Шиномонтаж: дело вращения
Для проверки выбрали самый незамысловатый вариант: предоставив мастеру колесо с «восьмеркой» и покрышку с ввернутым в протектор саморезом, предлагаем собрать компоненты воедино. По правилам, процесс должен включать следующие этапы:
– поставить колесо на балансировочный станок и прокрутить, дабы оценить степень биения;
– обследовать покрышку, чтобы не пришлось сразу же снимать ее с обода для ремонта;
– по той же причине старый вентиль целесообразно заменить новым (по крайней мере, такого предложения резонно ожидать).
Кроме того, настоящие мастера накачивают собранное колесо не на глазок. Рекомендованное давление можно выяснить у владельца либо найти на информационной табличке (в проеме водительской двери, на изнанке крышки бардачка и т. п.).
Допустимая масса грузика на одной стороне колеса – величина гостовская. В нашем случае (диаметр обода 13 дюймов) - это 60 граммов. При превышении надо сместить покрышку относительно диска на некоторую величину, то есть провести так называемую оптимизацию. Если не помогло, шина считается дефектной.
Приготовив необходимый реквизит, мы отправились в рейд.
1. На все руки
Судя по вывеске - профильная мастерская, однако на деле все оказалось иначе. Неразговорчивый мастер с последовательностью процесса знаком понаслышке – оттого и трудился хоть быстро, но кое-как. Однако за работу взял, как положено, 160 рублей. Фирма веников не вяжет?
2. Столичный обезличенный
Этот сарай лучше обходить стороной. Внутри черт ногу сломит, кругом беспорядок и грязь, на полу валяются оголенные провода, а ветхий потолок того и гляди обрушится на клиента. Станки завалены грязной посудой и остатками продуктов. Тем не менее, за такой «сервис» с нас содрали 180 рублей. Причем, «вчерную» – отыскать кассовый аппарат под кучей мусора мастеровой не сумел.
3. Магазин при шиномонтаже
Новое и современное оборудование, кругом чистота – все это про фирменный центр. Увы, антураж оказался обманчивым. Кривизну диска мастер обнаружил лишь после того, как установил собранное колесо на балансировочный станок. Потрясенный увиденным, он не стал доводить дело до конца, предложив немедленно выбросить дело рук своих (оцененное с учетом замены вентиля в 210 рублей) на помойку. Верный совет, но уж больно дорого!
4. Шиномонтаж при магазине
Известная компания, одной из первых предложившая европейский уровень обслуживания, держит марку и поныне. Рабочая зона напичкана новейшим дорогостоящим оборудованием. Персонал, судя по обилию сертификатов, тоже не промах. Кривизну диска мастер определил на глаз, а к сборке колеса приступил, лишь получив наше согласие. Однако работал он без огонька – ведь из барахла конфетку не сделаешь, как ни старайся. Труды оценили по-божески – в 170 рублей.
5. Услуга официального дилера
Уйму времени (от оформления заказ-наряда до получения колеса) пришлось потратить на сборку колеса в дилерском центре «Мега-Моторс». Кроме того, удовольствие оказалось не из дешевых: кошелек похудел на 600 рублей! И это при том, что услуги начинаются от стола приемщика – подтаскивать компоненты с улицы и отволакивать туда же готовое изделие клиент обязан самостоятельно. Правда, этот центр оказался единственным, где отыскали саморез.
6. Комплекс АЗС
В шиномонтаже при АЗС возле столичного офиса ЛУКОЙЛа покрышку из багажника забрал мастер, он же вернул собранное колесо, заботливо упакованное в пакет. За все, включая чашку «бесплатного» кофе, пришлось выложить целых 500 рублей. Но, как говорится, не в деньгах дело: сняв приятно захрустевшую обертку, мы обнаружили злополучный саморез на своем месте – в протекторе.
7. Мастерская специального назначения
Магазин-склад, торгующий подержанными шинами, имеет в своем арсенале хорошо оснащенный по нынешним меркам шиномонтаж. Но предварительно проверить «постороннюю» покрышку здесь не удосужились. Собрали, накачали и даже отбалансировали (все за 170 руб.). Отказ от оптимизации мотивировали тем, что на кривом колесе снизить массу грузиков она не поможет. Слукавили! Сомневающиеся могут заглянуть в таблицу: кое-кому в ходе рейда удалось достичь вполне приемлемых результатов.
8. Областной придорожный
Услугами этой мастерской на одной из подмосковных дорог стоит воспользоваться только в крайнем случае. Узких специалистов здесь не держат – местный работяга оказался слесарем, жестянщиком и шиномонтажником в одном лице. Причем экономят не только на рабсиле – в ход идут и использованные грузики, и средство для мытья посуды вместо монтажной пасты. А вот клиенту сэкономить не удастся. Мы, к примеру, оставили в кармане предпринимателя (кассовый аппарат, разумеется, отсутствовал) 200 рублей.
Из восьми проверенных шиномонтажных сервисов гвоздь в покрышке обнаружили лишь в одном!
Выбираем шиномонтаж. Наш консультант:
Директор учебного центра «Тритон-Мастер» Алексей Анатольевич Соколов.
Не стоит напоминать, что безопасность езды напрямую зависит от состояния колес, а потому не стоит доверять столь ответственный предмет первой попавшейся мастерской. Отличить хороший шиномонтаж от плохого можно по ряду косвенных признаков.
Чистота в помещении. Разумеется, стерильности в такой работе вряд ли добьешься, но грязные стены и замызганные станки мастерскую не красят.
Вывешенные на всеобщее обозрение сертификаты, ценники и прочая полезная информация – знак уважения к клиенту.
Мойка для колес предпочтительнее сухой чистки, при которой щетка царапает покрытие, а пыль забивает легкие.
Динамометрический ключ. Затяжка «от души» повреждает резьбу и чревата обрывом шпильки.
Специализированная химия. Мыльный раствор не в состоянии заменить монтажную пасту и герметик для стыка.
Пластиковые накладки на зажимных плечиках и монтажной направляющей монтажного станка. Без такой мелочовки отметин на легкосплавном колесе не избежать.
За фирменной вывеской гнаться вовсе не обязательно. По идее, сетевые центры отличаются от небольших «забегаловок» лишь количеством постов и перечнем услуг, а навороченные станки от обычных – трудозатратами мастера. Так что при добросовестном подходе результат должен получиться одинаковым.