Обслуживание систем кондиционирования: что нужно и не нужно делать

Летом 2010 года дилеры по всей России рапортовали: спрос на машины без кондиционера упал до нуля. Середина 2011 года обещает быть не менее жаркой. К счастью, столь полезная в жаркое время года опция сейчас предлагается даже для отечественных автомобилей и самых бюджетных иномарок. Количество автомобилей с кондиционерами, таким образом, постоянно растет, и все они нуждаются в качественном обслуживании.

Увы, многие автолюбители относятся к системе кондиционирования примерно как к зубам — «пока не болят, к доктору не пойду». Однако даже полностью исправная система нового автомобиля требует регулярного обслуживания. Что уж говорить о машинах, чей одометр не раз обнулялся!

Система кондиционирования

Для начала напомним: система кондиционирования в разных автомобилях отличается в деталях, но всегда состоит из нескольких элементов: конденсер (он же «радиатор кондиционера») расположен в передней части моторного отсека, испаритель — под панелью приборов, компрессор и расширительный клапан спрятаны в подкапотном пространстве. Специальное вещество — хладагент — циркулирует по трубкам между элементами системы, меняя свое агрегатное состояние от жидкого к газообразному, при этом нагреваясь и охлаждаясь.

Почему система нуждается в обслуживании? Дело в том, что хладагент находится в системе под давлением, а кроме того сам по себе является весьма текучим веществом. Даже если герметичность системы не нарушалось — машина не была в аварии, не случалось механических повреждений магистрали — то хладагент улетучивается через неплотности в соединениях, микротрещины, и даже просто через резину. В итоге, абсолютно исправная система может потерять до 20% хладагента за один год.

Из-за нехватки рабочего вещества эффективность кондиционера снижается, он уже не может охлаждать воздух до комфортной температуры, компрессор начинает сильнее шуметь. Впрочем, избыток хладагента — это намного хуже. Из-за увеличившегося в системе давления усиливается нагрузка на компрессор, и в итоге он выходит из строя. Поэтому важно, чтобы в контуре системы кондиционирования было строго определенное количество хладагента.

Как не нужно обслуживать систему?

Гаражные мастера в «серых» автосервисах умеют работать с кондиционером, обходясь насосом, компрессором и электронными весами. Обслуживание системы по версии таких механиков выглядит следующим образом:

Такой способ смело можно назвать варварским. Во-первых, хладагент R134a, который в народе чаще называют «фреон», является парниковым газом — один его литр наносит столько же вреда окружающей среде, сколько 1300 литров углекислого газа CO2! Во-вторых, хладагент не бесплатен, и выпускать его в атмосферу просто глупо. В-третьих, вместе с улетучившимся газом исчезает и некоторое количество растворенного в нем масла, которое нужно для смазки компрессора. Это, разумеется, уменьшает срок службы последнего. А заливать в компрессор масло «на глазок» опасно — увеличенное его количество, опять же, вредно.

Как обслуживать систему правильно?

Цивилизованный способ работы с автомобильным кондиционером — использование профессиональных установок для технического обслуживания климатических систем. Например, таких, как итальянские установки серии TEXA Konfort, предлагаемые компанией ООО «ЕВРОПАРТ Рус», дочерним предприятием европейского холдинга «EUROPART Traiding GmbH». В этом случае обслуживание системы состоит из следующих этапов:

Кроме масла, в хладагент, по желанию владельца машины, может добавляться специальный краситель. В этом случае утечка газа из системы будет видна в свете ультрафиолетовой лампы. В случае ее обнаружения, цикл обслуживания можно снова повторить, предварительно восстановив герметичность контура. Заметим, что при гаражном обслуживании это влечет за собой выпуск в атмосферу новой порции хладагента.

Важно, что полностью автоматические установки выполняют все этапы обслуживания самостоятельно, освобождая механика для другой работы.

Решения TEXA для особых случаев

Начиная с января 2011 года все новые европейские автомобили заправляются хладагентом R1234yf. Он не является таким вредным для экологии, однако цена его существенно выше, чем у R134a, поэтому выпускать этот газ в атмосферу — форменное расточительство. Разумеется, установки TEXA бережно сохранят весь хладагент, забранный у системы, и очистят его с тем, чтобы закачать обратно — хладагент не теряет своих рабочих качеств со временем, и не нуждается в регулярной замене, как, скажем, моторное масло.

Если автосервис хочет обслуживать не только старые, но и новые автомобили — а понятно, что с каждым днем автомобилей, чья система использует R1234yf, становится все больше, - то необходимо иметь две отдельные установки. TEXA предлагает различные выходы из ситуации. Так, установки Konfort 720R и 760R выпускаются в разных исполнениях. При этом, купив установку для работы с R134a, позднее ее можно конвертировать для работы с R1234yf, заменив некоторые внутренние компоненты, которые продаются отдельно. А самый продвинутый стенд Konfort 780R в состоянии работать с любой системой, для этого в нем предусмотрены два ресивера и два набора магистралей. Кстати, при смене хладагента, а также при смене типа заправляемого масла, внутренние гидравлические магистрали установки автоматически очищаются. Кроме того, не стоит забывать, что хладагент R1234yf – легковоспламеняющийся, поэтому в установках TEXA предусмотрена вентиляция, призванная исключить любые возможности застаивания газа внутри установки.

Еще одна особенность систем кондиционирования самых современных автомобилей — компрессоры с изменяемой производительностью, помогающие экономить топливо. Для работы с такими системами TEXA предлагает специальный интерфейс VDC. Он подключается к блоку управления системой, к компрессору и к установке Konfort и дает механику возможность зафиксировать неисправность компрессора или исключить ее при техобслуживании.

Другой особый случай — системы кондиционирования автобусов. Они не могут обслуживаться обычными установками — те не смогут создать нужного давления, а также вакуума в слишком объемном контуре. Если в легковом или грузовом автомобиле может содержаться максимум 800-900 грамм хладагента, то в системе туристического автобуса его может быть 3-4 килограмма! Для работы с автобусами TEXA предлагает специальное решение — установку Konfort 760R Bus. В ней предусмотрен мощный насос, производительный компрессор, объемный ресивер — это дает возможность обслужить даже самые большие двухэтажные «круизники».

Преимущества TEXA

Установки TEXA содержат базу данных автомобилей, регулярно обновляющуюся по интернету (для этого нужно подключить стенд к компьютеру). А модели Konfort 760R и 780R умеют самостоятельно распознавать емкости с маслом. Это облегчает труд механика и уменьшает вероятность ошибки при работе с машиной. А ошибка в выборе типа масла может обойтись автосервису в стоимость компрессора.

Установки 760R и 780R имеют датчик наклона. Он вносит корректировку в показания весов, которая может потребоваться, если установка стоит на неровном полу. А погрешность в показаниях весов, стоящих под углом, может достигать 20%.

Полностью автоматические установки комплектуются беспроводным термодатчиком. Вставленный в салонные дефлекторы вентиляции автомобиля, он дает возможность фиксировать температуру, которую выдает кондиционер до и после обслуживания — владелец машины может наглядно увидеть эффективность проделанных работ.

Наконец, установки TEXA ведут учет количества обслуженных автомобилей, использованного маслахладагента, красителей. Автоматически записываемая на флеш-карту, эта информация дает возможность руководителю сервиса контролировать работу механика. А встроенный принтер распечатывает чек, где указано количество откачанного и закачанного хладагента, использованного при работе масла и красителя — это дает возможность клиенту видеть объективное обоснование стоимости работ. Принтер встроен во все установки, кроме K610E и K650E, но возможность инсталляции предусмотрена и для них.

Кроме того, все установки подсчитывают количество выполненных циклов обслуживания — это дает возможность определить срок смены фильтрующего элемента и дату техобслуживания самой установки.

Одним словом, обслуживание системы кондиционирования с помощью профессиональных установок TEXA Konfort, предлагаемых ООО «ЕВРОПАРТ Рус» - это не только экологично, но и безопасно, удобно, выгодно!

Подпишитесь на «За рулем» в