Мы мирные люди
Поначалу было скучно. Мерно прохаживаясь по краю проезжей части, лейтенант ДПС привычно выискивает жертву, потом - выпад жезлом, и жертва в мышеловке. А ведь холодок по спине пробегает! Сколько раз по себе замечал: едешь, все у тебя нормально и со страховкой, и с техосмотром, и с остальными документами, и не нарушал ничего. Но когда неумолимый перст закона указывает именно на тебя, маленького и беззащитного, хочется почему-то залезть под сиденье и прикинуться ковриком. Это как в школе, когда к доске вызывают...
Стоять рядом и смотреть на все это со стороны, не скрою, приятно. Я, вроде как, тут при деле, а вокруг все такие рядовые автолюбители. Есть в этом, конечно, элемент предательства. Впрочем, справедливость восторжествовала, и закон возвращения негативных посылов был доказан на первом же посту после того, как мы уехали с места репортажа. Какие такие корреспонденты? - знать ничего не знаем, и протокол оформили...
Впрочем, о деле. Наиболее важная работа - проверка грузового автотранспорта, следующего в Москву из других регионов России. Понятно, что каждого тормозить просто нет физической возможности, но как-то отсекать потенциальных контрабандистов и террористов надо. Критериев несколько: первый - номерной знак, а, точнее, регион приписки. Догадываетесь, какие регионы в ходу? У гаишника глаз наметан, он сразу видит нужную цифру. Ага, гости с юга! Причаливай, дорогой!
Досматриваемая машина, понятно, должна быть с грузом - чтобы было, что досматривать. Но это не значит, что все фуры, на которых написано «пустой», действительно, пусты. Немало случаев, когда эта надпись висит для отвода глаз. Поэтому, гаишник определяет загруженность машины по техническим признакам - по тому же старту со светофора, натужно идет или легко. Впрочем, бывают такие старые колымаги, которые все делают натужно.
Далее следует обязательная и полная проверка документов. Если какие-то неясности, можно проверить по компьютеру. Что-то не в порядке? Покажите груз. Подозрительно... На этот случай на посту есть кинолог со специально обученным зверьком. И если все-таки попал мужик, то идет подъем по полной программе. Приезжает ОБЭП, если груз контрабандный, или еще какой незаконный. Если мужичок подозревается в пособничестве террористам, то спешит группа захвата (положено так, а то вдруг чего). Машину на досмотр, водителя в кутузку.
- Много, - спрашиваю у лейтенанта, - фур за день приходится перелопатить?
- Это, когда как. Зависит от многого... В выходные, натурально, меньше. В плохую погоду тоже немного. А вообще счет идет на десятки, а то и сотни полторы за смену.
- А собаки у вас тут все профи?
- Да, нет, одна только. Остальные - приблудные. Так иногда стоишь на посту, скучно, а тут притрется какой-нибудь пес. Кинешь ему колбаски - он и остается. Была у нас тут даже конура... А с ними как-то веселее. С одним бобиком, помню, поиграл в «апорт». Я жезл кидаю, кричу «апорт». Он к палке подбегает, хватает - и деру в лес. Я за ним. Полчаса палку искал.
- Нашел?
- Ага. Три!
...Посмеявшись, расстаемся. Вообще на посту ДПС, действительно, всякое бывает. Говорят же, что милиционеры в цирке не смеются, у них своего хватает. Тут остановили одного на старом ЗИЛе. Все вроде нормально, и техосмотр есть. Короче, остановиться-то он остановился, а вот дальше поехать не смог. Пришлось чуть ли не всем постом ему помогать завестись. Мужик ручкой мотор крутит, лейтенант за рулем сидит, а из будки третий по громкоговорителю советы выдает. А вокруг еще собака бегает и громко тявкает, думая, что все это игра такая.
Можно только пожелать, чтобы работа у ребят с ДПС была похожа на игру или, максимум, на учения. Не надо нам реальных тревог, а тем более боевых.