Chevrolet Cruze: американский курорт за небольшие деньги
Спектакль с аншлагом
Начало этой истории не предвещало ничего необычного. Показанный в 2008 году на выставке в Сеуле «Дэу-Лачетти II» мог стать всего лишь очередным бюджетным седаном местного значения, каким привыкли видеть его предшественника. Правда, не лишенным очарования: солидная внешность и не без изюминки обставленный интерьер оказались лишь видимой частью талантов этой многогранной машины.
В Европе же автомобиль появился под более звучным псевдонимом. Рожденный в Корее седан получил американскую фамилию и испанское имя («крус» на испанском означает «крест»). А после европейской премьеры «Шеви» справил себе и российскую прописку, осев на конвейере завода в Шушарах, что под Питером.
Такой интернациональный проект оказался чрезвычайно успешным: в минувшем году «Круз» выбрали 20 тысяч наших соотечественников. Со старта – сразу на шестую ступеньку в «гольф»-классе! Это ли не успех?
Сколько стоит?
Своей привлекательностью «Круз» обязан грамотно расписанному бюджету. Цена от 553 000 рублей за один из самых крупных (4,6 м) седанов «гольф»-класса – это по нынешним временам прямо-таки подарок. В конце марта прайс слегка отредактировали, однако повышение на 2,5% едва ли может служить действительно значимым аргументом против покупки этой машины.
Судите сами: за 553 000 руб. вы получаете приличных размеров седан, довольно щедро нафаршированный: «музыка», пара электростеклоподъемников, зеркала с электроприводом и обогревом и центральный замок. На должном уровне и безопасность – в базовый комплект входит квартет подушек и ABS.
Главный прокол версии «Бэйз» – отсутствие кондиционера. Исправить его можно за 36 500 рублей – в придачу получите пепельницу с прикуривателем и обогрев передних сидений. В той же комплектации «Бэйз» есть и еще более выгодный вариант: 624 тысячи стоит «Круз-1,8». Более доступного седана с мотором, обладающим схожими характеристиками, вы не найдете – разве что китайский.
И все же оптимальный «Круз» – это комплектация LS. Она дороже на 68 000 рублей, зато уже оснащена кондиционером, наряднее и богаче снаружи и внутри, заметно удобней и даже безопасней базовой версии. Наружные ручки дверей окрашены в цвет кузова, а решетка радиатора покрыта хромом, да и противотуманные фары отнюдь не бесполезны. Передняя панель украшена симпатичными тканевыми вставками. В отличие от базы, руль такого «Круза» может регулироваться не только по углу наклона, но и по длине, а сиденье водителя обретет возможность «набора высоты». Плюс карманы в спинках кресел, задние электростеклоподъемники, центральный бокс-подлокотник и кожа на руле – все эти важные мелочи сделают общение с машиной приятнее.
Важным дополнением к такой комплектации станет «родная» сигнализация. Наконец, если хотите, чтобы «Круз» смотрелся более импозантно, закажите за 10 000 рублей 16-дюймовые литые диски. Это недорого.
В общем, окрашенный металликом оптимальный седан обойдется в 642–676 тысяч – в зависимости от коробки передач. С учетом оснащения немногим дешевле получатся разве что «Церато» и «Фокус». Да и то исключительно с учетом скидок на те машины, что топчутся на складах дилеров.
А вот топовый «Круз-LT» за 719 тысяч и выше – уже перебор. Действительно полезен в самой дорогой версии только климат-контроль, но и без него, в принципе, легко обойтись.
Снаружи и внутри
Выглядит «Круз» весьма представительно. С первого взгляда хорошо заметно, что этот товарищ на самом деле чуть большего калибра, чем прочие представители «гольф»-класса. Мордально «Шеви» совершенно аутентичен: двухэтажный «гриль» с крупным крестом на разделительной полосе становится общим местом для автомобилей марки. Кормовой же частью «крестоносец» изрядно напоминает 4-дверный «Сивик» – оптика обеих машин разительно схожа. Удобные наружные ручки дверей под естественный хват «Круз» позаимствовал у «Астры-H»; от нее же унаследовал и повторители поворотов на крыльях. «Шевроле», безусловно, умеет себя подать: седан смотрится солидно и основательно, производя впечатление более дорогого автомобиля, нежели является на самом деле.
А вот к эксплуатации на наших дорогах «Круз» мог бы быть подготовлен и получше. Штатные брызговики ему не положены, и посему мы настоятельно рекомендуем сразу же установить у дилера – что называется, не отходя от кассы. Не лишними были бы и аэродинамические фартучки в колесных арках, но тут уже дилеры бессильны. А без этих простых, но весьма важных деталей крылья и боковины кузова покрываются грязью прямо-таки с поросячьим задором!
«Шеви» вообще трудно назвать чистюлей. Например, не лучшим образом изолированы задние двери в районе колесных арок: там явно не помешали бы двойные уплотнители, ибо кузов в этом месте исправно пачкается, вынуждая пассажиров придерживать полы одежды. Ну и, наконец, моторный отсек также не может похвастать достойной защитой от грязи.
Не иначе как сэкономленные средства пожертвовали в фонд дизайнеров интерьера. Вы можете назвать хотя бы одну машину, переднюю панель которой украшала бы стильная тканевая вставка? Конечно, определенные сомнения в практичности таких украшательств есть, но ведь как классно смотрится! А на самых дорогих «Крузах» вместо ткани используется кожа красного или светло-серого цвета. Центральная консоль в богатых комплектация отделана пластиком с напылением «а-ля карбон» или же декорирована глянцевыми накладками под черный рояль. И на глаз, и на щуп все эти красивости вполне изысканны.
Базовая версия заметно уступает дорогим машинам: здесь в отделке доминирует невзрачный серый пластик, а руль сделан из скользкого полиуретана. Наконец, общий косяк, свойственный всем без исключения версиям «Круза», – пластиковые внутренние ручки дверей, которые царапаются при первой же возможности.
Салон «Круза» не просторнее, но и не теснее своих одноклассников. Потолок покажется низким только для тех, чей рост превышает 190 см. Ширины дивана достаточно для удобного размещения двоих взрослых и ребенка, которого можно утвердить посередине; а запаса для ног хватит всем.
И еще: даже несмотря на то, что для обогрева задней части салона не предусмотрено каких-либо специальных воздуховодов, возможности печки вполне достаточны для оперативного прогрева всего «жилого помещения».
За рулем
Подобрать удобную позу за рулем не составит труда. Диапазон продольной регулировки сиденья таков, что даже высокий водитель ростом 185 см не сможет выбрать всю длину салазок и оставит пару «щелчков» про запас. Высоту подушки можно корректировать в пределах семи сантиметров при помощи удобной ручки. Хорош и руль с четко прописанными приливами в местах хвата; да и «колодезные» приборы, сконцентрированные под аккуратным козырьком, не вызывают вопросов.
В первые минуты знакомства с «Крузом» создается впечатление, что корейцы построили чуть ли не идеальный с точки зрения эргономики салон. Однако, вкатываясь в машину, начинаешь замечать, что далеко не все в ней так идеально, как хотелось бы. Вынесенное на подрулевой переключатель управление бортовым компьютером раздражает мудреным алгоритмом работы. И если докопаться до данных о расходе топлива, запасе хода и средней скорости достаточно легко, то с некоторыми функциями без инструкции не разобраться вовсе. Оказывается, машина позволяет менять единицы измерения и информирует о неисправностях в различных системах, но организовано все это хозяйство уж чересчур громоздко.
Еще более замороченным образом реализовано отключение заднего парктроника и смена скорости вентилятора «климата» в режиме «авто» – через блок управления аудиосистемой! На «Крузе» с кондиционером все проще, но дисплей магнитолы у такой машины гораздо уже. На синей полоске высвечивается температура за бортом, часы и «музыкальные» данные, однако стоит включить ближний свет, как дисплей притухает и становится практически нечитаемым.
Что еще? Площадка для отдыха левой ноги узковата для обуви с широкой подошвой: стопа цепляется то за педаль сцепления, то за рычаг, который заведует замком капота. Хорошо хоть на машинах с двумя педалями такого недостатка нет.
Ну и, наконец, не все гладко с обзорностью назад. Пределов багажника, как и на многих других седанах, у «Круза» не видно; к тому же часть картинки в салонном зеркале съедают жадные подголовники. Впрочем, и эта проблема решаема установкой парктроника – тем паче что стоит он отнюдь не запредельно – 10 000 рублей.
Словом, людям требовательным, которые успели привыкнуть к рафинированным европейским автомобилям, вкус жизни в «Крузе» может показаться недостаточно сладким.
«Шевроле-Круз», от 553 000 руб., КАР от 5,72 руб./км
По дорогам…
«Шевроле-Круз», от 553 000 руб., КАР от 5,72 руб./км
Нужно обладать изрядным терпением, чтобы удовлетвориться разгоном машины с 1,6-литровым мотором. Машина тянет уверенно, но набирает скорость с занудством товарного поезда. Ради ощущения хоть какого-то подобия тяги двигатель провоцирует передергивать рычаг «механики» как можно чаще: стоит уронить стрелку тахометра ниже 3000 об/мин – и «Круз» из свежего становится вяленым. Если приспичит погонять «Шеви» как следует, будьте готовы выжать из 109-сильного «Экотека» все соки. Но и в этом случае не стоит рассчитывать на то, что паспортные 12,5 секунды до сотни покажутся реалистичными: уж больно долго и нудно двигатель набирает обороты. Любопытно, что тот же самый силовой агрегат на «Лачетти» ведет себя более темпераментно, разгоняя предшественника «Круза» до сотни за 10,7 с.
Леность машины можно было бы списать, предположим, на исключительную экономичность, но… Нет ее, этой экономичности! Заявленных 8 литров среднего расхода я так и не смог добиться даже при неспешной езде за пределами столицы, а в городе двигатель выпивает не меньше 10,5 литра. Что, в общем-то, рекордом не назовешь.
Пересев за руль «Круза» с мотором 1,8 л, я искренне надеялся, что уж он-то темпераментней. Изменяемые фазы газораспределения, варьируемая длина впускного тракта, 141 «элэс» – это ли не выглядит многообещающе? Но и тут меня ждало разочарование: по ощущениям, на заявленные силы этот двигатель не едет. И все же бодро рвануть со светофора, уверенно обогнать на загородном шоссе и поддерживать крейсерские 130–140 км/ч «Крузу-1,8» заметно легче. К тому же 1,8-литровый силовой агрегат менее чувствителен к нагрузке пассажирами и кондиционером. В копилку ощущений добавлю, что ходы рычага механической коробки показались длинноватыми и четкость включения передач не всегда идеальна. Да и 10,5 с до сотни никак не назовешь выдающимся результатом: в «гольф»-классе есть и более скромные мотором конкуренты, которые бегают не в пример резвее.
А как трудятся «автоматические» машины? Шестиступенчатая АКП гарантирует мягкие и незаметные переключения, но нужно быть готовым к тому, что ездить такой «Шеви» будет довольно неспешно. Впрочем, если вы не намерены практиковать автоспорт на дорогах общего пользования, то «Круз» с АКП вас наверняка устроит.
Независимо от объема мотора, «автомат» постоянно стремится наэкономить как можно больше бензина и всячески угодить экологии. Чуть только поспешите – и коробка тотчас начнет нервничать, хаотично переключая передачи. Даже в режиме кик-даун не всегда понятно, на сколько ступеней «автомат» спрыгнет вниз. К тому же склонность коробки к размышлениям оборачивается потерей времени, необходимого для совершения маневра. Правда, переведя селектор в ручной режим, можно добиться с «автоматом» большего взаимопонимания.
Ярко выраженному желанию «Круза» ездить неспешно соответствуют и настройки подвески. Машина точно следует указанной траектории, мягко глотает ямки, не досаждая кренами. Однако если в череде виражей приходится перекладывать автомобиль из одного поворота в другой, не преминет заскользить передней осью наружу. А коли на пути следования попадутся неровности, то задние колеса постараются соскочить с намеченной траектории.
Недостаточно хорошо причесана и шумоизоляция. На дороге, усыпанной мелкими камешками, вы сразу услышите, как звонко они барабанят по аркам и порогам. А обутый в зимние шины «Круз» с радостью донесет до вас громкий цок каждого шипа, наступающего на асфальт. Шумноваты и оба двигателя: моторному щиту не помешал бы куда более хороший слой «шумки».
Только подвеска вытягивает общий уровень комфорта «Круза» на должную высоту. Было дело, я на 50 км/ч «зевнул» лежачего полицейского, однако автомобиль преодолел «ретардер» неожиданно мягко. Определенно, за такую плавность хода «Шевроле» можно простить очень многое.
…и без них
Если регулярно прохватывать по выбоинам с безалаберностью владельца пикапа, будьте уверены – нежная легковая подвеска долго не выдержит. Максимум, на что хватает способностей «Круза», это преодоление не самой запущенной гравийки, проложенной к садовому участку.
От дороги до стальной защиты картера, которая с этого года положена всем машинам, расстояние невелико – всего 145 мм. Аэродинамические накладки перед колесами приближают машину к планете еще на полтора сантиметра, а пороги от земли отделяют 17 см. В общем, любая вылазка на природу должна сопровождаться всяческими мерами предосторожности.
Грузим чемоданы
О том, что огромные петли крышки багажника запросто помнут поклажу, лучше тоже знать заранее: опускаясь, они сокращают высоту трюма по краям с 49 до 25 см. В подполье лучше лишний раз не соваться: карпет на полу придется приподнимать за пластиковую ручку, которая то и дело вылетает из паза.
Инженерам стоило бы позаботиться о внутренней ручке. Можно, конечно, всякий раз дергать закрепленную на тросике T-образную пластинку, которая светится в темноте, однако на такое обращение она явно не рассчитана: нехитрая «приспособа» служит для разблокирования трюма изнутри – таковы стандарты США. В роли ручки эта деталь не совсем удобна и вряд ли прослужит долго.
По остальным же параметрам багажник заслуживает похвалы. Открыть его можно как с брелока, так и кнопкой над номерным знаком. Трюм достаточно глубок для того, чтобы вместить содержимое пары больших тележек из супермаркета. Внутри есть подсветка, а для наиболее ценных пакетов предусмотрен крючок на обивке левого крыла. Разложив часть спинки, получите возможность перевозить груз длиной до 1,68 м и в то же время сохранить посадочные места на диване.
Безопасность
В оптимальной версии LS помимо квартета подушек, положенных даже базовой версии, установлены еще и надувные «занавески»; и такая машина способна обеспечить очень достойный уровень безопасности. В краш-тестах «ЕвроNCAP» наш подопечный заработал 35 баллов, заслужив максимальные 5 звезд.
Печалит лишь то обстоятельство, машине с 1,6-литровым мотором не положена ESP – даже за доплату. Самый скромный «Круз», который может рассчитывать на систему динамической стабилизации, – LS-1,8. В Европе и США эти машины оборудуют активными подголовниками спереди и парой датчиков, заявляющих о непристегнутых ремнях безопасности. На нашем же рынке такой датчик есть только у водителя, а все без исключения подголовники самые обычные.
Эксплуатация, сервис
Заводская гарантия на «Круз» действует в течение трех лет или до тех пор, пока одометр не накрутит 100 000 км пробега; а интервал между ТО составляет 15 000 км. Тем же, у кого годовой пробег приближается к сотне тысяч, выгодней воспользоваться другими условиями: 2 года без ограничения километража. Выбор за вами. Новые правила гарантии вступили в действие 1 января 2011-го.
Обширная дилерская сеть «Шевроле» раскинулась на сто с лишним городов – от Калининграда до Владивостока. В Москве действуют 23 авторизованных центра, в Питере – 8, в Екатеринбурге – 3. Однако цены на обслуживание и запчасти у всех дилеров разные. Поэтому есть повод задуматься: ехать ли на ТО в ближайший центр или же поискать тот, где цены дружелюбнее. Стоит также учесть, что фирменный сервис «Шевроле» может неприятно удивить высокими расценками. Даже если вы намерены посещать дилера не чаще раза в год, за гарантийный период придется потратить 25–30 тысяч рублей.
МЫ РЕШИЛИ:
Солидная, дорогая внешность и комфортабельная подвеска – вот два главных таланта «Круза». Пусть в нем нет ничего выдающегося, и он не составит достойную партию соперникам из Европы, за свои деньги «Шевроле» радушно предлагает максимум возможностей.