Nissan Teana vs Skoda Superb
С разных сторон
Умение решать хозяйственные вопросы вовсе не входит в число обязательных качеств автомобиля бизнес-класса. И поди ж ты – как раз исключительные способности к грузоперевозкам стали главной отличительной особенностью большой «Шкоды». Ведь это именно на «Супербе», а отнюдь не на БМВ-GT, впервые (если, конечно, закрыть глаза на американские опыты конца 40-х) засветилась уникальная крышка багажника из двух половинок, которая в случае необходимости легким движением руки превращает строгий седан в более практичный хэтчбек.
Впрочем, несоответствие чешской машины общепризнанным канонам бизнес-класса одним лишь багажником не ограничивается. В отличие от большинства конкурентов, тяготеющих к мощным многоцилиндровым моторам, в России такие «Шкоды» продают исключительно экономичными рядными «четверками», которые не слишком впечатляют своими лошадиными характеристиками. Зато крутящий момент дунутого турбиной 1,8-литрового двигателя таков, что оснащенный преселективной коробкой DSG «Суперб» даже заочно – по одним только ТТХ – объезжает 2,5-литровую «Теану» с вариатором.
Судя по стабильно высоким результатам продаж «Ниссана», большинство покупателей вполне устраивает динамика японской машины. Что вполне объяснимо: хорошо оснащенная даже в базовой комплектации, громоздкая «Теана» набирает сотню за 9,6 секунды, и этот показатель язык не поворачивается назвать стыдным. К тому же стоит японский седан не менее привлекательно, чем «Шкода».
Однако, заглянув в салоны обеих машин, мы поняли, что солидная внешность и схожие цены – это то немногое, что их объединяет. Ибо различий все же намного больше, чем сходства.
Количество теплоты
В «Теане» ты чувствуешь себя очень по-домашнему, словно оказался в знакомой уютной гостиной. В меру жесткие кресла обиты качественной натуральной кожей, а от мягких обводов торпедо, декорированного матовыми вставками под дерево, веет душевной теплотой. И даже такие хайтековские девайсы, как утвердившийся на уступе центральной консоли контроллер мультимедийной системы и сенсорный экран, гармонично вписались в классический интерьер. Широкие диапазоны регулировок водительского кресла позволяют подобрать удобную посадку для людей самой разнообразной конституции. Нет претензий к читаемости приборов. В общем, специалисты «Ниссана» по эргономике потрудились на славу. И только ловко спрятанные под крышкой центрального подлокотника кнопки обогрева и вентиляции кресел не позволили поставить им отличной отметки.
Интерьер «Суперба» совершенно иной по настроению. В строгих линиях его передней панели, черно-белых приборах, темно-сером пластике и вставках под алюминий нет и капельки теплоты. Перед нами автомобиль-офис, высокоточный инструмент для перемещения из пункта А в пункт Б с максимальной эффективностью. И в этом амплуа он безупречен – настолько качественно и продуманно обустроен «Суперб». Материалы, используемые в интерьере, не дают ни малейшего повода усомниться в их качестве, а зазоры на стыках между панелями отделки таковы, что и ногтя не просунешь. И хотя сиденья не могут похвастать кожаной шкуркой, они все же радуют совершенным профилем и еще большими, чем у «Теаны», диапазонами регулировок. Наконец, все кнопки и ручки ты обнаруживаешь именно там, где ищешь. В общем, если предел совершенству и существует, то «Шкода» подобралась к нему максимально близко.
Квартирный вопрос
Машины бизнес-класса нередко используются в качестве персоналок, и посему удобный диван для них – обязательный атрибут. Но мы не покривим душой, если скажем, что важной персоне наилучшим образом соответствует переднее кресло «Теаны», которое в дорогих версиях превращается в удобнейшую оттоманку, позволяющую принять полулежачее положение. Зато на диване японского седана пассажир ростом свыше 185 см будет подпирать макушкой потолок. А уж если водитель или усевшийся подле него охранник окажется столь же долговязым, то и запаса места для ног босса практически не останется. В версиях с тканевым салоном, где спинки и подушки сидений немного тоньше, пассажирам заднего ряда будет несколько просторнее, однако это не способно коренным образом сказаться на гостеприимности «Ниссана».
Если же простор на диване вам необходим в первую очередь, то однозначно стоит выбрать «Шкоду» – даже несмотря на то, что и сама она ниже, чем «Теана», и колесная база у нее короче. Конечно, троих ВИПов приглашать на задние сиденья «Суперба» не совсем уместно, однако двоим особо важным там будет исключительно вольготно. Так что с точки зрения пассажиров чешская машина предпочтительней.
Домашняя работа
Над благоустройством багажника «Теаны» ее создатели также не стали сильно заморачиваться: вероятно, они решили, что хозяйственные хлопоты не по статусу владельцу такой машины. В «Ниссан» можно погрузить лишь два больших чемодана, да и то только в том случае, если их крепко прижать друг к другу: выступающие колесные арки негативно сказались на геометрии трюма. Спинка дивана у японской машины не складывается вовсе, что ставит жирный крест на перевозке негабаритных грузов. Правда, кое-какие длинномеры все же можно поместить в «Теану», просунув их в лючок для лыж, спрятанный за центральным подлокотником дивана.
Не удивительно, что и без того далеко не выдающиеся грузовые способности японского седана кажутся совсем скудными на фоне всепоглощающей «Шкоды», куда более вместительный багажник которой не заставит чемоданы облокачиваться друг на друга. К тому же в нем можно перевозить не только лыжи: спинка дивана складывается как частично, так и полностью. Наконец, у «чешки» открывается не только сама крышка багажника, но и вся задняя дверь целиком, что делает возможным перевозку даже крупной бытовой техники: стиральная машина или кухонная плита запрыгнет в «Суперб» играючи.
Есть над чем поработать
Впрочем, если для вас не столько важен объем перевозимого груза, сколько скорость его доставки, то здесь на «Теану» вполне можно рассчитывать. Ее не нужно принуждать к активным действиям, вдавливая педаль акселератора в пол изо всех сил: тяговитый 2,5-литровый V6 семейства VQ активно шевелит поршнями даже при нежном обращении с газом, позволяя легко перестраиваться в плотном городском потоке и безнадрывно обгонять на загородном шоссе. И в удобстве управления тягой немалую заслугу мы склонны видеть в работе вариатора. Обычно такого рода трансмиссия не балует живостью, но «ниссановский» CVT в излишней задумчивости обвинять никак нельзя. Правда, если с разгонной динамикой у японской машины все в полном порядке, то тормозам, увы, недостает стойкости: их эффективность снизилась буквально после пары интенсивных замедлений со скорости 120 км/ч.
У тормозов «Шкоды» предел прочности заметно выше. К тому же обладающий большим крутящим моментом турбомотор позволяет водителю «Суперба» еще более уверенно чувствовать себя на трассе. Однако коробка DSG оказалась не такой удобной, как вариатор: у нее не получается работать одновременно плавно и быстро. Если нужно резко ускориться, то в ответ на газ машина сначала выдерживает паузу и лишь затем рвется вперед. На трассе такую «ступенчатость» можно нивелировать, выбрав спортивный режим, который оказывает тонизирующее действие на турбомотор. В плотном же городском трафике, когда часто нужно ускоряться с места, преселективная дерготня практически непобедима.
Уроки мастерства
Избавиться от не всегда умелого посредничества DSG все-таки можно, если предпочесть «роботу» обычную ручную коробку – благо, такая возможность у «Шкоды» есть. Искренне надеемся, что активные драйверы оценят наш совет по достоинству: у «Шкоды» не только пламенное сердце, но и отлично настроенное шасси. Непоколебимая на скоростной прямой, «чешка» мастерски шпилит повороты с легкостью и проворством своего немецкого родственника «Пассата», не уступая последнему и в информативности рулевого управления.
Кредо «Теаны» – не азарт, но надежность и комфорт. Езда с высокой скоростью на ней ничуть не напрягает. Ни колея, ни волны на асфальте не способны сбить «Ниссан» с намеченного курса; да и в поворотах седан держится достойно. Реакции на команды водителя быстры, а крены не слишком велики. Однако раскачке «Теана» подвержена все же в большей степени, чем предельно сосредоточенная «Шкода», а в японском руле меньше упругости и прозрачности.
Гудим понемножку
Но так ли уж необходимо пытать «Теану» быстрыми поворотами? Ведь она делает все возможное, чтобы водителя ничто не напрягало. Ее подвеска исправно фильтрует рядовые стыки и ямки, пасуя лишь на достаточно крупных выбоинах. Зато сытое урчание раскрученного до высоких оборотов мотора ничуть не напрягает, а порой даже ласкает слух. Да и аэродинамические шумы минимальны. Окончательно же нас покорила отменная звукоизоляция днища и колесных арок, заставившая перейти на шепот голосистые шипованные шины.
В «Супербе» лишенная шипов зимняя «липучка» позволяет себе повышать голос. К тому же столь полезная в поворотах упругость подвески вызывает легкий тремор кузова на мелких неровностях. Впрочем, с ростом скорости тряска становится меньше, к тому же пружины и амортизаторы «Шкоды» способны справиться с колдобинами большего калибра, нежели подвеска «Ниссана». Звуки подбадриваемого мотора и встречного ветра хоть и не приглушены до минимума, но ни в коем случае не досаждают. Только скрыть посредственную шумоизоляцию днища «Шкоде» не удалось.
Как сговорились
«Суперб» с отличием выдержал тесты «ЕвроNCAP». Заработать максимальные пять звезд «Шкоде» помогли не только прочный кузов, но и система динамической стабилизации вкупе с боковыми и оконными подушками безопасности – это обязательное оборудование для продаваемых в Европе машин. Однако в России ситуация иная: с прошлого года даже в самом дорогом «Супербе» только два эйр-бэга, а остальные «надувательства» требуют доплаты. Кроме того, ESP по умолчанию устанавливается лишь на автомобили с бензиновым мотором и DSG.
Впрочем, «Теана» немногим лучше. Получив отличные оценки в американских и японских тестах, в Россию она пришла только с четырьмя подушками. А если вы хотите ездить на машине с ESP, придется выбирать комплектацию не ниже «Лакшери» – либо «Теану» с полным приводом. Кстати, последнее обстоятельство послужило основанием для повышения отметки на полбалла: возможность заказа трансмиссии 4 х 4 делает «Ниссан» более безопасным на скользких дорогах. В России это важно.
Секреты успеха
В России «Суперб» получился самым доступным из автомобилей бизнес-класса. Причем базовая комплектация «Комфорт» не так уж и бедна: кроме заслуживающего всяческих похвал мотора, ручной коробки передач, пары подушек безопасности и АBS в машине за 899 000 рублей будут кондиционер, электроприводы обогреваемых зеркал и стеклоподъемников. Однако, на наш взгляд, лучше взять версию «Амбишн»: она хоть и дороже на 70 000 рублей, зато может похвастать литыми дисками, раздельным климатом, датчиками света и дождя плюс обогревом сидений. Такая же машина, но с коробкой DSG, стоит 1 034 000 рублей.
«Теана» изначально дороже (от 969 000 руб.), но и предлагает больше. А выложив 1 090 000 рублей за комплектацию «Лакшери», вы получите кожаный салон, ксеноновые фары и камеру заднего вида. Так что по соотношению цена-оснащение «Ниссан» выглядит более выгодным приобретением.
Зато «Шкода» дешевле в содержании. Ее КАР, то бишь суммарные расходы на 1 км пробега почти на два рубля меньше. Все потому, что сервисное обслуживание в течение 60 000 км стоит 35 900 рублей, у «Теаны» - аккурат в два раза дороже. Кроме того, владелец чешского авто сможет сэкономить 2400 рублей в год на транспортном налоге. Наконец, за три года «Суперб» теряет в цене не больше, чем его японский соперник.