Подготовка техники: мы берем с собой...
Бывалый автотурист в наших советах не нуждается, но и его опыт когда-то начинался с синяков и шишек. Способность учиться на чужих ошибках не каждому дана, но все же знать о них, отправляясь в дальнюю дорогу на, казалось бы, абсолютно исправном автомобиле, будет полезно.
Впрочем, само понятие «дальняя дорога» меняется так стремительно, будто планета становится все меньше и меньше. Мобильная связь, навигация, сети автомастерских, эвакуаторы и прочая дорожная инфраструктура на популярных направлениях уже вполне отлажены, – тот, кто не стеснен в средствах и времени, может отправиться в путешествие хоть сию минуту. Но если хотя бы одно из перечисленных условий реализовано не на все сто, легкомыслие приберегите до лучших времен, иначе дорожные впечатления могут оказаться слишком яркими.
Абсолютно надежной техники нет! Порой, толком не зная свою машину, новичок готов отправиться в такие дебри, куда бывалый путешественник – сто раз подумает. Даже если автомобиль будто бы в порядке, перед серьезным пробегом полезно проверить матчасть – самостоятельно или в сервисе.
Считаем, машина исправна, маршрут прописан – а что взять с собой? Нищему собраться – только подпоясаться, для автомобилиста же сборы более хлопотны. В суете забывали дома водительские права и документы на машину, свидетельства о рождении детей, паспорта и доверенности, полисы каско, ОСАГО, медицинские и так далее. Забывали и деньги! Если в трудную минуту их не окажется даже на мобильнике, будет грустно. Подают нынче мало и неохотно.
В машине, кроме предписанных правилами аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки, должны быть запаска, шинный насос или компрессор, домкрат, монтажка, баллонный ключ, буксирный трос, нож, пассатижи, спички, фонарик. Последний, чтобы его впотьмах не искать, всегда должен храниться в определенном месте!
Проверено: мелкие запчасти лучше держать в отдельной коробке: понадобятся – сэкономите на поисках немало времени. Тут же универсальный клей («Момент» и т. п.), герметик для шин, изолента, широкий скотч, небольшой запас проводов и лампочек, несколько золотников и латунные колпачки для их выкручивания, винты, гайки, шайбы и т. д. Набор для ремонта бескамерных шин, пара «сосков» для них и, на крайний случай, традиционную камеру (конечно, подходящей размерности) удобнее держать внутри запаски или рядом. В серьезном путешествии могут понадобиться небольшой топор и полноценная лопата - разве что с укороченным под размер багажника черенком. Эффектная саперная для дела не годится.
Урезанную по новым требованиям аптечку оставим для техосмотра, а в дорогу все же соберем полноценную, с нужными именно вам препаратами. Полезно возить в машине пару бутылок чистой питьевой воды.
Инструменты и запчасти. Для ремонта на обочине современный автомобиль малопригоден. Можешь заправить бак, заменить колесо, лампочку – и достаточно, остальное – дело сервиса. Для цивилизованного мира это норма. Но в отпуске жалко тратить время на пустяки, поэтому, если особых секретов в автомобиле для вас нет, минимальный набор инструмента все же стоит иметь на борту.
Например, самые ходовые отвертки и ключи (примерно от «на 8» до «на 19»). Разумный подход к этому делу описан в ЗР, 2010, № 4.
Мобильная связь и навигаторы совершили в автотуризме революцию, но в чем-то он стал скучней. Зона риска осталась разве что за зоной покрытия сотовой связи, где по номеру 112 можно вызвать любую помощь! Но упрямый искатель приключений где-то их найдет – и там запчасти могут пригодиться.
Это как минимум мелочи, без которых мотор не работает. Впрысковая электроника легко обходит многие отказы, но не все. Не качает бензонасос – ставь другой. Едва ли не единственное, что доступно в дороге, – замена засорившейся сеточки на входе насоса. Чем грязнее топливо, тем вероятнее это «развлечение». Но на многих авто подобраться к насосу можно, лишь сняв бензобак: лючка под задним сиденьем, как на ВАЗах, нет. Сделать лючок самому несложно. Главное – до того, как в этом появится потребность.
Впрысковый мотор довольно живуч, но все же не будет работать при разрыве ремня ГРМ или отказе датчика положения коленчатого вала (ДПКВ). Но и запасные ремень с датчиком бессильны, если расслоится шкив привода генератора и провернется зубчатый диск. Выход есть – части шкива находчивые умельцы склеивали, соединяли винтами и т. п... И ехали! Некоторые даже заранее заменяли родной шкив цельным, без резинового демпфера.
Остальные датчики, если они вдруг вышли из строя, электронный блок управления без труда обходит, переключаясь на резервный алгоритм работы. Сам ЭБУ надежен, но воды не терпит, поэтому бывалые ревностно берегут его от сырости, обертывая упаковочной пленкой.
Коробка передач. Механическая проста и недорога, но ее надежность сильно зависит от хозяина: как он ее обслуживает, умело ли переключает. Нужно вовремя проверять уровень масла, регулировать привод сцепления, а то и механизм выбора передач. Тугое перемещение троса сцепления в оболочке грозит разрывом, запасной же много места не займет. Часто сцепление выключается не полностью из-за нехватки хода педали: занизишь всего миллиметров на десять – и переключать передачи будет непросто. Втыкать же их силой – значит ломать синхронизаторы. Если же при отпущенной педали сцепление при разгоне проскальзывает, надо его немедленно менять, так как износ будет быстро прогрессировать.
Требуют внимания раздаточные коробки, редукторы, карданные валы, ШРУСы и т. д. Потеки смазки часто говорят о поврежденных уплотнителях, чехлах, сальниках. Такие – только менять. Песок, проникший в узлы, губит их.
Автоматы разных видов, роботы и т. п. менее зависимы от водителя, но при отказе подобного агрегата путь один – к специалистам.
Имущество. Здесь лучше придерживаться правила: брать только то, без чего трудно обойтись, а не то, что может пригодиться. На оживленных трассах ни к чему канистры с топливом – заправок полно. Для совсем уж полного спокойствия хватит пары бутылок горючего про запас.
Отправляясь же в дебри, опытный турист сам определит, сколько чего брать. А новичку пускаться в такие путешествия в одиночку не стоит. Для автономной жизни нужны спальные мешки, палатка, примус или газовая плитка, металлическая посуда и многое другое. А куда все это класть, если в машине трое, четверо?
Прицеп многие не любят – остается багажник на крыше. Немало вещей можно уложить в фирменный пластиковый бокс. А если такового нет, то уберечь груз от ветра и дождя можно, плотно упаковав его в большое полотнище брезента или пластиковой пленки и крепко притянув к багажнику.
Последний важно не перегружать, но и скромные 50–60 кг крепить только веревками не стоит! Даже самый надежный узел не поможет: от неизбежной тряски веревки непременно ослабнут, а намокнув – тем более. Куда надежнее специальные крепежные ремни с трещотками или резиновые жгуты. Те и другие недороги и встречаются повсеместно. Ничто не должно полоскаться на ветру. Чехол, хлопающий по кузову, не только раздражает шумом, но быстро протирает краску до металла.
Итак, если все готово, присядем на дорожку!