Меняем колесо: Шпилька и гайка
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?
Спустившее колесо всегда некстати. Самое первое, что нужно сделать, – поскорее убраться с проезжей части. И не раздумывайте: коль шина уже прожевана, хуже не будет, а если все еще целая, лишние десять метров «пешком» ее не убьют. Итак, максимально уведите машину в сторону, выставьте знак и включите аварийку. Настойчиво рекомендуем надеть световозвращающий жилет.
Иногда прокол можно заделать, не снимая колеса – был бы инструмент и навыки (ЗР, 2011, № 1). Если нет ни того ни другого – ставим запаску. Бывает, колесо затянуто так, что без трубы его не одолеть, хоть пляши на ключе, однако ни трубы, ни ударного гайковерта, коим мастер шиномонтажа когда-то «пристрочил» колеса, у вас нет. Обстучите крепеж любым увесистым предметом, нанося удары строго по оси болтов. Если крепление на гайках, бейте через проставку – например, торцевую головку подходящего размера. Но не переусердствуйте: чем сильнее удар, тем больше шанс повредить ступичный подшипник.
Прежде чем браться за домкрат, обязательно поставьте машину на передачу и стояночный тормоз! Площадка должна быть ровной, без уклона. Под колесо, расположенное по диагонали к пробитому, подложите упоры – хотя бы булыжники с обочины. По мере подъема кузова следите, чтобы домкрат не сложился. Возможно, придется повторить подъем, сместив немного пятку домкрата. Будьте осторожны!
Если колеса легкосплавные, а запаска на стальном диске, проверьте, подходит ли крепеж к обоим колесам. Бывает, даже размер под ключ разный. Мораль проста: продумать ситуацию заранее.
ВРЕМЯ РИСКА
Напомним, в тесте участвуют десять машин: «Хёндай-Акцент», «Форд-Фокус», «Тойота-Королла», «Мицубиси-Лансер», «Рено-Логан», «Дэу-Нексия», «Шевроле-Лачетти», «Мазда-3», «Лада-Приора» и «Калина». Всех объединяет одно: запаска расположена в нише багажника, под настилом пола. Стало быть, вначале предстоит выгрузить поклажу. Момент, конечно, важный, но впрямую к данному тесту не относится, поэтому багажники подопытных машин пусты. Размер запаски также не учитываем: нас интересует сам процесс замены, а дискуссию, что лучше – докатка или полноценное колесо, оставим на потом.
Менять будем левое заднее колесо, в зачет идет потраченное время (средний результат из трех попыток) ну и, разумеется, удобство пользования штатным инструментом. Последнее субъективно оценит механик техцентра ЗР Евгений Михалкевич. Секундомер включен!
Быстрее всего Женя переобул «Логан» и «Калину» – за 7 минут 26 секунд каждую. Однако первое место отдали «Логану»: у него более удобный и не такой расхлябанный домкрат. Да и баллонник на 35 мм длиннее, следовательно, усилие меньше. Вдобавок на водительской двери нашлась наклейка с типоразмерами колес и рекомендуемым давлением. Плохо, что не указан момент затяжки – такая информация, на наш взгляд, должна быть перед глазами, а не в Руководстве по эксплуатации. (Впрочем, рекомендуемого момента нет и в наклейках других машин.) Четыре гайки затягиваем крест-накрест.
Третье место у «Лачетти». Отметим отличный домкрат и заботливо предусмотренный крючок – он удерживает поднятый настил пола (не надо головой подпирать). Вырезы в отбортовках порогов, обозначающие место для домкрата, вполне очевидны – не промахнешься. Пять гаек затягиваем, словно рисуя звезду – через одну.
На четвертом месте «Приора». Убогий домкрат, с которого машина того и гляди свалится. Площадку под него снаружи не видно – чтобы не ошибиться с местом, засовывай голову под машину либо нащупывай вслепую. Как и на «Калине», верхняя площадка домкрата плавающая, что следует учитывать. Сперва, немного распустив ходовой винт, упираем эту площадку в порог, затем крутим винт до касания грунта нижней опорой и смещаем опору к оси авто на полтора-два сантиметра. Лишь тогда машина на домкрате будет стоять более-менее устойчиво.
Пятое место досталось «Мазде». Вроде бы и домкрат удобный, и места для него на порогах заметные и широкие, и докатка примерно такая же, как у «Лачетти», а времени ушло более девяти минут. Всё из-за пустяка: производитель сэкономил на копеечной петельке, чтобы за нее подвешивать настил пола.
Нет такой петельки и у «Короллы», занявшей шестое место. Вдобавок домкрат здесь упрятан – не сразу догадаешься искать его под правым пластиковым лотком. Чтобы снять лоток, надо просунуть пальцы в узкую щель со стороны обивки. А она по мере извлечения лотка сжимается, больно прикусывая пальцы. Мозолистой руке это не страшно, а вот даме с маникюром непросто сохранить «красу ногтей».
Седьмым выступил таганрогский «Акцент». Домкрат здесь отечественного производства, а ходовой винт – с двойным ушком, поэтому корейский удлинитель-крючок с удобной, кстати, пластиковой втулкой под хват поначалу выглядит бесполезной штуковиной. В комплекте есть и наша ручка, но работать ею весьма неудобно – легко оцарапать руки об асфальт. Советуем ее выкинуть, а чтобы пользоваться фирменной сборкой из удлинителя и баллонного ключа, соедините ушки винта болтиком. Имейте в виду: у «Акцента» очень слабые колесные шпильки – на авто после рестайлинга ставят крепеж от «КИА-Рио» первого поколения (деталь 0 К993 33 062В).
«Нексия» обосновалась на восьмом месте. И не только потому, что ее новенький домкрат густо покрыт смазкой (недаром восточная кухня известна своей жирностью). Работать со скользкими ладонями несподручно, а пока наш механик мыл руки – часы тикали. Потом мыл голову – подпирая ею тряпочный настил пола, измазался тем же солидолом. Ушко-то для фиксации настила за отбортовку багажника есть, но настолько хлипкое, что под собственным весом выгибается и соскакивает.
С «Лансером» провозились 10 минут и еще 51 секунду – долго крутили винт крепления запаски с очень длинной резьбой. Не сразу найдешь и места на порогах под домкрат – вырезы в отбортовках невыразительны. В двух попытках поначалу промахнулись, подставив домкрат (кстати, весьма удобный) под ложные места.
«Фокус», занявший последнее место, вобрал чуть ли не все огрехи предшественников: и места под домкрат едва различимы, и сам он снабжен неудобной рукоятью, вынуждая переворачивать ее через каждые пол-оборота, и пластиковые накладки порогов легко сломать, и пенопластовый органайзер ограничивает свободу маневра с запаской. Вот и набежало без малого две минуты против «Лансера».
Благодарим представительства компаний «Тойота», «Дэу», «Шевроле» и «Мазда», а также клуб www.priorovod.ru за предоставленные на тест автомобили.
И ПО ПОРЯДКУ
1 место «Рено-Логан»
Время замены, мин.с - 7.26
Запасное колесо - полноразмерное
Рекомендуемый момент затяжки, Н•м - 105
Длина рукоятки ключа, мм - 220
Усилие на штатном ключе, кг - 47,7
+ Хорошо обозначенные места под домкрат на порогах.
– Неудобная ручка домкрата, не предусмотрена фиксация настила в поднятом положении.
2 место «Лада-Калина», универсал
Время замены, мин.с - 7.26
Запасное колесо - полноразмерное
Рекомендуемый момент затяжки, Н•м - 95
Длина рычага ключа, мм - 187
Усилие на штатном ключе, кг - 50,8
+ Имеются направляющие для центровки колеса.
– Неудобный и неустойчивый домкрат, коротковат штатный баллонный ключ.
3 место «Шевроле-Лачетти», седан
Время замены, мин.с - 7.47
Запасное колесо - докатка
Рекомендуемый момент затяжки, Н•м - 100
Длина рычага ключа, мм - 235
Усилие на штатном ключе, кг - 42,6
+ Есть крючок для фиксации настила пола в поднятом положении.
– Разные гайки для легкосплавных и стальных колес. Докатка в глубине багажника.
4 место «Лада-Приора», хэтчбек
Время замены, мин.с - 8.50
Запасное колесо - полноразмерное
Рекомендуемый момент затяжки, Н•м - 95
Длина рычага ключа, мм - 187
Усилие на штатном ключе, кг - 50,8
+ Имеются направляющие для центровки диска.
– Неудобный и неустойчивый домкрат, коротковат штатный баллонный ключ.
5 место «Мазда-3», седан
Время замены, мин. с - 9.08
Запасное колесо - докатка
Рекомендуемый момент затяжки, Н•м - 110
Длина рычага ключа, мм - 248
Усилие на штатном ключе, кг - 44,3
+ Удобный домкрат, широкая опорная поверхность порогов.
– С поднятого настила вывернутый крепеж скатывается к салону.
6 место «Тойота-Королла»
Время замены, мин.c - 9.40
Запасное колесо - полноразмерное, с направленным рисунком протектора
Рекомендуемый момент затяжки, Н•м - 110
Длина рычага ключа, мм - 265
Усилие на штатном ключе, кг - 41,5
+ Удобный домкрат, универсальный крепеж.
– Штатный чехол для инструмента снабжен только одним шнурком – неудобно завязывать.
7 место «Хёндай-Акцент»
Время замены, мин.с - 10.25
Запасное колесо - полноразмерное
Рекомендуемый момент затяжки, Н•м - 108
Длина рычага ключа, мм - 265
Усилие на штатном ключе, кг - 40,7
+ Домкрат удобный – при небольшой доработке.
– Слабые колесные шпильки, нет фиксации настила в поднятом положении.
8 место «Дэу-Нексия»
Время замены, мин.с - 10.45
Запасное колесо - полноразмерное
Рекомендуемый момент затяжки, Н•м - 90
Длина рычага ключа, мм - 260
Усилие на штатном ключе, кг - 34,6
+ Небольшое усилие на рукоятке баллонного ключа.
– Неудобное крепление запаски: коротким болтом-барашком трудно нащупать резьбу.
9 место «Мицубиси-Лансер», седан
Время замены, мин.с - 10.51
Запасное колесо - полноразмерное
Рекомендуемый момент затяжки, Н•м - 110
Длина рычага ключа, мм - 245
Усилие на штатном ключе, кг - 44,9
+ Удобный домкрат, надежно фиксируется в транспортном положении.
– Множество вырезов на отбортовке порога сбивают с толку. Не фиксируется настил пола в поднятом положении.
10 место «Форд-Фокус», хэтчбек
Время замены, мин.с - 12.57
Запасное колесо - полноразмерное
Рекомендуемый момент затяжки, Н•м - 110
Длина рычага ключа, мм - 250 (вместе с пластиковым клином на кончике)
Усилие на штатном ключе, кг - 44
+ Нет.
– Неудобный домкрат, плохо обозначены для него площадки на порогах, «пластилиновый» штатный ключ.
Меняем колесо: Шпилька и гайка
Продолжим сравнивать удобство обслуживания популярных на нашем рынке автомобилей (ЗР, 2011, № 2). Игорю Козлову предстоит заменить колесо – десять раз подряд. Фото Константина Якубова.
ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?
Спустившее колесо всегда некстати. Самое первое, что нужно сделать, – поскорее убраться с проезжей части. И не раздумывайте: коль шина уже прожевана, хуже не будет, а если все еще целая, лишние десять метров «пешком» ее не убьют. Итак, максимально уведите машину в сторону, выставьте знак и включите аварийку. Настойчиво рекомендуем надеть световозвращающий жилет.
Иногда прокол можно заделать, не снимая колеса – был бы инструмент и навыки (ЗР, 2011, № 1). Если нет ни того ни другого – ставим запаску. Бывает, колесо затянуто так, что без трубы его не одолеть, хоть пляши на ключе, однако ни трубы, ни ударного гайковерта, коим мастер шиномонтажа когда-то «пристрочил» колеса, у вас нет. Обстучите крепеж любым увесистым предметом, нанося удары строго по оси болтов. Если крепление на гайках, бейте через проставку – например, торцевую головку подходящего размера. Но не переусердствуйте: чем сильнее удар, тем больше шанс повредить ступичный подшипник.
Прежде чем браться за домкрат, обязательно поставьте машину на передачу и стояночный тормоз! Площадка должна быть ровной, без уклона. Под колесо, расположенное по диагонали к пробитому, подложите упоры – хотя бы булыжники с обочины. По мере подъема кузова следите, чтобы домкрат не сложился. Возможно, придется повторить подъем, сместив немного пятку домкрата. Будьте осторожны!
Если колеса легкосплавные, а запаска на стальном диске, проверьте, подходит ли крепеж к обоим колесам. Бывает, даже размер под ключ разный. Мораль проста: продумать ситуацию заранее.
ВРЕМЯ РИСКА
Напомним, в тесте участвуют десять машин: «Хёндай-Акцент», «Форд-Фокус», «Тойота-Королла», «Мицубиси-Лансер», «Рено-Логан», «Дэу-Нексия», «Шевроле-Лачетти», «Мазда-3», «Лада-Приора» и «Калина». Всех объединяет одно: запаска расположена в нише багажника, под настилом пола. Стало быть, вначале предстоит выгрузить поклажу. Момент, конечно, важный, но впрямую к данному тесту не относится, поэтому багажники подопытных машин пусты. Размер запаски также не учитываем: нас интересует сам процесс замены, а дискуссию, что лучше – докатка или полноценное колесо, оставим на потом.
Менять будем левое заднее колесо, в зачет идет потраченное время (средний результат из трех попыток) ну и, разумеется, удобство пользования штатным инструментом. Последнее субъективно оценит механик техцентра ЗР Евгений Михалкевич. Секундомер включен!
Быстрее всего Женя переобул «Логан» и «Калину» – за 7 минут 26 секунд каждую. Однако первое место отдали «Логану»: у него более удобный и не такой расхлябанный домкрат. Да и баллонник на 35 мм длиннее, следовательно, усилие меньше. Вдобавок на водительской двери нашлась наклейка с типоразмерами колес и рекомендуемым давлением. Плохо, что не указан момент затяжки – такая информация, на наш взгляд, должна быть перед глазами, а не в Руководстве по эксплуатации. (Впрочем, рекомендуемого момента нет и в наклейках других машин.) Четыре гайки затягиваем крест-накрест.
Третье место у «Лачетти». Отметим отличный домкрат и заботливо предусмотренный крючок – он удерживает поднятый настил пола (не надо головой подпирать). Вырезы в отбортовках порогов, обозначающие место для домкрата, вполне очевидны – не промахнешься. Пять гаек затягиваем, словно рисуя звезду – через одну.
На четвертом месте «Приора». Убогий домкрат, с которого машина того и гляди свалится. Площадку под него снаружи не видно – чтобы не ошибиться с местом, засовывай голову под машину либо нащупывай вслепую. Как и на «Калине», верхняя площадка домкрата плавающая, что следует учитывать. Сперва, немного распустив ходовой винт, упираем эту площадку в порог, затем крутим винт до касания грунта нижней опорой и смещаем опору к оси авто на полтора-два сантиметра. Лишь тогда машина на домкрате будет стоять более-менее устойчиво.
Пятое место досталось «Мазде». Вроде бы и домкрат удобный, и места для него на порогах заметные и широкие, и докатка примерно такая же, как у «Лачетти», а времени ушло более девяти минут. Всё из-за пустяка: производитель сэкономил на копеечной петельке, чтобы за нее подвешивать настил пола.
Нет такой петельки и у «Короллы», занявшей шестое место. Вдобавок домкрат здесь упрятан – не сразу догадаешься искать его под правым пластиковым лотком. Чтобы снять лоток, надо просунуть пальцы в узкую щель со стороны обивки. А она по мере извлечения лотка сжимается, больно прикусывая пальцы. Мозолистой руке это не страшно, а вот даме с маникюром непросто сохранить «красу ногтей».
Седьмым выступил таганрогский «Акцент». Домкрат здесь отечественного производства, а ходовой винт – с двойным ушком, поэтому корейский удлинитель-крючок с удобной, кстати, пластиковой втулкой под хват поначалу выглядит бесполезной штуковиной. В комплекте есть и наша ручка, но работать ею весьма неудобно – легко оцарапать руки об асфальт. Советуем ее выкинуть, а чтобы пользоваться фирменной сборкой из удлинителя и баллонного ключа, соедините ушки винта болтиком. Имейте в виду: у «Акцента» очень слабые колесные шпильки – на авто после рестайлинга ставят крепеж от «КИА-Рио» первого поколения (деталь 0 К993 33 062В).
«Нексия» обосновалась на восьмом месте. И не только потому, что ее новенький домкрат густо покрыт смазкой (недаром восточная кухня известна своей жирностью). Работать со скользкими ладонями несподручно, а пока наш механик мыл руки – часы тикали. Потом мыл голову – подпирая ею тряпочный настил пола, измазался тем же солидолом. Ушко-то для фиксации настила за отбортовку багажника есть, но настолько хлипкое, что под собственным весом выгибается и соскакивает.
С «Лансером» провозились 10 минут и еще 51 секунду – долго крутили винт крепления запаски с очень длинной резьбой. Не сразу найдешь и места на порогах под домкрат – вырезы в отбортовках невыразительны. В двух попытках поначалу промахнулись, подставив домкрат (кстати, весьма удобный) под ложные места.
«Фокус», занявший последнее место, вобрал чуть ли не все огрехи предшественников: и места под домкрат едва различимы, и сам он снабжен неудобной рукоятью, вынуждая переворачивать ее через каждые пол-оборота, и пластиковые накладки порогов легко сломать, и пенопластовый органайзер ограничивает свободу маневра с запаской. Вот и набежало без малого две минуты против «Лансера».
Благодарим представительства компаний «Тойота», «Дэу», «Шевроле» и «Мазда», а также клуб www.priorovod.ru за предоставленные на тест автомобили.