Бизнес на угонах
Бандитский Петербург
Неброский мониторинговый центр компании «Цезарь-Сателлит» (ЦС) в спальном районе Санкт-Петербурга внешне не отличить от обыкновенной техстанции автодилера. Просторный клиентский зал с аксессуарами для тюнинга, на парковке дорогие автомобили, слева въезд в сервисную зону, справа — вход в офисную часть.
Вроде бы, ничего примечательного. Но каждый профессиональный угонщик города хорошо знает это здание, и дорого бы отдал за то, чтобы узнать получше о процессах внутри него. На несколько часов у нас есть такая возможность, хотя угонять машины мы и не собираемся.
Глава питерского отделения ЦС Василий Курсин начинает свой доклад со статистики: «За время работы компании (с 1997 года — «За рулем») было возвращено около 3740 автомобилей на сумму более 6,91 млрд рублей, предотвращено 220 разбойных нападений».
За сухими цифрами стоит история непростой работы. Сейчас в «Цезаре» свое питерское отделение считают образцово-показательным, но еще лет семь назад ситуация с угонами была очень тяжелая. Сказать, что криминальный бизнес крышевали силовики — не сказать ничего.
«Когда мы обнаружили в одном из закрытых гаражей угнанный автомобиль и вызвали для вскрытия оперативников ГУВД, к нам приехал сотрудник милиции и предложил деньги, чтобы мы на время оттуда ушли», — вспоминает Иван Зверев, руководитель департамента безопасности ЦС.
Гараж принадлежал «непростому человеку», поэтому преступников в погонах больше всего интересовала его сохранность. Получив отказ, они даже подбросили ключи через сторожа на проходную, чтобы сотрудники «Цезаря» не уродовали «болгаркой» железную дверь.
Через тернии
Таких историй в запасе у Зверева много. Прошла информация, что воры будут переправлять угнанный Bentley в Москву. Машину запеленговали с самого начала и вели по всему маршруту, периодически сообщая координаты сотрудникам МВД.
Несмотря на это, иномарка беспрепятственно дошла до столицы и, по всей видимости, спокойно бы зашла в «отстойник», если бы Зверев, в прошлом сотрудник ФСБ, лично не вмешался в это дело. Ему удалось связаться с постом ДПС на МКАДе, после чего машину, наконец, задержали.
В «Цезаре» уверяют, что сейчас в Санкт-Петербурге удалось помешать криминалу объединиться с оперативниками, занимающимися угонами. Благодаря активным ходатайствам компании, нечистые на руку оперативники лишились своих должностей либо отправились за решетку.
С теми же, кто остался, служба безопасности «Цезаря» работает очень плотно. Могут поднять по звонку и в час ночи. Отработана схема взаимодействия, при которой возможность утечки информации к преступникам минимизирована.
А руки-то — вот они!
Преступники — народ технологичный, на дело идут с аппаратурой, цена которой на «черном» рынке достигает 20 тысяч долларов. Настоящий вор-профи, как правило, специализируется на одной модели.
Схема угона иномарки, оборудованной спутниковой противоугонной системой, представляет собой тщательно срежиссированные действия. Сначала преступник с помощью код-граббера «считывает» сигнал с брелока хозяина машины.
В этом деле криминальные программисты достигли небывалого прогресса: хакерский гаджет может быть замаскирован под обыкновенный брелок автомобиля или даже пульт от телевизора.
Лучшие образцы грабберов в состоянии распознать алгоритм кодирования сигнализаций ведущих автопроизводителей и создать на его основе правильный ключ. Когда сигнализация обезврежена, штатный иммобилайзер удаляется, а на место «родного» блока управления двигателем ставится воровской.
Все это может происходить среди белого дня. К примеру так: несколько человек, словно хозяева, деловито ходят около иномарки, как-будто загружая в нее вещи перед дальней дорогой. В это же время их сообщник скрытно от глаз роется в проводке, выискивая противоугонки и разъем для входа в штатный компьютер.
Объект пропал с экрана радаров
Любую машину можно украсть, и мы в этом наглядно убедились в ходе инсценированного для журналистов угона автомобиля Mazda6. После пятиминутной работы иномарка взломана. «Вот, мы можем видеть, как машина передвигается», — комментирует сотрудник отдела безопасности мониторингового центра.
На экране его компьютера зеленая точка двигается по электронной карте. Но внезапно точка замирает на одном месте на долгие 5 минут. Казалось бы, угонщикам нельзя так прокалываться. «Там долгий светофор», — успокаивает сотрудник «Цезаря». Оказалось, машину потеряли...
Тут надо пояснить: по сценарию компании предполагалось, что мнимые преступники не будут знать о спутниковой противоугонке либо ее проигнорируют. Поэтому наш коллега, попросившийся в угоняемый автомобиль и затем включивший «глушилки» GSM и GPS сигналов, мгновенно переписал сценарий показательного угона.
Зато картина угона получилась наиболее приближенной к реальности. «Джамеры», заглушающие сигналы противоугонок, — это недорогие устройства и наверняка есть в арсенале каждого автовора. В среднем, набор для противодействия сигналам GPS- и GSM-позиционирования обойдется в 5-6 тысяч рублей.
Впрочем, сотрудники «Цезаря» уверяют, что для них не произошло ничего нового. «Просто машину нашли бы не в этот день, а спустя 1-2 недели», — заверил Зверев. По его словам, остается еще один способ найти автомобиль после того, как его прячут в «отстойник», откуда датчики GPS и GSM не могут передать сигнал.
Для этого группа быстрого реагирования объезжает потенциальные районы, где могут держать автомобиль. На борту радиопоисковый прибор, который ищет связь с датчиком угнанного авто. Правда, радиус пеленгации небольшой — 200-250 метров. Зато мощные стены гаражей и бетонные паркинги - уже не проблема.
Но и здесь есть нюанс: «заглушенную» машину могут перегнать и спрятать в другом регионе, где у «Цезаря» нет своей поисковой команды. Причем, не помогут даже дорожные полицейские, потому что в России до сих пор нет нормальной базы по угонам. К примеру, в Ленинградской области оперативники сразу получат данные по машине, а в Тверской — уже через сутки. За это время бандиты смогут проехать через несколько областей.
Честный коп
Свою главную задачу продавцы спутниковых систем видят не в том, чтобы предотвратить угон, а в том, чтобы сделать его экономически невыгодным. Ведь пока преступники не удалят «жучки» из машины, они находятся в зоне риска.
Для того, чтобы найти хорошо спрятанный датчик, дорогие иномарки буквально разбирают до основания. Что, разумеется, сказывается на себестоимости всего мероприятия - если, конечно, речь не идет о продаже машины на запчасти.
Если верить статистике «Цезарь-Сателлит», то такая стратегия приносит результат. За 2010 год по России было 478 попыток угнать машину с их системой, из них преступники смогли увести только 46 машин.
Но, на мой взгляд, главное достижение коммерсантов, зарабатывающих на ниве противоугонных систем, даже не в красивой статистике. Это хороший пример того, как бизнес может сотрудничать с властью и правоохранительными органами.
Финансовые интересы побудили предпринимателей «зачистить» розыскной отдел питерского ГУВД. Пусть и небольшая, но очень важная победа. Возможно, в таком подходе и кроется один из вариантов решения проблемы коррупции в стране.