | |
Модельный год | 2010 |
Сухая масса, кг | 94 |
Длина × ширина × высота, мм | 1800×702×1085 |
База, мм | 1275 |
Высота по седлу, мм | 740 |
Объем бензобака, л | 4,8 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип | 1-цил., 2T |
ГРМ | ОПК |
Рабочий объем, см³ | 98 |
Макс. мощность, л.с. при об/мин | 5,9/7000 |
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 3,16/4000 |
Система питания | карбюратор |
Система охлаждения | воздушная, принудительная |
Система запуска | электростартер и кистартер |
ТРАНСМИССИЯ | |
Коробка передач | вариатор |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
Рама | хребтовая, сталь |
Передняя подвеска | телескопическая вилка, нерегулируемая |
Задняя подвеска | маятниковая, с моноамортизатором, регулировка преднатяга |
Тормозная система | гидравлическая |
Передний тормоз | диск 1-поршневая скоба |
Задний тормоз | барабан |
Передняя шина | 120/70–12 |
Задняя шина | 130/70–12 |
Благодарим компании «С-Мото» и «Веломоторс» за предоставленную технику и ООО «Моторизация» за шины для скутера. И надеемся продолжить караванные традиции в 2011 году.