Аварийность в 2010 году: угол падения
Преступления
Итак, согласно отчету ГИБДД, в 2010 году в России произошло 199 тыс. аварий (на 2% меньше 2009 года). В ДТП погибли 26,5 тыс. человек (–4%), 250 тыс. граждан получили ранения (–2%). Почти 12 тыс. аварий (–4%) произошло по вине пьяных водителей; результат этих ДТП – 2 тыс. погибших (–15%) и 17 тыс. получивших травмы (–5%).
Как считают начальники из МВД, ГИБДД удалось переломить тенденцию роста аварийности и смертности на дорогах. В этом видят заслугу федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения», которая действует с 2006 года. В ее рамках проведено немало важных мероприятий, но водителям больше всего запомнились многочисленные поправки в КоАП, ужесточающие наказания за нарушение ПДД – они появляются ежегодно. Количество аварий и число погибших в ДТП действительно стало уменьшаться, однако в прошлом году темпы снижения замедлились. Кроме того, впервые за несколько лет выросло количество аварий с участием детей (в 2010 году на 1,5% больше, чем в 2009-м), а также детей, раненных в ДТП (в 2010 году +2%).
Руководители ДОБДД ничего страшного в том не видят: ухудшение показателей отчасти мотивируется ростом автопарка в России; свою лепту вносят и начинающие водители – своего рода козлы отпущения (на них регулярно списывают все проблемы и недоработки). Доля правды тут есть – и парк у нас растет, несмотря на кризис, и армия водителей ежегодно пополняется на 1,5 млн. человек… Но все-таки, кроме ужесточения наказаний, прорывов в работе ГИБДД за последние годы не отмечено. А ведь на эту ФЦП правительство выделяло 52 млрд. руб.! Понятно, что в кризис финансирование резко сократилось, но большую часть суммы с энтузиазмом освоили.
Похоже, ФЦП 2006 года окажется невыполненной по главному показателю: в 2012 году количество погибших на российских дорогах не должно превысить 23 тысяч. Даже если смертность продолжит снижаться нынешними темпами (–4% в год), достичь заветной цифры ГИБДД не сможет. Видимо, останется уповать на новую федеральную программу – и новые ресурсы для ее выполнения.
Наказания
Заглянем в другой отчет ГИБДД: в нем учтены наказания за нарушение ПДД. Всего за прошлый год инспекторы ГАИ составили 47 млн. административных протоколов, 917 тыс. водителей были лишены прав. около 300 тыс. автомобилистов были подвергнуты административному аресту. Много это, мало, хорошо, плохо? В ведомстве уверены, что динамика хорошая, ведь количество оформленных протоколов по сравнению с 2009 годом снизилось на 1,6%, а изъятых прав – и вовсе на 17%!
Снижение этих показателей в ГИБДД объясняют ужесточением санкций за нарушение ПДД и профилактической работой, которую ведут пропагандисты ведомства. Между тем, многие эксперты уверены, что официально оформленных протоколов за нарушение ПДД стало меньше… в связи с ростом коррупции на дорогах. Ведь с 1 марта, когда началась реформа МВД, вывели за штат всех милиционеров, а по итогам переаттестации в полицию примут далеко не всех.
По мнению Виктора Травина, президента Коллегии правовой защиты автовладельцев, многие сотрудники ГАИ в ожидании перемен постарались побольше «заработать». Мало ли что будет завтра? В результате, по данным руководителя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, в Москве, чтобы откупиться от гаишника за езду в нетрезвом виде, придется отдать от 60 до 200 тыс. рублей – сообразно престижности автомобиля. В регионах расценки в несколько раз ниже.
И вообще, многие специалисты считают, что меньше нарушать в России не стали, поскольку не устранены ни причины, ни условия, способствующие нарушениям. С этим нельзя не согласиться. Лишь один пример: водители уже много лет предлагают изменить организацию движения на площади Павелецкого вокзала в Москве – она на редкость нелогичная, выскочить на встречную полосу очень просто. И что же? По-прежнему там ежедневно дежурят машины ДПС и радостно принимают в объятия «нарушителей», которым грозит лишенческая статья. А сколько людей пострадали невинно из-за того, что упразднена минимально допустимая норма алкоголя в крови? Юристы ведут счет на сотни и тысячи.
Так что милицейская статистика отображает лишь один показатель – сколько официально оформлено протоколов. А не то, сколько совершено реальных нарушений. Впрочем, и данные отчетов говорят о многом – прежде всего о том, что дисциплина российских водителей пока не на высоте. Ведь и вправду нарушаем!