Москва: полное затмение
Итак, найдено 32 участка, которые можно в той или иной степени расширить. В некоторых местах появится по дополнительной полосе в каждую сторону, где-то будут созданы дублеры. В общей сложности построят около ста километров дорог, что сопоставимо с нынешней длиной МКАД. Первая будет проложена по району Строгино от Москвы-реки почти до Новорижского шоссе.
Расширять МКАД планируют еще и с помощью строительства съездов и выездов. Действительно, сейчас съезд-выезд здесь происходит, как правило, по одной полосе, еще половину полосы используют для перестроения. Почему же не сделать две полноценные полосы? Это не требует огромных затрат, а эффект вполне очевиден.
Речь идет также о поиске новых возможностей. Еще несколько лет назад, при Лужкове, были предложения убрать линии электропередачи под землю, а освободившееся место использовать для строительства или расширения дорог. Мэр Собянин эту мысль поддержал, и теперь нечто подобное планируется сделать рядом с Осташковским шоссе: скорее всего, там появится новый въезд в Москву с МКАДа.
По двум участкам в этом году будут проведены не только предпроектные, но и основные проектные работы. А в районе «Крокус-Сити» и здания правительства Московской области ситуация так напряжена, что в этом году там уже даже приступят к строительству.
Проблема МКАД – огромные торговые центры вдоль трассы. Поэтому некоторые проекты предусматривают, что дороги-дублеры МКАД будут проходить за моллами и иметь к ним ответвления.
Тем не менее, только за счет расширения дороги или увеличения ее протяженности транспортную проблему не решить. Собянин считает, что надо убирать за город транспортные перевалочные узлы и таможенные терминалы. Потому что грузы приходят по железной дороге, а затем вывозятся из Москвы на автомобилях. А еще мэрия подумывает о выделенной полосе на МКАД для общественного транспорта, который будет ходить через транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). В этом году планируется возвести 33.
Власти пытаются убедить москвичей, что транспортному потоку перестройка МКАД никак не помешает. Свежо предание… Даже ямочные ремонты по весне приводят город к коллапсу, что уж говорить о МКАД. Но зато потом наступит рай: дублеры частично заменят Четвертое транспортное кольцо и покроют около 80% протяженности МКАД. Пробки рассосутся.
Так сколько же?
О стоимости реконструкции не говорят, но оценить масштабы бедствия можно. По данным Всемирного банка, она обойдется в сотни млрд рублей. Наши называют меньшие суммы. В феврале в Минрегионразвития утвердили новые сметные нормативы. По ним строительство 1 км двухполосной автомагистрали категории IA с основанием из щебня (к ней относится МКАД) стоит 138 млн руб. Таким образом, расширение 109 км МКАД обойдется всего (!) в 15,042 млрд руб. Естественно, это без учета компенсаций за землю, подключения к инженерным сетям и стоимости подготовки территории под застройку.
Очевидно: в одиночку Москва с такими расходами не справится. Планируется, что в этом проекте примут участие и федеральные власти. По крайней мере, об этом говорится в Программе развития... Участвовать в финансировании одной из крупнейших строек столицы будут также правительство Подмосковья и владельцы объектов, расположенных вдоль МКАД.
Наша справка
МКАД – Московская кольцевая автомобильная дорога, проходящая изначально полностью (сейчас – преимущественно) по административной границе города.
В 1940 году специалисты института «Союздорпроект» завершили составление проектного задания на строительство МКАД, но начать его помешала война. В июле 1941 года Госкомитетом обороны было решено построить дорогу всего за один месяц по упрощенному проекту, предполагавшему строительство 30 км новых дорог и реконструкцию около 100 км старых. Построенная в авральном режиме дорога использовалась как рокадная – для переброски войск и техники и способствовала успешному контрнаступлению и разгрому фашистов под Москвой.
В 1950–1960-х годах дорога была реконструирована, первый обновленный участок длиной 48 км от Ярославского до Симферопольского шоссе был открыт для движения 22 ноября 1960 года. Всего на кольце было 7 мостов и 54 путепровода. Разделительного ограждения, освещения и безопасных пешеходных переходов не было. Дорога имела 33 двухуровневые развязки с шоссе, выходящими из Москвы. Первая трехуровневая развязка появилась в начале 1980-х гг. на пересечении с Симферопольским шоссе. Долгое время на МКАДе не было асфальта, был использован заливной бетон – москвичи даже звали кольцо бетонкой.
В 1990-х годах реконструирована повторно, так как ежегодно на МКАД стало погибать более двухсот человек, более тысячи получали увечья. МКАД в народе называли «дорогой смерти». Дорога была значительно расширена, построены новые развязки, улучшено освещение, создан разделительный барьер. Теперь на всем протяжении МКАД не имеет одноуровневых пересечений с другими транспортными путями, движение осуществляется по пяти полосам в каждом направлении. Пропускная способность (по состоянию на 2011 год) – 9 тыс. автомобилей в час, разрешенная скорость движения – 100 км/ч.
Мнение
– МКАД на сегодняшний день исчерпал себя по различным причинам: он со всех сторон зажат новыми стройками, жильем, торговыми центрами и стал, в сущности, внутригородской магистралью. Развязки, имеющиеся на МКАД, не соответствуют нынешним потребностям и интенсивности движения. Приблизительно 50 процентов всего потока на МКАД составляют грузовики и фуры...
Сергей Собянин, мэр Москвы
На мой взгляд...
– Даже неспециалисту понятно, что замедление скорости на МКАД происходит из-за неправильно организованных съездов-выездов. На радиальные дороги съезды очень узкие: в итоге получается, что поворачивают с МКАДа из трех, а то и из четырех рядов сразу. А пяти полос на кольце вполне достаточно, ведь неважно, сколько рядов будет стоять в пробке на съезд – пять или семь…
Елена Шитикова, редактор