Первый – пошел!
Результаты конкурса стали не только триумфом известной мастерской, но и рентгеновской пленкой, выявившей болезни роста русского кастомайзинга, еще недостаточно осмысленного, но уже беспощадного.
Одно из самых ярких мероприятий МОТО ПАРКа стало делом рук сотрудников журнала «Мото» и наших партнеров – компании Enjoy Moto и организаторов Московского Tuning&Custom Show. 2 апреля состоялось вручение первого Трофея «Мото» по кастомайзингу. Из полутора десятка соискателей, приславших свои заявки, на победу претендовали минимум три мотоцикла. И в отношении каждого шли жесткие споры членов международного жюри во главе с Нейлом Брэйбором из AMD – компании, проводящей чемпионат мира по кастомайзингу.
Как и заведено в кастомшоу (а Трофей разыгрывался в рамках 5-го Московского Tuning&Custom Show), работы судили по принятым в кастомайзинге критериям: оригинальность замысла, тщательность исполнения, продуманность конструкции, проработка деталей и т.д. А принципиальное отличие Трофея заключалось в трех моментах: бюджет постройки не более 5000 евро, полная работоспособность номинанта и его приспособленность для эксплуатации на дорогах. Последнее подразумевало, скажем, обязательное наличие переднего тормоза, а в случае «сухой» задней подвески – подрессоренность седла.
И если с соответствием конструкции аппаратов положениям конкурса оказалось все в порядке (да и со сметой, как ни странно, тоже), обидные проблемы с «боеготовностью» мотоцикла оставили вне зачета, пожалуй, самого интересного из претендентов – компрессорный боббер работы Фитиля.
Тем не менее список на главный и единственный приз – поездку на двоих в США на финал мирового кастомшоу (это не считая кубка журнала «Мото» – стилизованного автогена авторской работы) – все равно оставался впечатляющим. Но – количественно; в качественном отношении было видно, что руки у наших кастомайзеров растут откуда надо: технологиями металлообработки, гальваники и покраски они овладели в совершенстве, да и собирать умеют профессионально. А вот с инженерно-технической и дизайнерской культурой, а главное – нестандартным мышлением, в общей массе не столь хорошо.
Возьмем два основных момента: общий замысел и выбор силового агрегата. По сей день нередки монструозные аппараты, приводимые в движение чахленьким «оппозито-руссо» или немногим более могучим движком от «Запора». Хотя логично делать наоборот; тот же «оппозит» наивыгоднейшим образом сочетается с ажурным шасси, а на трехметровых «крокодилах» уместны столь же левиафанских габаритов движки. Но нет – по-прежнему наши мастера смотрят в сторону ирбитско-киевских железок или харлеевских агрегатов. Хотя в мире немало как минимум столь же эффектных и при этом вполне себе доступных моторов японского и европейского происхождения, в том числе немотоциклетных.
Но самая большая проблема – это было заметно на российских кастомшоу и ранее, розыгрыш Трофея только высветил ее ярче обычного – недостаток свежих идей. Исключения есть, но их не хватает для того, чтобы стать тенденцией. Согласен, и на Западе процентное соотношение действительно интересных мотоциклов, серой массы и откровенного шрота примерно то же. Но, товарищи, вам выигрывать кубки и трофеи (на худой конец выкатывать нечто, чтоб действительно себя показать, поглядывая «на людей» снисходительно) – или потратить месяцы труда, чтобы служить массовкой для первых? Про третьих, сознательно рубящих «кал-хоз», не буду: это натура уходящая.
Перепрыгнем ли мы этот окоп в следующий раз? Я – уверен. А скептики переубедятся в апреле–2012, когда будем разыгрывать теперь уже традиционный Трофей «Мото». Времени у участников на обдумывание планов, поиск «доноров» и постройку шедевров намного больше, чем было сейчас. Уточненный регламент Трофея на следующий год мы намерены опубликовать в одном из ближайших номеров журнала, пока же можем пообещать минимальные изменения – и намного более жесткое судейство на предмет соответствия базовым критериям.
До встречи на подиуме!
Розыгрыш Трофея «Мото» проходил в рамках российского этапа чемпионата мира по кастомайзингу. То ли смеяться, то ли плакать, но там проблема выбора лучшего стояла в схожей плоскости: у многих превосходное качество работы и неплохое чувство стиля, но унылый мэйнстрим по части общей идеи! В результате приз Best of Show (и тоже поездку на двоих в Стуржис – но вместе с мотоциклом и в качестве участников, а не гостей) получил Фитиль за… незаконченный мотоцикл. Просто потому что это был единственный аппарат, построенный вокруг Идеи, к тому же весьма актуальной (дизельпанк набирает популярность с сокрушающей силой, а товарищ Фетисов придумал ну совсем альтер-фантастический мотоцикл). А потрясающий филигранностью отделки, гармоничностью композиции, плавностью обводов и ювелирной гравировкой по фрезерованной вилке и другим деталям мотоцикл Торыча заслужил всего лишь 3-е место.
Анатолий Сухов, главный редактор «Мото»: Мысль о том, что за деньги можно все, витает над Россией уже не год и не два. К счастью, это не так. К счастью – потому что «денежная философия» зачастую сужает сознание до толщины купюры, развивая комбинаторное мышление в ущерб творческому. К сожалению, обратная аксиома неверна – среди художников куда больше нищих, чем среди нищих – художников.
Трофей «Мото» задумывался именно как конкурс Идей, не лакированных большими бюджетами. Отчасти его формулировку подсказали сами читатели, которые присылают в нашу рубрику «Самопал» все более оригинальные и порой очень даже «вкусные» проекты с весьма скромными затратами. В прошлом году, когда мы только объявили о начале конкурса, одни говорили, что достойных претендентов не наберется и полдюжины и выбирать будет не из чего, другие оппонировали с оптимизмом и иронией: дескать, ждите – приедут сотни ИЖей и «Уралов», собранных из швейных машинок и пылесосов. И только накануне (как всегда, половина участников свои кастомы красят в последнюю ночь, а фару привинчивают уже по дороге) стало ясно, что дебют удался – и по количеству, и по качеству. Надеюсь, в следующем году Трофей «Мото» соберет на подиуме главного российского кастомшоу еще больше талантов. И пусть победит Идея!