Хромосомная атака: защита от угона

Уберечь мотоцикл от угона можно и нужно – главное, быть начеку, всегда помня о возможности преступного посягательства на вашу собственность.

Какие модели в группе риска, где и как их подстерегает опасность расстаться с хозяином? Об этом – в первой статье нашего нового «противоугонного» сериала.

Подкатившись к стоп-линии, «Лось» включил нейтралку и, сняв руки с руля, распрямил затекшую спину. Еще не зная, что очередного резвого старта не будет. Точнее, будет, но уже без него. Все произошло в считанные мгновения: внезапная, дикая боль в руке, потом кто-то, схватив его за левый мотобот, перекинул через мотоцикл, еще через пару секунд взвыл мотор, и, обдав упругой струей выхлопных газов стоявшего на карачках хозяина, «Файер» певучим английским «бай-ба-а-а-а-а-й!» попрощался с ним навсегда…

Вряд ли опишешь словами ту гамму чувств, которые испытывает байкер, лишенный любимого мотоцикла – особенно таким способом. Вначале шок и прострация, плавно переходящие в бессильную ярость и отчаяние… Впрочем, ком в горле и дрожь в коленях (а порой и обморок) обеспечены и тому, кто в предвкушении веселого прохвата в компании друзей видит пустоту в распахнутом зеве гаражных ворот. Вместо мотика, на который копил годами. А если даже не копил – есть и такие, кому на новенький японский «литр» хватит месячной зарплаты – моральный-то ущерб никуда не денется, и нередко он переживается острее материального. Разве назовешь везунчиком оставшегося без колес, но с полисом КАСКО в кармане? Ведь бумажная волокита даже в правильно выбранной страховой компании вряд ли займет меньше месяца, и деньги получишь в лучшем случае в разгар сезона, когда у дилеров обычно в наличии лишь непопулярные модели. Пока придет заказанный с европейского склада аппарат, и пока будешь его бережно обкатывать, тут и осень заморосит дождями… Короче, угоны – это абсолютное зло, на борьбу с которым надо мобилизовать все ваши знания и навыки по «безопасности жизнедеятельности». В нашей стране противодействие автоугонщикам хорошо освещено – в сотнях статей и книг досконально описаны методы работы похитителей, структура их группировок, просчитана вероятность угона машины, оснащенной той или иной охранной системой, иммобилайзером или механической блокировкой. А в тестах эксперты определяют стойкость той или иной защиты – обычно в секундах. Но можно ли применить всю эту науку против угонщиков мотоциклов? Отчасти, да. Есть, однако, и принципиальные различия в подходах. Итак…

Даже поверхностный анализ статистики угонов, а тем более, тщательное прочесывание форумов в Сети, где народ делится горем потери любимых байков, показывают, что риску подвержен практически любой мотоцикл: новый, старый, импортный, отечественный… Угоняют из «ракушек», охраняемых многоэтажных гаражей, со стоянок перед офисами с секьюрити на воротах… То есть о логичности и предсказуемости действий автоворов, выбирающих менее защищенные объекты и не проявляющих интереса, например, к «ситроенам», пикапам, типично женским машинкам и многим другим автомобилям ограниченного спроса, не приходится и мечтать – спецы по двум колесам уводят всё подряд. Их не смущает оригинальность внешности объекта, его особо приметный тюнинг, ведь зачастую на краденых мотоциклах годами ездят без номеров и документов, пользуясь недосягаемостью для патрульных автомобилей ДПС из-за двух-трехкратного превосходства в динамике. Не прослеживается никакой аналогии и с группировками «старьевщиков», что уводят «жигули» и «пассаты» позапрошлого поколения для разборки на запчасти – массовость или, наоборот, редкость модели мотоцикла не имеет существенного значения. У вас с удовольствием украдут даже единственный в России экземпляр с никому не известной китайской эмблемой, от которого при сильном желании можно подобрать лишь кое-что из крепежа. И похитители категории «пионеры» в мотоциклетном секторе не такие, как в автомобильном, – они не шарахаются от топовых моделей самого верхнего ценового диапазона из опасений возмездия со стороны их крутых владельцев и при подвернувшейся возможности уводят такие тачки с не меньшим успехом, чем профессионалы. Применяя вместо дорогущих сканеров и гидравлического специнструмента две-три человеческие силы для погрузки трофея в машину. Разумеется, не в затонированный микроавтобус-иномарку, как профи, а в какую-нибудь колымагу. Причем, можно и в легковую, закинув переднее колесо в багажник. Описанное выше разбойное нападение, когда обрезком арматуры или битой наносят отвлекающий удар по незащищенным вставками голени или плечу – тоже не признак высокого мастерства. Как и грабеж, когда угрожая чем-либо, похожим на ствол (а может, и впрямь боевым) забирают ключ от мотоцикла и спокойно уезжают. Однако тайное хищение, то есть кража, гораздо более вероятнее открытого – не зря угонщиков-исполнителей на профессиональном сленге называют «крадунами», в отличие от других участников преступных групп, занимающихся прикрытием, сбытом и легализацией похищенного. Таким образом, гораздо лучше оценить вероятность угона мотоцикла поможет не статистика по маркам, местам стоянки и уровням применявшейся в том или ином случае технической защиты, а четкое представление о факторах мотивации угонщиков. В какой-то степени ситуация напоминает историю с автомобильными «дворниками» лет двадцать назад. Физическая незащищенность + мотив (дефицит) = кража. В государственном масштабе. ЗАЧЕМ угоняют мотоциклы? И можно ли превратить это «зачем» в «незачем»?

«Профессионалы» – наиболее квалифицированные специалисты, промышляющие, как правило, в крупных городах, работают всегда под заказ. То есть мотив исполнителей нам в данном случае не интересен – это банальный бизнес. Зато заказчики достойны пристального изучения. Вам не кажется странным, что вполне обеспеченный гость столицы, у которого на его малой родине влиятельные родители и кумовские связи в органах правопорядка, позволяющие безнаказанно разъезжать на числящимся в угоне ТС, очарованный чьим-то чужим байком, не предлагает просто выкупить его у владельца? И, вообще, цена даже самого дорогого мотоцикла у дилера плюс расходы на крутейший тюнинг – сущий пустяк на фоне, например, новенького джипа – обычно, уже имеющегося у клиента такого рода. Обратите внимание: в практике автоугонщиков силовой захват применяют обычно, когда объект особо дорог (от $100 000), мощно защищен, и присутствие владельца (уже бывшего) в багажнике – со всеми его запасными брелоками и чип-карточками – значительно упрощает дело. Потолок навара моторазбойников – от силы $5000. Для кого-то и этой суммы достаточно, чтобы покалечить, или даже убить – в провинции бывают угоны с летальным исходом. Но корысть – не единственная и не главная причина. Последняя гораздо глубже, и самим заказчиком может во всей полноте и не осознаваться. «Отнять! Я, а не он, должен ездить на такой тачке» – тут что-то вроде этого. Поразительно, но примерно такой же нематериальный мотив прослеживается и у угонщиков категории «шпана», крадущих, что называется, для себя. А иначе, как объяснить, что в массовом порядке уводят покоцанных 10–15-летних «японок»? Далеко не крупнокубатурных, с кучей технических проблем и рыночной ценой в пару тысяч у.е. Да, бесплатно, конечно, всегда лучше, чем за деньги, но главное – опять-таки ОТЪЁМ. Психологи называют это «социопатической молодежной самоактуализацией». Любопытно, что ее проявление в форме угона средств транспорта известно испокон веков – заклятыми врагами крестьян всегда были цыгане-конокрады. Но отнюдь не взрослые ромалы, торговавшие честно выращенными лошадьми, а именно молодняк – для того чтобы продемонстрировать предкам свою зрелость и получить разрешение жениться, надо было заиметь собственного коня. Сегодня своим «шнуркам» уже никто ничего не доказывает, зато понтоваться перед сверстниками – милое дело.

Таким образом, кажущиеся хаотичность и бессистемность выбора объектов мотоугонщиками, а порой и бессмысленность самой кражи, имеют вполне научное объяснение, в основе которого явление доминантной агрессии самцов. Мы живем по генетически заложенной программе, и одним из важнейших ее пунктов – фактически, смыслом жизни – считается стремление побеждать себе подобных. Ведь мощные мотоциклы и шикарные самки (яхты, лошади, деньги, власть – можете продолжить список сами) – это все вторично. Поскольку не представляет особой ценности, будучи и у остальных тоже. А первичны сама борьба за обладание и победа над конкурентами – такими же носителями мужской Y-хромосомы. Однако у цивилизованных людей, помимо программы, есть и заповеди. Например, «Не укради». Правда, о заповедях любители отнимать чужое вспоминают, наверное, только когда разменивают шестой десяток. По молодости же их поступками управляет, в основном, животная составляющая личности.

Многократно увеличивает риск угона внешняя привлекательность мотоцикла, ставшая в последние десятилетия едва ли не главной целью конструкторов и дизайнеров. Завораживающая футуристичность спортбайков, блеск хрома на чопперах и круизерах – даже добропорядочного покупателя сие вводит в искушение. Что уж говорить о получающих удовольствие от сопротивления жертвы… Красуясь с оттопыренной в повороте коленочкой, делая wheelie, или просто тихонько фланируя вдоль променада под «пылесосный» присвист рядной «четверки» или басовитое фырчанье V-твина – знайте, в любой такой момент на вас смотрят десятки завистливых глаз. (А не ради ли этого вы, собственно говоря, и купили мотоцикл?) Эффектное появление байкера в неудачном месте и в неудачное время может стать триггером, запускающим механизм будущего угона. Вам это ничего не напоминает? На уже упомянутую тему конокрадства… Сюжет-то – из школьной программы. Мотоциклов во времена Лермонтова не было и в помине, поэтому вершиной любовного треугольника стал конь. Когда джигитов двое, а объект их пламенной страсти всего один, угон логичен и неизбежен. Как выстрел из ружья, висевшего на стене еще в первом акте пьесы. Вы готовы разделить судьбу Казбича, сходящего с ума от горя утраты, когда Азамат в упоении счастьем мчится под стук копыт в тишине залитого лунным светом ущелья? Или, говоря современным языком, откручивает «гашетку» под мелькание фонарей ночного проспекта. Да, лиходей знает, что таких моделей в их городе всего три штуки, а украденная красавица, разрисованная аэрографом, вообще, уникальна. И что ее хозяин с бандой отморозков, рыская по всей округе, рано или поздно… Но это будет завтра. Возможно, крадуны «мерседесов» действительно хладнокровны, как роботы, и, работая под покровом ночи, думают про норму прибыли и прочие бухгалтерские вещи. С мотоциклами – скажем, с литровыми спортбайками, все гораздо проще – их угоняют под воздействием, по сути, состояния эрекции…

Бытует мнение, что если такое вот грубое животное всерьез положило глаз на ваш мотик, то любые противоугонные средства бесполезны, и утешением будет только страховка на полную стоимость. Неправда – броня уступает снаряду, только если за дело берется профессионал. Но на него есть суперброня – надежно спрятать мотоцикл при возникновении угрозы. Правда, придется ходить пешком (ездить на машине) до конца сезона, а там про вас забудут. Решили все-таки провести лето в седле? Тогда надо бдеть. Круглосуточно. Пользуясь боковым зрением не только при перестроениях в потоке, но и остановившись даже на несколько секунд. У соседней машины открылась дверь – сразу крутим головой. Зачем этот чел выходит из тачки, если скоро загорится зеленый? О, да там и второй… А что это у него в руке? Первая передача, газ, и вы уже продвинулись метров на пять вперед, наблюдая за подозрительными типами в зеркало. Ничего страшного, если пришлось выехать за стоп-линию – иногда можно. Главное оружие любого преступника – эффект неожиданности, ведь когда он занят исключительно ВАМИ, пока вы, размечтавшись, витаете в облаках. Лох насторожился – всё, сегодня день у крадунов не фартовый, пытаться догнать вас на машине они не будут. Неудачная попытка – ваш шанс. Но с мотиком все-таки придется на время расстаться. Отрываемся от «хвоста» – благо удельная мощность позволяет – и, отложив все дела, выбираемся из города по произвольно выбранному шоссе. Пролетев километров сто-двести, сворачиваем на любой понравившийся проселок и, доехав до какой-нибудь глухой деревни, договариваемся о постое с хозяином первого же подходящего сарая. Все делаем быстро, не привлекая лишнего внимания, то есть сразу предложив сумму, исключающую возможность отказа. Спрятав свое сокровище, выходим пешком, но не на ту трассу, по которой ехали, а на другую (возможно, придется топать по лесу километров тридцать), и там уже ловим тачку до города. И никаких записок на память с названием деревни – всё в голове. Потом подыщем берлогу поближе к дому – по тому же принципу отсутствия связей с биографией владельца.

Скажете, наплел фантастики, и никто так делать не будет? Возможно. Но учтите: это единственный способ посрамить специалиста, будь он даже самой высшей квалификации. Представьте – суперпрофи, спасая репутацию, покупает в салоне нужный байк того же цвета, и затюнивает его точь-в-точь, как было на исчезнувшем без следа – только бы не опозориться перед заказчиком… Хозяин же спрятанного мотоцикла выигрывает время, надеясь, что следующей весной им займутся всего лишь «пионеры». А против них уже вполне можно разработать целую стратегию обороны. О которой мы подробно расскажем в следующих статьях.

СТАТИСТИКА ПОТЕРЬ. Так сложилось, что мотоциклы традиционно ни ценным имуществом, ни полноправным транспортным средством никто у нас в стране не считает. Оттого детальной статистики угонов по маркам и моделям, как с автомобилями, не существует в принципе. Спасибо хотя бы за то, что с недавних пор стали разделять скутеры, мотоциклы, мотовездеходы и снегоходы. Но и из этой скудной информации можно сделать однозначный вывод: угоняют всё! С некоторой спецификой, конечно.

Например, широкий спектр «совкоциклов» способен привлечь разве что дворовых «интеллектуалов» и прочих маргиналов. Даже на запчасти никому не нужны! С ними вариантов обычно два: первый – «дай-чисто-покататься-пацанчик», второй – на цветмет. Потому, в отличие от многомиллионной армии «тазов», «газов» и «азлыков», отечественные мотоциклы – редкие гости в рубрике объявлений категории «караул, угнали». И чем дальше, тем реже.

Чего не скажешь об иномарках. Мотоциклы чужеземного производства прочно занимают верхние строки в чартах угоняемой техники. И, похоже, покидать их не собираются. Причем популярность модели у угонщиков прямо пропорциональна существующей моде. Да-да, как ни странно это звучит, но и преступные элементы подвержены массовым тенденциям. Особенно, те, кто занимается отъемом транспорта «на заказ», ибо каприз «клиента» для них закон.

Но ближе к осени прошлого года в ленте криминальных сводок все чаще стали появляться похищенные квадроциклы и снегоходы, до этого никоим образом в общей статистике погоду не делавшие. Осенне-зимнему «обострению» есть несколько причин: от растущей популярности подобной внедорожной техники до практически тотального игнорирования их владельцами постановки на учет в органах Ростехнадзора. А раз заниматься такой «мелочью», как легализация, желания нет, то и спрос на бездокументарную технику растет.

Подпишитесь на «За рулем» в