Москва: Интеллектуальный прорыв
Еще год назад говорилось, что ИТС будет стоить Москве 20 млрд руб. Сегодня – в два раза меньше. Уже веселее. Чиновники комментируют: «Для Москвы это очень большие деньги. Но кроме «умных» светофоров, видеонаблюдение, детекторы контроля въезда-выезда, электронные табло, сеть парковок, пассажирский транспорт с навигацией и – внимание! – с 2013 года систему экстренного реагирования при авариях (так называемая ЭРА ГЛОНАСС).
Представьте себе этот парадиз. Повсюду развешены тысячи фото- и видеокамер. «Умные» светофоры регулируют движение с помощью детекторов и в нужное время перенаправляют потоки на менее загруженные дороги. Информационные щиты рассказывают о местах пробок, маршрутах объездов, движении правительственных кортежей и перекрытии дорог. Футуристическая картинка! Но делать шаги в этом направлении обещают начать в этом году: установят 150 комплексов фотофиксации (к 2013 году – 750) и почти на 20 участках дорог введут «адаптивное управление» светофорами – свет станет меняться в зависимости от загруженности перекрестков, которую определят датчики движения.
ИТС ВПОЛНЕ СПОСОБНА УЛУЧШИТЬ ТРАФИК В СТОЛИЦЕ, ЕСЛИ НЕ ОСТАНЕТСЯ ЛИШЬ КРАСИВЫМ ПРОЕКТОМ
Главной же частью системы к 2012 году будет Единый диспетчерский центр по управлению пассажирским транспортом. Центр станет обмениваться данными с диспетчерскими центрами ГИБДД, МЧС, Службы скорой помощи, и на основании всей информации через Интернет и ГЛОНАСС водителям как общественного, так и личного транспорта будут выдаваться рекомендации по движению.
Последнее особенно интересно. Небольшое устройство ЭРА ГЛОНАСС стоимостью около 3 тыс. руб. за скромную абонентскую плату (около 100 руб. в месяц) обеспечит взаимодействие автомобилиста с ИТС города. Можно будет получать данные о пробках, участках, где идет ремонт, местах на парковке и др. А в случае аварии устройство само передаст службам спасения информацию о месте происшествия и состоянии пострадавших. Сначала новинка появится на выпускаемых с 2013 года машинах отечественного производства и иностранных автомобилях, собираемых в России. Владельцы подержанных авто без проблем смогут сами приобрести и установить систему в любом сервисе.
Про ГЛОНАСС не знаю – не пробовали, в остальном затея верная. Воплотилась бы...
Мнение эксперта
Александр Комаров, руководитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД):
– Опыт крупных городов мира показывает: как только вводится в действие участок, туда сразу же устремляется поток машин. И снова затор! Не стоит надеяться, что Москва станет исключением из правила. Чтобы город окончательно не захлебнулся в потоках машин, и необходима интеллектуальная транспортная система, позволяющая управлять дорожным движением. Она должна заработать к концу 2013 года.