Программа утилизации: Старый грузовик на новый
– Почему откладывается старт программы? Механизм реализации можно перенять у «легковой», а финансы, как заверил премьер-министр, имеются...
– Минпромторг планировал начать в 2011 году, но не получилось: слишком много оказалось специфических моментов. С легковушками проще: их легко погрузить на эвакуаторы, отвезти к пункту утилизации, доставить по железной дороге на расстояние до 500 км. Под грузовики нужны специальные ломовозы, у них плечи пробега короче.
Это проблема логистики. Технологическая сторона проблемы: для переработки металла большегрузов требуется особое оборудование. Финансовая сторона: сколько платить утилизатору, сколько дилеру и какой должна быть премия владельцам? Словом, надо считать затраты в масштабах государства.
Наконец, социальный аспект. Сегодня в ГИБДД зарегистрировано более полутора миллионов грузовиков. Самых старых, которым более 28 лет, – около 60 тысяч. Проще всего запретить их эксплуатацию, но тогда мы отнимем у людей заработок. Машин старше 20 лет сотни тысяч! Их тоже в одночасье под пресс не пустишь. Полный запрет неприемлем: большинство владельцев не настолько богато, чтобы, получив утилизационную премию, сразу добавить к ней сумму, достаточную для покупки новой машины-кормилицы.
Быстро обновиться не дадут и возможности наших производителей. В 2011 году они смогут поставить на рынок РФ примерно 72 тысячи машин. Разница между этим уровнем и спросом будет покрыта импортом, и тогда сложится парадоксальная ситуация: российский бюджет поддержит зарубежных производителей.
– Каков предполагаемый размер утилизационной премии?
– Рассматриваем вариант в 10% от стоимости новой машины – исследования показали, что это приемлемо для каждого пятого владельца. Замечу, примерно столько же стоит сертификат легковой программы. Если принять в расчет, что средняя цена нового КамАЗа (без НДС) – 1,5 миллиона рублей, премия может составить около 150 тысяч. Подчеркиваю: эту сумму нельзя воспринимать как окончательно утвержденную. Не исключено, что какую-то ее часть придется направить на компенсацию расходов для участников программы.
– Посредников?
– Нет, речь идет о рабочих звеньях: клиент – дилер – утилизатор. Скорее всего, в утилизацию будем принимать автомобили, способные добраться до пункта сдачи своим ходом. Чтобы не пришлось гнать за тридевять земель, подключим дилеров автозаводов – они ближе всех к потребителям. Дилерам понадобится найти площадки-накопители, принимать «металлолом», оформлять бумаги, оплачивать аренду площадок, работу дополнительного персонала…
Эти расходы необходимо компенсировать. Еще одно звено – ГИБДД. Служба регистрации попросит плату за снятие машин с учета. В цепочке и утилизационные предприятия, но... Они бесплатно получат металлолом, который затем продадут, – на том и заработают.
– По условиям легковой программы премия составляет 50 тысяч рублей, и, чтобы взамен старой машины взять новую, например вазовскую, достаточно доплатить 200–250 тысяч. А получив за древний КамАЗ 150 тысяч, понадобится доложить столько же и еще миллион! Разница, мягко говоря...
– Утилизационную премию нужно сопоставлять не со стоимостью новой машины, а с рыночной стоимостью той, которую сдаешь. После 28 лет эксплуатации – по бездорожью, под постоянными нагрузками – эти долгожители оцениваются не дороже, чем будет предложено условиями программы. Да еще попробуйте продать старый грузовик! Но помощь окажем – ее предоставят лизинговые компании. Предполагаем вовлечь в программу государственные – ГТЛК, «Росагролизинг», – а также лизинговые компании производителей, к примеру КамАЗа. Нет сомнений, что к проекту примкнут банки – для них это дело выгодное.
– Что может помешать «грузовой» утилизации?
– Нужно, чтобы она была успешно реализована во всех регионах. Но если в европейской части РФ сеть дилеров (а это узловое звено) развита неплохо, то за Уралом она куда слабее. Могут возникнуть сложности, которые нельзя спрогнозировать. Чтобы понять, чего можно ожидать, КамАЗ в ближайшее время намерен развернуть собственный проект утилизации. Эксперимент пройдет в двух-трех регионах, прежде всего в Татарстане и, возможно, в Москве и Санкт-Петербурге.