Mazda3: «матрешка» с характером
У «трешки» острый руль и живой характер. Жестковатая подвеска заточена под спортивный стиль вождения. И эргономика водительского места на высоте. Спортивным имиджем и броской внешностью равно наделены 5-дверный хэтчбек и седан, хотя воинственности в облике последнего чуть меньше. Салон Mazda3 не назовешь просторным, вполне заурядна емкость багажного отсека (у хэтчбека 300, а у седана 420 л).
Особняком стоит «горячий» хэтч Mazda3 MPS, пошедший в серию в 2006 году. Под его капотом стоит пламенный турбомотор 2.3 (260 л.с.) с непосредственным впрыском топлива. Дифференциал повышенного трения помогает совладать с крутящим моментом 380 Н.м.
В 2006 году Mazda3 претерпела рестайлинг, затронувший решетку радиатора, бамперы, оптику, приборную панель. Повысилось качество отделочных материалов, улучшилась шумоизоляция.
На вторичном рынке большинство машин – с российской пропиской. Даже в начальном оснащении автомобиль неплохо защищен, располагая ABS, электронной системой распределения тормозных усилий, фронтальными и боковыми аэрбэгами, боковыми шторками безопасности. В остальном версия Base довольно аскетична. Зато среди козырей более продвинутой комплектации Touring кондиционер (или даже климат-контроль на машинах с мотором 2.0), 4 электростеклоподъемника, маршрутный компьютер, противотуманки, омыватели фар, CD-плеер с поддержкой MP3. Версия Sport щеголяет аэродинамическим обвесом, ксеноновыми фарами, литыми дисками R17, датчиком дождя.
Двигатели
В моторной гамме европейских Mazda3 - бензиновые «четверки» 1.4 (80 л.с., после рестайлинга – 84 л.с.), 1.6 (105 л.с.) и 2.0 (150 л.с.), а также три турбодизеля. «Трешки» из Америки привлекают в первую очередь мощными двигателями 2.0 и 2.3. Впрочем, «янки», как и работающие на солярке машины из Европы, у нас относительно редки, основу вторичного парка составляют бензиновые модификации 1.6 и 2.0, которые официально поставляли в Россию. О них и поговорим.
Бензиновые двигатели серии MZR оснащены долговечной цепью ГРМ с гидронатяжителем в приводе. Ремень привода навесного оборудования служит не менее 110 тыс. км. Мотор 1.6 – беспроблемный трудяга. Разве что, после визита на левые заправки могут скоропостижно накрыться свечи зажигания и датчик массового расхода воздуха. Еще придирчивее к качеству топлива 2-литровый двигатель.
На обоих бензиновых моторах изредка пошаливают датчики холостого хода и положения коленчатого вала. Стрекочущий звук могут издавать заслонки, изменяющие геометрию впускного коллектора. Если их дребезжание слушать невмоготу – меняйте «паук».
Маздоводам не надо экономить на хорошей «синтетике». Маслосъемные кольца чувствительны к качеству моторного масла и на плохой диете быстро закоксовываются в канавках поршня. В первую очередь это относится к двигателю 2.0. О хвори известит повышенный расход масла.
Для Mazda до 2008 года выпуска межсервисный интервал составляет 20 тыс. км пробега, после – 15 тыс. км. Каждый визит на ТО предполагает замену масла – либо Elf Mazda Dexelia Ultra, либо другого с характеристиками 0W40.
За уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке лучше смотреть повнимательнее: вода потихоньку выкипает. Как нас уверили специалисты Mazda, ничего криминального в этом нет. Но вовремя долить дистиллированной воды лишним не будет.
Трансмиссия
Пятиступенчатую МКП после рестайлинга дополнила 6-диапазонная «механика» (на машинах с мотором 2.0). Бензиновые версии 1.6 и 2.0 тоже могут комплектоваться гидромеханической АКП Actievematic. В механических 5-ступенчатых коробках порой выходят из строя синхронизаторы третьей и четвертой передач. Прежде чем ударить по рукам с продавцом, совершите пробный заезд и убедитесь, что передачи переключаются без заметного усилия.
Обслуживание автоматической коробки предполагает замену масла каждые 100 тыс. км пробега. Официалы заливают Mazda Dexelia Atf M-V. Технология полной замены потребует как минимум 12 л жидкости, так что процедура не из дешевых. АКП не без греха. Если переходы с 3-й на 4-ю скорость сопровождаются ударами, автомобилю прямая дорога в сервис, благо дилеры Mazda занимаются ремонтом автоматических коробок. Стоимость работы (без учета запасных частей) колеблется от 35 до 38 тыс. руб.
На машинах с мотором 1.6 слабым звеном оказался рабочий цилиндр сцепления, который может потечь к 30 тыс. км пробега. При нормальной эксплуатации сцепление прослужит долго, но шумахеры «приговаривают» его уже к 80 тыс. км. Меняется оно комплектом (корзина, диск, подшипник).
Ходовая часть
Автомобиль оснащен передней подвеской типа МакФерсон и задней независимой многорычажкой Multi-link. Передняя подвеска обычно служит без нареканий. Проблемы после 40 тыс. км пробега могут возникнуть разве что с амортизаторами, да и то - если прежний владелец как угорелый носился по кочкам. Не любят ударных нагрузок и подшипники передних ступиц.
При очередном заезде на сервис проверьте затяжку гаек стоек заднего стабилизатора. Разболтанные «косточки» быстро приходят в негодность. Стук в задней подвеске тоже может известить о необходимости замены нижних рычагов – порой уже к 60 тыс. км пробега. В принципе, второй хозяин «трешки» должен быть морально готов к ощутимым расходам, когда настанет пора перетрясти заднюю подвеску – «связок» и «железок» в ней много.
Рулевое - без особых проблем. Единственная неприятность – внезапно возникающий стук при резкой перекладке баранки. Дело в том, что при частой регулировке руля по вылету шлицы теряют смазку и начинают клацать друг о друга. Стук не криминальный и легко устранимый.
На машине устанавливаются передние и задние дисковые тормоза, причем передние - вентилируемые. Каждые 40 тыс. км нужно менять тормозную жидкость. Колодки выхаживают в среднем 40–50 тыс. км пробега, диски служат в два раза дольше.
Кузов
Mazda3 весьма чувствительна к зимним реагентам. Через два-три года очаги коррозии могут образоваться на задних арках. Чтобы не допустить этого, рекомендуем не гнушаться антикора и качественных подкрылков. Владельцам хэтчбеков следует почаще отмывать от зимней соли крышку багажника, которая иначе скоро «зацветет» в районе фонарей.
На мой взгляд...
Олег Гетманенко, редактор