Дороги России: на Колыме ездить спокойнее
Статистика неумолима: число аварий вследствие неудовлетворительного состояния дорог в России продолжает расти. К примеру, если в 2009 году в таких авариях погибло 5098 человек, то в 2010-м – 5889. А доля ДТП по «дорожной» причине возросла за год с 18,7 до 21%. Но это совсем не означает, что наши трассы окончательно пришли в негодность. Просто водитель стал умнее. Раньше как было? Влетел в яму, пробил колесо, погнул диск – и что? Помянул недобрым словом дорожников, поставил запаску и поехал искать ближайший шиномонтаж. А нынче – наверняка вызовет гаишника, тот акт составит, яму со всех ракурсов сфотографирует. И вот уже готов иск, а в статистике – новая циферка…
Главная дорога
На федеральных трассах больше всего аварий (примерно 70%) случается на безлюдных территориях и лишь треть – в населенных пунктах. По итогам 2010 года на федералках произошло 22 733 ДТП (+ 5%), в которых погибли 6516 и получили ранения различной тяжести 32 280 человек. У нас всего около 50 000 км федеральных дорог – получается одна авария на 2 км. Или один раненый на 1,5 км. Многовато…
Дорожники регулярно анализируют данные аварийности, пытаются определить, почему в том или ином месте регулярно бьются машины. По итогам 2010 года они выявили на федеральных автомобильных дорогах аж 2904 участка повышенной концентрации ДТП, из них 247 очень опасных.
Давно известен набор мероприятий для снижения числа аварий. В населенных пунктах и на подъездах к ним надо строить пешеходные переходы в разных уровнях и ставить фонари, на всем протяжении дорог сооружать разделительные барьеры между встречными потоками, следить за разметкой и знаками. Что-то, конечно, делается. В прошлом году установили около 600 км барьерных ограждений и больше 100 000 новых знаков, заодно ликвидировали 13 000 (!) незаконных съездов.
Проведенные мероприятия, как рассказал начальник отдела автомобильного транспорта и безопасности движения Росавтодора Александр Гордиенко, позволили ликвидировать 1194 участка концентрации ДТП. Это, конечно, хорошо, но, как показывает опыт, появятся новые опасные места, причем зачастую это будут как раз участки, сданные после реконструкции. Ведь чем лучше дорога, тем сильнее желание некоторых сограждан по ней «отжечь» – со всеми вытекающими...
Самыми опасными, до данным Федерального дорожного агентства, сейчас считаются трассы М2 «Крым» (Москва – Белгород; зафиксировано 208 аварийно-опасных участков), М7 «Волга» (Москва – Нижний Новгород; 172 участка) и М10 «Россия» (Москва – Санкт-Петербург; 132). А самая безопасная в России трасса – «Колыма» (Якутск – Магадан). Там за год официально зафиксирована всего одна авария! Благодатный край, оказывается.
По городам и весям
Если свернуть с федеральных трасс на региональные и муниципальные, ситуация станет хуже. В последние годы на ремонт и содержание этих дорог денег выделялось еще меньше средств! К чему это приводит, знает каждый. Исследования ситуации на региональных и муниципальных трассах регулярно проводит Межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог». По некоторым ключевым регионам европейской части РФ он составляет свой рейтинг безопасности. При расчете используются следующие вводные: число аварий, количество погибших/пострадавших по причине неудовлетворительных дорожных условий (эти данные предоставляют в ГИБДД), количество автомобилей в регионе, численность населения.
По итогам 2010 года наиболее безопасными регионами признаны Тюмень, Ульяновск, Екатеринбург, Саратов, Липецк, Пенза, Москва, Рязань (город + область). У лидера рейтинга Тюмени наименьший показатель отношения числа ДТП, случившихся из-за дорожных условий, к общему количеству аварий – 6% (среднероссийский показатель – 21%). В первой группе, как вы заметили, присутствует и Москва, но, по данным экспертов, столица постепенно теряет свое преимущество. Темпы строительства новых дорог просто не поспевают за ростом автопарка, в итоге растет число ДТП.
В группе регионов с удовлетворительным состоянием дорожной безопасности состоят Ижевск, Новосибирск, Киров, Волгоград, Санкт-Петербург, Ярославль, Барнаул, Воронеж, Омск, Оренбург, Архангельск. В Санкт-Петербурге второй год подряд растет число «дорожных» аварий: за год их удельный вес вырос с 15 до 18,8%. Не зря, выходит, жители Северной столицы возмущаются качеством содержания улиц и дорог в городе.
Группу с наиболее опасными дорогами составляют Самара, Пермь, Уфа, Нижний Новгород, Челябинск, Казань. Дорожные проблемы решаются здесь медленно, а каждый обильный снегопад превращается в стихийное бедствие. Кстати, в Самаре, по данным социологических опросов, среди населения самый высокий процент недовольных состоянием дорог – около 70%! А Башкортостан и Татарстан лидируют по числу погибших в «дорожных» ДТП (в 2010 году − 125 и 131 человек соответственно), поэтому они и оказались в самом низу списка.
Аварийно-опасные места есть в любом крупном городе. Причем об их существовании знают и гаишники, и местные власти. Например, в Москве очень часто ДТП случаются на пересечении Кадашевской набережной и Большой Ордынки, Николоямской и Земляного Вала, Большой Филевской и Минской, на Кутузовском проспекте, на пересечении Рябиновой улицы и Можайского шоссе, Волгоградского проспекта и Люблинской улицы…
Таких мест можно насчитать немало. Известны и причины частых аварий здесь, и возможные способы их устранения. Например, на пересечении Люблинской улицы и Волгоградского проспекта сходятся мощные транспортные потоки (это направления к большим спальным районам), здесь давно назрела необходимость построить современную развязку. Но «взамен» соорудили… торговый центр. Комментарии, как говорится, излишни.