Уход Ducati из WSBK
Представьте себе Формулу 1 без Ferrari! Вот и решение владельцев Ducati прекратить участие в WSBK вызвало негодование в стане ducatisti, посчитавших это прямым неуважением ко многим тысячам владельцев красных мотоциклов. Ведь многие выбирали бренд именно благодаря успехам заводской команды в Супербайке.
За 23 гоночных сезона пилоты Ducati завоевали 13 чемпионских титулов и 16 кубков конструкторов. За это время правила FIM неоднократно менялись в пользу десмодвоек, в чем промоутеры Супербайка Маурицио и Паоло Фламини сыграли не последнюю роль. И вот Макс Бьяджи на Aprilia выигрывает чемпионат, подрывая успехи Ducati на двух важнейших рынках: национальном и США. Незадача…
Занимаясь всесторонним расследованием причин ухода Ducati, я собрал много информации из самых разнообразных источников. Несмотря на отдельные противоречия, один из факторов не вызывает сомнений – это война между компаний Dorna, владеющей MotoGP, и Infront Motor Sports – обладателями прав на WSBK.
Нынешняя конфронтация возникла из-за проекта регламента класса Moto1, который намечено ввести в 2012 году. Грубо говоря, планируется разрешить установку супербайковских моторов в шасси прототипов. Это должно помочь увеличить число участников в главном классе MotoGP, но, понятное дело, в этом случае гоночные серии начнут наступать друг другу на ноги. И сражение между Dorna и Infront становится битвой за выживание, особенно если вспомнить о сужающемся круге спонсоров. В рукаве у Infront есть несколько тузов – это заводские команды Aprilia, BMW и Kawasaki, отвернувшиеся от дорогостоящего MotoGP в сторону более демократичных гонок и развития мотоциклов, которые покупают благодаря их причастности к Супербайку. Как было и с Ducati – до сих пор.
С 2008 года Ducati стала частной компанией, на 100% принадлежащей инвестиционному фонду Performance Motocycles. Фондом в свою очередь управляет акционерная финансовая структура – Investindustrial Holdings/IIH в партнерстве с BS Investimenti и пенсионным фондом Онтарио. Номинальный босс управляющей компании с оборотом 4,4 млрд. евро и ежегодной прибылью 588 млн. евро – 45-летний Андреа Бономи, основавший IIH в 1990 году. Брат Бономи, Карло Умберто, работает в этой же структуре директором барселонского офиса, неподалеку от штаб-квартиры Dorna. Но реальная движущая сила компании – их отец, 70-летний Карло Компанини Бономи, бывший водномоторник. Он – единственный из них, кто заседает в совете директоров Ducati, возглавляемом Габриэлем дель Торчио, экс-президентом компании Ferretti (роскошные яхты), которого Бономи переманили в 2008. Уже около сорока лет папа Бономи – одна из ключевых фигур в итальянских финансовых кругах, достаточно упомянуть, что один из его домов надолго сдан в аренду премьер-министру и миллиардеру Сильвио Берлускони.
Благодаря обширным инвестициям IIH в Испании, включая парк аттракционов Порт Авентура, компанию INAER, поставляющую вертолеты испанской полиции и многое другое, Бономи стали друзьями с Кармело Эспелета, президентом Dorna. Известно, что сеньоры Карло и Кармело часто вместе охотятся в Испании. Мне не удалось добыть доказательства, что приобретение IIH Ducati было связано с этой дружбой, но абсолютно точно известно, что приятели пренебрежительно относились к WSBK, полагая недостойным участие «двухколесного Ferrari» в «чемпионате мира для бедных». И что Ducati надо сфокусироваться на гораздо более престижном (по их мнению) MotoGP, к тому же управляемом одним из друзей.
Другой факт: бюджет команды Ducati в MotoGP в 2010 году насчитывал 23 млн. евро и практически полностью оплачивался спонсорами, в то время как половину от 6 млн. евро за Супербайк семье Бономи приходилось платить из своего кармана, что, очевидно, их раздражало. И ведь надо еще покрывать расходы на исследовательско-проектировочные работы, а сбыт спортбайков все никак не поднимется до докризисного уровня. Клаудио Доменикали, главный менеджер компании, и Филиппо Прециози, руководитель Ducati Corse, попытались убедить семейство владельцев в важности участия в Супербайке с помощью простого аргумента: люди, покупающие продукцию компании, особенно топовые спортбайки, вдохновлены участием заводской команды в WSBK, в то время как MotoGP не вызывает у них особого интереса. Но, кажется, Бономи предпочитают, чтобы потенциальные покупатели Ducati видели в спортбайке не заводской гоночный болид, а маленький кусочек технологий от гранприйного мотоцикла Росси.
Искрой, из которой возгорелся костер событий, стал набег BMW на персонал команды Ducati в межсезонье 2009–2010 годов. Давиде Тардоцци, отвечающий за всю супербайковскую деятельность «красных», перешел в немецкую команду, прихватив с собой главного электронщика Массимо Бартолини, по совместительству работавшего гоночным инженером Мишеля Фабрицио. Вместо того чтобы за большие деньги пригласить топ-менеджера со стороны, Ducati передвинула гоночного инженера Нориюки Хага Эрнесто Маринелли на место Тардоцци. Обоим пилотам пришлось привыкать к новым инженерам, что для Хаги, еще деморализованного поражением от Бена Списа в 2009 году в долгой борьбе за чемпионство, стало еще одним ударом судьбы. А до кучи им еще пришлось выдерживать натиск Карлоса Чеки, выигрывающего гонки на клиентской десмодвойке, что также не способствовало душевному равновесию.
Другим, менее заметным новобранцем BMW, стал Серафино Фоти, менеджер команды Xerox Ducati Superstock, сумевший принести Ducati три титула в этой категории последовательно с Николой Канепа, Бренданом Робертсом и Ксавьером Симеоном. В 2010 Фоти и вся его команда неплохо поработали на немцев, с помощью Айртона Бадовини завоевав значимые призы, что тоже ударило по «красным».
В 1998 году, когда Карл Фогарти завоевал третий из четырех чемпионский титул для Xerox Ducati, команда заключила контракт с Feel Racing, частной компанией Даниэля Казолари, занимающейся гоночным сопровождением. То есть всем сразу – и трейлерами, и оборудованием пит-боксов, и логистикой. Казолари нанимал механиков для команды, и они занимались подготовкой мотоциклов к гонкам в его мастерских, включая переборку двигателей (этим занимался австрийский двигателист-волшебник Чарли Пуц), используя детали, поставляемые Ducati. К чему я это рассказываю – Серафино Фоти в дополнение к своим «суперстоковским» обязанностям отвечал в Feel Racing за логистику. И с его отбытием к немцам Маринелли, ввиду нехватки средств, пришлось закрывать и эту брешь, что еще больше отдалило талантливого инженера, который помог Бейлиссу (трижды), Ходжсону и Тоузленду стать чемпионами на Супербайках Ducati, от практической помощи, в первую очередь, Хаге. Только не подумайте, что «красные» в любой момент могут возродить супербайковскую команду, позвонив Казолари и назначив цену. Нет – потому что Feel Racing теперь тоже работает на немцев, занимаясь обеспечением команды BMW Italia Superbike, за которую в 2011 едут Бадовини и Тоузленд.
Но как все это могло произойти? Сценарий сговора (можете назвать это устным договором) между Бономи и Эспелетой представляется наиболее вероятным. Владельцы Ducati решили уйти из WSBK в начале прошлого года, и Карло Компанини Бономи объявил об этом в апреле 2010 на собрании членов правления. Но вместо того чтобы выпустить кровь из живой команды своими руками и сразу, менеджмент Ducati понадеялся, что невзрачный старт сезона-2010 подтолкнет Xerox отказаться от продления спонсорского контракта на 2011 год. Не тут-то было! Оказывается, Xerox все устраивало: ну, нет первых мест – да и ладно, в телетрансляциях логотип мелькает, внимания из-за неудач к команде еще больше. Так что пришлось-таки Бономи самим разрывать договоренности, отказываясь от поддержки, о которой мечтают многие не только в боксах SBK, но и в MotoGP.
Тем временем Доменикали и Прециози пытались сохранить команду, негласно договорившись с Казолари и Xerox о продолжении деятельности. Но в начале августа Казолари из штаб-квартиры Ducati официально уведомили о запрете использования в любом виде логотипа Ducati и названия команды, снискавшей за последние шесть лет мировую известность – Xerox Ducati. Титульному спонсору стало незачем поддерживать команду, которую нельзя назвать своим именем, и он окончательно разорвал отношения с Ducati. А 27 августа «красные» официально объявили об уходе заводской команды из Супербайка.
За две недели до этого вышло и другое объявление – о подписании двухлетнего контракта с Валентино Росси. Бономи сделали хороший ход, заполучив лучшего в мире пилота, к тому же видную общественную фигуру, да еще и итальянца. А 15 млн. евро зарплаты в 2011 году Доктору выплатят Marlboro и Dorna, которой гонщик №1 гарантирует спрос на телетрансляции, упавший в связи с поредением стартовой решетки MotoGP. И еще Dorna надеется на популярность класса Moto1, который должен прийти в 2012 году.
В августовском выступлении Габриэль дель Торчио объяснял столь решительный уход из Супербайка многими причинами. В частности, по его словам, в последнем чемпионате мотоциклы были уже больше похожи на прототипы, а не на серийные модели. А ресурсы, освобождающиеся от SBK, будут направлены на дальнейшее совершенствование суперспортивных Ducati…
Вот только для кого предназначен экстремально спортивный 1198SP? И почему Ducati обещает полную поддержку клиентским командам? У Карлоса Чеки все очень даже в порядке, и завод его поддерживает явно больше, чем свою команду в последний год. И обойдется это «красным» несколько дороже, ведь спонсорских денег теперь нет. Да и уход этот выглядел слишком уж демонстративно…
Трудно отделаться от ощущения, что осуществление всего этого сценария принесет другу Бономи Кармело Эспелета весьма ощутимую пользу, а престижу WSBK нанесет сильный урон. А фактически, если внимательно изучить огромный перечень мероприятий в поддержку так называемых клиентских команд, то становится предельно ясно: Ducati никуда и не уходит. Обман! Хорошее выражение есть у французов: plus ça change, plus c'est la même chose – чем больше все меняется, тем больше возвращается к тому, что было!