Техосмотр: неосмотрительный вопрос
К теме техосмотра и президент, и премьер уже обращались. Но отчего-то все инициативы до сих пор тонули в бюрократической пучине. Очередную волну интереса к организации техосмотра вызвали огромные очереди и невозможность пройти ТО в течение одного дня. И вот президент предложил отменить обязательное прохождение технического осмотра либо исключить функцию диагностики транспортных средств из компетенции Министерства внутренних дел и проводить ее в заявительном порядке.
Автовладельцы устали стоять в очередях или изыскивать иные способы получения заветного талона. Большинство негласно голосуют за «ликвидацию». Уже поднимается лес рук, по всей стране голосующих за «ликвидацию»: «…Техосмотр давно пора просто отменить, в нем нет никакой необходимости. Где гарантии, что тормоза и фары не выйдут из строя сразу после того, как автовладелец выехал со станции прохождения инструментального контроля?»
Идею поддержали и автоэксперты, говоря о том, что полностью отменить техосмотр нужно для новых автомобилей – нести ответственность за то, чтобы автомобиль соответствовал техническим нормативам, должен завод-изготовитель. А вот за состояние автомобиля с пробегом должен отвечать сам владелец.
Есть и другой вариант: выдачу талона поручить автосервису, в котором автомобиль проходит сервисные и диагностические процедуры. И тому, кто проходит постоянное техобслуживание на сервисах, дать возможность получать этот талон по факту, бесплатно. Те же, кто привык ремонтировать автомобиль в гараже, смогут проходить техосмотр у частников (как у саморегулируемых организаций).
А столичные власти только-только собирались поднять цены на техосмотр (проект постановления о повышении цен на 35% с 1 июля был опубликован на сайте Департамента транспорта, сейчас стоимость техосмотра легкового автомобиля в Москве составляет 690 рублей), а тут такое дело…
И вдруг все увидели взятки, очереди с пяти утра, номерки на руках – кошмары, длящиеся уже два месяца... Мэра Москвы ситуация возмутила, и он уволил начальника ГУП «Московская городская служба технического контроля» Игоря Климакова (что не очень понятно – человек, в общем-то, за техническую часть отвечал, а не за организацию процесса). Собянин заявил (вопрос: почему только сейчас, а не полгода назад?), что Москве необходимы дополнительные пункты техосмотра, назвав имеющиеся точки «кормушкой для взяточников» (кстати, сейчас в Москве за талончик берут примерно 10 000 руб., и к этим цифрам подтягивается область).
Замглавы МВД РФ Виктор Кирьянов тут же поручил руководителю столичной ГИБДД Александру Ильину «держать на личном контроле вопросы техосмотра». Однако Ильин, новичок в Москве, пока только начал разбираться в ситуации с ТО. Столичное УГИБДД даже перевело некоторые подразделения на круглосуточный режим работы и семидневный график, но и это не помогает. Александр Владимирович рассказал, что в городе на техосмотр ежедневно приезжают 11,5 тысяч транспортных средств (только за последний год автопарк столицы увеличился на 240 тысяч и уже составляет 4 млн 91 тысячу транспортных средств). В Москве же всего 75 пунктов государственного техосмотра.
Кроме того, изменение в 2005 году сроков предоставления ТС на осмотр привело к росту количества транспорта, предоставляемого каждые три года. А еще то же постановление устанавливает периодичность при назначении следующего осмотра – 12, 24 и 36 месяцев, что заранее создает предпосылки к образованию очередей. Ильин в связи с этим предложил пока внести изменения в Положение о проведении гостехосмотра, наделив ГИБДД правом самостоятельно устанавливать месяц предоставления транспорта на проверку. Сколько еще будет решаться вопрос с ГТО – неизвестно, в Москве же обещают на днях ввести в эксплуатацию еще 10 дополнительных пунктов ТО.
По новому закону:
• оказанием услуг по ТО будут заниматься дилерские центры, а также специальные центры технического осмотра;
• над организациями, проводящими ТО, будет вестись контроль, правила аккредитации будут устанавливать уполномоченный орган, определенный Правительством РФ;
• перечень документов, которые предъявляются при прохождении ТО, значительно сократится – кроме документов, удостоверяющих личность, и документов на машину, автовладельцам ничего не потребуется;
• сроки прохождения ТО пересмотрят: новые машины получат право не проходить ТО три года, машины до 7 лет будут проходить техосмотр один раз в два года, машины свыше 7 лет – каждый год;
• максимальная плата за проведение ТО будет устанавливаться на федеральном уровне, понижающие коэффициенты – на региональном. Контролировать выдачу талонов техосмотра, определять порядок их выдачи будет Правительство РФ, появится единая база данных о владельце автомобиля, о том, кто и как проводил ТО, о номере выданного документа.
Во Владивостоке запись идет уже на две недели вперед, к тому же там своя беда – свет фар, направление которого на японских машинах не соответствует новому техническому регламенту. Отсюда очередные задержки, исправления и – на новый круг… С другой стороны, можно не париться и решить вопрос за 6–7 тысяч «неофициально», а за 3,5 тысячи вполне законно – в коммерческом пункте ТО. В Питере полно официальных коммерческих станций техосмотра. Честное прохождение – около 1000 рублей и полчаса времени. Не очень честное – от 2500 и 15 минут. Вообще без заездов – от 5000. А на государственном можно за свои кровные еще и от ворот поворот получить. В Саратове совсем хорошо: мало того, что очереди, так еще «талонов не завезли». «В скором времени новые талоны прибудут из Перми – с фабрики Гос знака», – заверяют полицейские. В интернете на одно сообщение о продаже талона ТО сразу откликается десяток.
Мнение эксперта
Глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев:
– Если законопроект будет принят Госдумой во втором и третьем чтениях до конца мая, то уже в июне его сможет подписать президент. Документ вступит в силу через 180 дней – 1 января 2012 года. После этого автомобилисты смогут пройти техосмотр не только в официальных пунктах ГТО, но и в частных компаниях – у автодилеров. Это позволит существенно уменьшить очереди.
Мнение эксперта
Зам. начальника отдела пропаганды БДД УГИБДД ГУВД по Московской области Юрий Безруков:
– Техосмотр в той или иной форме должен существовать обязательно. Но если в Москве и ближайшем Подмосковье есть все необходимые стенды для проверки, то в 200 км от Москвы их уже нет, и тогда тех осмотр превращается в формальность. А наличие системы официального ТО может создавать иллюзию, что этим гарантируется безопасность. Вот в чем беда. Но ведь кроме самого автомобиля безопасность зависит от водителей. И наличие талона, даже полученного законным путем, еще ничего не значит.
Мнение эксперта
– Между прочим, передача техосмотра из функций МВД коммерческим организациям предусмотрена вступившим в силу Законом о полиции, который с 1 января 2012 года просто исключает проведение ТО из компетенции полицейских. Но сегодня этого уже мало. Нужно в принципе пересматривать систему взаимоотношений автовладелец – сервис – страховщик. И отношения эти должны быть ответственными со всех сторон и абсолютно рыночными. А между тем, по новому закону, контролирующие функции остаются у государства.
Елена Шитикова, редактор