Столичные пробки: Стоять по плану
Это признают ныне все эксперты: Москва балансирует на грани транспортного коллапса. Вот логичный этап 20-летнего «переходного периода» от социализма к капитализму. Понятно, что в 1991 году в городе ни офисов, ни банков, ни магазинов, ни ресторанов по сегодняшним понятиям не было (а гостиниц и до сих пор нет). При мэре Лужкове город застраивался, по сути, без плана и перспективы, поскольку его развитие определяли чиновники и инвесторы. У последних были деньги, у первых – возможность торговать государственной землей. Такой вот неофеодализм…
ВИД СВЕРХУ
По программе, которую для решения накопившихся проблем предлагает Минтранс, следует начинать с расширения дорог, создания интеллектуальной транспортной системы, а также развития общественного транспорта. Кто бы спорил! Правда, по словам замминистра транспорта России Олега Белозерова, немедленного результата жителям и гостям Московского региона ждать не стоит. Главная задача на ближайшие год-два – «недопущение транспортного коллапса». Хорошенькая перспектива…
В минтрансовской части программы подробно описано, что намечается сделать в ближайшие десять лет за пределами Московской кольцевой – для того, чтобы решить проблему пробок в самом городе. На окраинах столицы и в Подмосковье построят 91 транспортно-пересадочный узел (с остановками общественного транспорта и перехватывающими парковками). Причем 19 из них предполагается разместить на дальних подступах к городу – в районе будущего кольца ЦКАД. Изменятся строительные нормативы: площадь жилых помещений в новых домах будет увязана с количеством машиномест на стоянках и в подземных гаражах.
Естественно, в программе идет речь о необходимости увеличить штрафы за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, правил остановки и стоянки, а также о введении региональных сборов за парковку (такие законопроекты уже рассматриваются в Госдуме). Зато к 2020 году передвигаться по столичному региону станет намного удобнее. Аварийность, как нам обещают, снизится на 30%, а средняя скорость движения, наоборот, возрастет на 30–35%. Дожить бы до этих светлых времен…
ВИД СНИЗУ
Если министерский проект более-менее сверстан, то собственно московский план борьбы с пробками мэр в конце зимы отправил на очередную доработку. Но уже понятно, что из него вылетели наиболее амбициозные (читай: затратные) предложения, которые активно продвигал прошлый мэр. Например, Сергей Собянин решил отказаться от планов строительства Четвертого транспортного кольца, а заодно от других «строек века». Вместо расходов на ЧТК (а это как минимум 1 трлн. рублей) мэр предложил финансировать реконструкцию существующих дорог и в развитие инфраструктуры общественного транспорта. Ведь, по данным НИиПИ Генплана Москвы, личным транспортом в столичном регионе пользуются всего 24% жителей, а 76% выбирают общественный. «Мы должны создать такие условия, чтобы на общественном транспорте можно было доехать значительно быстрее, чем на личном, – заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» столичный мэр. – И сам транспорт должен быть комфортабельным».
Тут, как говорится, есть над чем работать. Уже опубликованы планы приоритетного развития московского метрополитена, обновления парка автобусов и троллейбусов, строительства линий скоростного трамвая… Намечают построить дублеры перегруженных трасс, убрать под землю линии электропередач (это еще и защита от ледяного дождя!). И конечно же, на каждой вылетной магистрали выделят полосы для общественного транспорта, право двигаться по которым получат только автобусы, троллейбусы и лицензированные маршрутки. Первые трассы, где появятся такие полосы, – Варшавское и Каширское шоссе. На Варшавке, к примеру, обещают построить 48 км дополнительных полос, две развязки и шесть пешеходных переходов, подземных и надземных. А всего в первоочередных планах числится расширение дорог на девяти радиальных магистралях в 22 местах, строительство новых 102 съездов, 191 кармана для общественного транспорта и 69 пешеходных переходов.
Это, конечно, здорово, но дефицит дорог в Москве, по расчетам специалистов, составляет не менее 400 км. А парк города, по прогнозам Минпромторга, к 2020 году вырастет в полтора раза – до 5 млн. автомобилей. Словом, становится понятно, почему мэр отправил на доработку и этот план. Ведь, по оценке специалистов, транспортная система Москвы отстает от текущих потребностей столицы на 25–30 лет и это становится тормозом социально-экономического развития Москвы и всего региона.
В любом случае, быстрых перемен ждать не приходится. Жаль только, что реальных мер по борьбе с пробками за почти полгода пребывания Сергея Собянина в кресле столичного градоначальника не замечено. Все больше обсуждаются планы, проекты, «первоочередные меры»… Вот, к примеру, еще осенью проехало высокое начальство по МКАД и обнаружило, что у многих торговых объектов нет нормальных полос для подъезда и выезда – сделаны просто разрывы в заградительных барьерах. Вроде погрозили принять строгие меры по отношению к нарушителям. И – тишина… Увы, подобных претензий к новому столичному руководству становится все больше. Ведь если ничего не делать, мы и вправду через пару лет встанем в одной непрерывной пробке – от Мытищ до Щербинки, от Голицына до Ногинска. Не хотелось бы…
СПИСОК НЕРЕШЕННЫХ ПРОБЛЕМ
1. Первоочередная задача властей – организовать нормальные парковки. Пока этого нет, водители в центре продолжают парковаться в два ряда, перекрывая и без того неширокие улицы.
2. Подъезды ко многим торговым центрам на МКАД организованы с вопиющими нарушениями ГОСТов и требований безопасности. Где обещанные строгие меры для нарушителей?
3. Полоса для общественного транспорта на Волоколамском шоссе образовалась за счет «усекновения» существующей проезжей части. Она никак не отделена от остальных полос, и по ней, несмотря на угрозу наказания, ездят все желающие. Для того чтобы идея сработала, новая полоса должна быть построена в дополнение к существующим и отделена от них хотя бы бордюром!