УМЗ ломает стереотипы

С начала 2010 года в конструкцию автомобильного двигателя УМЗ-4216 внесено более 20 серьезных изменений. Для повышения надежности двигателя обновлены выпускной коллектор, водяной насос, термостат, сцепление, катушки зажигания, приводные ремни, генератор, стартер, электромагнитная муфта включения вентилятора. И это не полный список новшеств, направленных на повышение качества ульяновских моторов.

Сегодня УМЗ более эффективно использует собственные ресурсы. В 2010 году предприятие вывело на рынок автомобильный двигатель с улучшенными потребительскими характеристиками – повышенной надежностью и экономичностью. Мотор нового уровня качества создан для модернизированного легкого коммерческого автомобиля «ГАЗель-Бизнес», производство которого горьковский автозавод «Группы ГАЗ» начал в феврале 2010 г.

Мнение

НИКОЛАЙ ГУСЕВ

Николай Гусев

директор по производственной системе УМЗ

– Ульяновский моторный завод завершил реализацию проекта по созданию учебных площадок. На производстве оборудованы экспериментальные классы для обучения и повышения квалификации персонала различного уровня – от рабочего до менеджера по производству. Оборудование классов максимально приближено к реальному производству. Так, например, на учебной площадке механического цеха №22 размещен имитированный производственный участок в виде U-образной ячейки по обработке заготовок

Когда «ГАЗель-Бизнес» только появилась в разработке, в октябре-ноябре 2009 года, ульяновцам были даны технические требования по изменению существующего двигателя УМЗ-4216. Первые представители впрысковых модификакций УМЗ-4216 проходили ресурсные испытания в рамках совместного спецпроекта «Группы ГАЗ» и журнала «Рейс» в 2008-2010 гг. На первых машинах у моторов был неустойчивый холостой ход, высокий расход топлива, малый срок службы клиновых ремней (40-50 тысяч километров), генераторов и стартеров. Проблем не было с цилиндро-поршневой группой, так как уже тогда устанавливали чешские кольца Buzuluk, а поршни изготавливали на новом оборудовании с ЧПУ.

После получения задания с «ГАЗа» представители УМЗ почти каждую неделю ездили на горьковский завод и отчитывались о проделанной работе. Там же, на «ГАЗе», одновременно проводились испытания прототипов – усовершенствованных двигателей УМЗ. По результатам совместной с «ГАЗом» работы на автомобиль «ГАЗель-Бизнес» утвердили двигатель с индексом УМЗ-4216 1400-40 или 41. Его основное отличие от предшественника – распределительный вал с новым профилем кулачков, то есть с новыми фазами газораспределения. Благодаря этому ушли от неустойчивой работы мотора на холостом ходу, чуть снизили расход топлива и легко уложились в нормы Euro 3 (в том числе и на полноприводных машинах). Но остается открытым вопрос с выкрашиванием (питтингом) кулачков распределительных валов, поставляемых заводом из Верхней Салды Свердловской области. Причина – в старой оснастке поставщика. Сейчас ведутся переговоры с горьковским заводом о производстве заготовок к распредвалам. В качестве временной меры на УМЗ ввели жесткий контроль при приемке с замером твердости кулачков каждого вала.

Мнение

АНДРЕЙ КОЖЕНКОВ

Андрей Коженков

главный специалист отдела главного металлурга УМЗ

– УМЗ располагает единственным в Ульяновской области металлургическим комплексом по производству литья из алюминиевых сплавов и термообработке. Здесь задействовано около 200 единиц оборудования, например, роторная установка Foseco для обработки алюминиевого сплава, ее применение позволило автоматизировать процессы модифицирования и флюсовки, значительно улучшить условия труда работников.

Еще одной серьезной проблемой мотора 4216 была разрегулировка клапанного механизма, что явилось следствием крайне нетехнологичного регулировочного узла. Технологи УМЗ безуспешно бились над повышением качества закалки деталей, но это ни к чему не приводило. Поэтому по их просьбе инженерный отдел разработал новый вариант, а в последующем, возможно, перейдут и на гидрокомпенсаторы.

Что касается ранее упомянутых приводных ремней, то завод решил перейти на импортные большего сечения (вместо 8х8,5 мм теперь устанавливают 10х11 мм). Это повлекло за собой усиление всех используемых шкивов, которые, в свою очередь, потребовали более мощных кронштейнов крепления. Одним из неприятных моментов, поджидавших заводчан вследствие этих мероприятий, стали трещины и разломы, появлявшиеся на передних алюминиевых крышках шестерен. В срочном порядке инженеры разработали план мероприятий по усилению крышек ребрами жесткости снаружи и изнутри.

Много неудобств потребителям доставляла периодически загорающаяся лампочка аварийного падения давления масла. Такое часто происходило при резком торможении или сильном боковом крене автомобиля, когда масло из-за отсутствия перегородок в поддоне утекало из маслоприемника. Чтобы этого не происходило, внедрили две перегородки: вертикальную (для бокового крена) и горизонтальную (для резкого старта и торможения). Однако проблем с течью масла через резинопробковую прокладку масляного картера это не решило. Со временем пробковая прокладка напитывается маслом, теряет свои свойства и дает течь. Даже несмотря на то, что затяжка гаек поддона тарируется. По регламенту через тысячу километров необходима подтяжка гаек крепления поддона, но эти работы мало кто производит. С 1 декабря 2010 года исправить ситуацию должны смена поставщика и установка в прокладку дистанционных шайб, предотвращающих ее чрезмерную деформацию при затяжке гаек. Такое решение оказалось не очень технологичным – теперь вручную приходится оснащать каждую прокладку миниатюрными колечками. Из такого же материала сейчас устанавливают прокладки под крышки толкателей, из-под которых масло утекало с не меньшей интенсивностью.

Мнение

ОЛЕГ УЛАНОВ

Олег Уланов

начальник конструкторского отдела УМЗ

– Автомобильный двигатель УМЗ-4216 модернизирован конструкторами нашего завода совместно со специалистами объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ» и научно-производственного предприятия «Инж-КА» из Димитровграда. Новый двигатель соответствует требованиям технического регламента уровня выбросов вредных веществ Euro 4. Для снижения уровня вредных выбросов внедрена новая модификация каталитического нейтрализатора и многое другое. Сейчас завершаются испытания «ГАЗели-Бизнес» с двигателем УМЗ-42164 и получение одобрения типа транспортного средства.

Планы на будущее

ЕВГЕНИЙ РУСЯЙКИН

Евгений Русяйкин

генеральный директор УМЗ

Поскольку Ульяновский моторный завод является основным поставщиком двигателей для «ГАЗелей», то наша приоритетная задача – удержаться в ритме «ГАЗа», удовлетворяя потребности по двигателям в полном объеме. В этом году мы планируем отгрузить не менее 75 тысяч двигателей. В связи с ростом объемов производства УМЗ увеличил суточный темп выпуска двигателей. В апреле на главном конвейере в смену производилось около 250 моторов, в мае – 295, в июне – 335 двигателей. На 15% выросла производительность труда работников. Успешно проведена реструктуризация производства, что позволило ускорить процесс сборки и испытания одного двигателя почти в три раза. Сокращено время процесса изготовления двигателей: теперь каждые 85 секунд в смену с конвейера сходит новый мотор УМЗ. По прогнозам на 2011 год, объем выпускаемой нами продукции будет на уровне 2010 года. При этом Горьковский завод планирует увеличить выпуск «ГАЗелей» примерно на 10-11%, но эти машины будут оснащать дизельными двигателями Cummins.

В 2010 году все усилия были направлены на то, чтобы обеспечить значительное увеличение объема производства – мы организовали вторую смену на сборке и других ключевых операциях. Сейчас мы бросили все силы на улучшение качества производимых двигателей: внедрение менеджмента качества стандарта ISO/TS 16949:2009. Мы не говорим о полном внедрении, пока лишь об отдельных его составляющих. На днях завод подтвердил сертификат соответствия системы менеджмента качества производства требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008, который Ульяновский моторный завод (УМЗ) получил по итогам организованного в 2009 году на заводе планового инспекционного аудита. Аудит провел центр «Русский регистр-Поволжье», который и выдал предприятию «Группы ГАЗ» сертификат.

Что касается новых продуктов, то мы уже прорисовываем новый двигатель с верхним расположением распределительного вала. Габаритные чертежи согласовали с «ГАЗом», создали спецификацию и сейчас прорабатываем маршруты по изготовлению первых прототипов. Главное для нас – на стадии производства и их испытания постараться выявить и устранить все недочеты и избежать повторения проблем, которые были у предыдущих моделей двигателей. Это очень важно, ведь, имея ограниченные технологические возможности, мы вынуждены базироваться на уже имеющихся конструкциях моторов. Как и предшественники, новый мотор будет изготовлен из алюминиевого сплава с чугунными вплавляемыми гильзами-цилиндрами. Для увеличения жесткости мы внедрили в конструкцию единую крышку крепления коленвала. Привод газораспределения мы планируем цепной, однако рассматриваем варианты применения ременной передачи.

Еще одно направление – модернизация двигателя УМЗ-4216 под «ГАЗель-Бизнес» второго поколения. Из обратной связи с потребителями мы выяснили, что многие хотят иметь климатическую установку или кондиционер. Поэтому у мотора появится поликлиновый привод навесного оборудования. Сейчас мы проводим согласование схемы привода с горьковским заводом и поставщиками.

К февралю мы должны изготовить работоспособный образец привода. Уже сейчас мы изменили геометрию распределительных валов, прошивки блоков управления, чтобы снизить расход топлива. Мы ведем активную работу по выявлению проблемных мест двигателей. Как только появляются сигналы о неудовлетворительной работе автомобиля в целом и мотора в отдельности, мы совместно с горьковскими специалистами собираем комиссию и выезжаем к перевозчику. Однако бывают случаи, когда перевозчик в интернете поливает грязью «ГАЗель», которую эксплуатирует. А когда специалисты «ГАЗа» предлагают ему совместно разобраться в причинах неисправностей, тот попросту не является на встречи, прикрываясь своей чрезмерной занятостью.

Сейчас наш двигатель лучше, чем его репутация. К примеру, вчера у нас был нулевой показатель по дефектам на «ГАЗе» (это из трех сотен моторов). А газовцы у нас принимают двигатели очень строго – любой разошедшийся гровер, криво наклеенная табличка или неправильное расположение хомута считается некондицией. По результатам ежедневной приемки вечером того же дня к нам приходит отчет из входного контроля «ГАЗа». Поэтому повышение качества для нас не пустые слова, а кропотливый процесс улучшения имиджа наших двигателей. Мы внедряем различные системы предотвращения брака, исключающие возможность повторного возникновения неисправностей. Набираем высококвалифицированных сотрудников.

Борьбу с утечками масла ведут и внутри блока цилиндров двигателя – в главной масляной магистрали. Проблемным оказалось место крепления генератора, где находится наибольшее на всем протяжении главной масляной магистрали скопление металла. Даже использование при отливке виброустановок не избавляет алюминий от рыхлостей и скрытых полостей, что, как и в случае с некачественными прокладками, влечет за собой течь масла, только на этот раз - сквозь металл. Чтобы избавить потребителей от неустранимых течей, в масляную магистраль (на этапе отливки блока) научились интегрировать стальную трубку. В будущем такими трубками планируют усилить все масляные каналы блока цилиндров.

Мнение

ГЕННАДИЙ АФАНАСЬЕВ

Геннадий Афанасьев

исполняющий обязанности главного конструктора УМЗ

– УМЗ завершил модернизацию двигателя УМЗ-4216, устанавливаемого на «Газель-Бизнес». Предприятие заканчивает подготовку производственных мощностей к серийному выпуску обновленной серии моторов УМЗ-42164 стандарта Euro 4. Их разработка ведется в «Группе ГАЗ» в соответствии с политикой государства по усилению экологической безопасности транспортных средств. Одна из новых модификаций, УМЗ-42167, дополнительно к бензиновой системе подачи топлива оборудована газовой системой впрыска четвертого поколения.

Чемпионом же по рекламациям стала муфта включения вентилятора системы охлаждения двигателя, производимая компанией «Термокам». Не один год УМЗ борется за качество этого узла с поставщиком – результаты, конечно, есть, но они все еще оставляют желать лучшего. Потому-то «сверху» была дана команда – найти продукции «Термокам» достойную альтернативу. Что и было сделано. Теперь на конвейер завода идут еще и муфты арзамасского производства, компании «Импульс». Замена поставщика, к сожалению, не решает вопроса теплового баланса двигателя, ведь муфта в момент остановки двигателя тоже перестает вращаться, что приводит к кратковременному перегреву, а значит, снижению ресурса двигателя. К тому же, в момент включения муфты возникают ударные нагрузки, разрушающие подшипниковый узел привода и просто пугающие водителей. Ситуация с заменой производителя назрела и со стартерами, которые до недавнего времени поставлял Завод имени А.М. Тарасова («ЗиТ»). Сейчас поставки на конвейер производит белорусское предприятие «БАТЭ», чьи агрегаты более громоздкие и потому значительно тяжелее своих аналогов, зато гораздо надежнее. Что касается генераторов, то их, возможно, начнут закупать у ржевской компании «Прамо – Электро».

Пришла новая заявка, теперь уже на двигатель, предназначенный для «ГАЗели-Бизнес» второго поколения. Одним из основных требований «ГАЗа» является применение поликлинового ремня в приводе навесного оборудования, чтобы в опциях автомобиля появилась климатическая установка с кондиционером. Работоспособный образец уже появился и проходит стендовые и дорожные испрытания. Среди требований горьковчан и 100-процентное использование арзамасских муфт включения вентиляторов и новых прокладок масляного картера. Предстоит работа и с катушками зажигания – их планируют позаимствовать у поставщиков волжского автозавода. Здесь есть единственная загвоздка: разъемы, к большому сожалению УМЗ, не совпадают. Потому придется либо менять жгут проводов, либо разъем на модуле зажигания. Скорее всего возобладает второй вариант.

Мнение

АЛЕКСАНДР СКОЛКОВ

Александр Сколков

директор по качеству УМЗ

– Для выполнения повышенных требований, предъявляемых к автомобильным комплектующим, улучшения потребительских свойств выпускаемой продукции, с начала 2010 года УМЗ провел значительную работу по улучшению стандартов качества производства. В производстве деталей к двигателям внедрены новые наименования комплектующих и материалов, внедрен прогрессивный крепеж. Модернизировано оборудование литья, металло- и термообработки, в результате чего выросла точность операций, прочность изготавливаемых изделий, повысилась производительность труда.

Что касается архаичной крышки коромысел (в народе - клапанной крышки), то сейчас она отштампована из стального листа и окрашена. Уплотняет стык крышки и головки блока резиновая прокладка, не отличающаяся высокой надежностью. Сегодня у УМЗ есть несколько путей решения этой проблемы: изготовление литой пластиковой или алюминиевой крышки. И здесь скорее всего будет второй вариант, ведь на Ульяновском заводе есть огромный литейный цех, способный справиться с куда более сложными задачами. Тем более, что уже разработали варианты крепления этой литой крышки всего тремя гайками. Новинка смогла бы решить и проблему течи из-под крышки заливной горловины, в конструкции которой присутствует технологический просчет: уплотняющее ребро, зажимающее прокладку, прерывается в нескольких местах.

На следующей версии «ГАЗели» ульяновский двигатель получит новые детали поршневой и механизма газораспределения – завод провел переговоры со знаменитой фирмой Mahle и со дня на день ждет поставки поршневых пальцев и клапанов. В перспективе, возможно, заменят и поршни с кольцами. По мнению завода, это позволит обеспечить стабильное качество и высокий ресурс двигателя. Конечно, внедрение произойдет только после стендовых испытаний – 400-часового теста.

Подпишитесь на «За рулем» в