Техрегламент союзных государств: Запретная тема
Сколько было копий сломано, когда обсуждали «свой» регламент (ЗР, 2010, № 10). Составители нового документа, кажется, об этом сразу забыли. А ведь международный документ будет иметь большую силу, чем национальный, – об этом прямо сказано в нашей Конституции. Значит, проект надо обсуждать максимально широко. Но найти его текст удалось с большим трудом.
А в нем – правый руль опять под запретом! В виде исключения указаны «транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, правостороннее расположение рулевого управления которых обусловлено технологической необходимостью». Да, еще разрешено государствам, подписавшим документ, использовать праворульные автобусы. Что в принципе неприемлемо с точки зрения безопасности пассажиров – им придется выходить прямо на проезжую часть. Отлично!
Словом, документ, озаглавленный как «регламент по безопасности», вновь используется как средство экономического давления. Ведь повышенная потенциальная опасность таких автомобилей не подтверждена. Хотелось бы увидеть данные испытаний или исследований, но их нет. И что в такой ситуации делать владельцам «праворуких» «японок», коих в российском парке около полутора миллионов?
«У нас есть белорусские и казахские партнеры, которые эту проблему решили однозначно: в их странах разрешен только левый руль, и мы не можем не считаться с этим, – объясняет позицию российского Минпромторга руководитель департамента автомобильной промышленности Алексей Рахманов. – Но не собираемся отказываться и от тех положений, которые закреплены в нынешнем российском законодательстве. Поводов для волнения я тут не вижу. Прямого запрета на правый руль в нашей стране не введут. Но все должны понимать: общие правила ввоза даже единичных экземпляров таких автомобилей будут ужесточаться».
Итак, по словам г-на Рахманова, российских автомобилистов, у которых уже есть зарегистрированный автомобиль с правым рулем, в правах не ущемят. Для них, видимо, только ограничат въезд в Казахстан и Белоруссию (впрочем, формально ограничения действуют и сейчас). Но правительство будет неуклонно добиваться, чтобы требования, предъявляемые при ГТО, соблюдались на все сто процентов. «Автомобили, которые не соответствуют этим требованиям, ездить по нашим дорогам права не имеют, причем не важно, с какой стороны у них руль! – горячится чиновник. – Никаких специальных мер с целью избавиться от «праворуких» мы не собираемся придумывать».
По уверениям А. Рахманова, общие принципы безопасности автомобилей в стране, утвержденные действующим регламентом, в большинстве своем просто перекочевали в новый документ. Проект также запрещает использовать «кенгурины» на легковых и грузовых автомобилях (массой до 3,5 т). Но ограничение не распространяется на вседорожники и тяжелые грузовики. Почему? Они что, менее опасны в случае столкновения?
Опять же никаких исследований и испытаний на сей счет, насколько мы знаем, не проводилось. Непонятно и необъяснимо требование обязательной установки антиблокировочной системы тормозов на все автомобили… кроме легковых! Легковушки без АBS разрешено производить и ввозить до 2020 года (в ЕС подобное запрещено с 2004-го). Зато в регламенте подробно изложены требования к работе кондиционера, вплоть до минимальной и предельной скоростей потока воздуха в разных частях салона. Это тоже забота о безопасности? Или желание загрузить работой знакомые лаборатории, которые занимаются сертификацией?
В общем, вопросов, которые пока остаются без ответов, немало.
Точная дата, когда будет принят новый документ, неизвестна. В Минпромторге продолжается обсуждение проекта с производителями и самыми разными заинтересованными организациями, в том числе общественными (участвует даже «Свобода выбора»!), каждая из них уже представила свои замечания. Свои замечания (в виде этой статьи) высказываем и мы. Обсуждать проект решено до апреля, а дальше предстоит достаточно сложный процесс межгосударственного согласования. Вероятно, техрегламент вступит в силу с 2012 года; надеемся, что к тому времени никаких неприятных неожиданностей в документе не останется.