Один честный нефтеперегонный завод на всю Россию
Кто виноват?
В Минэнерго прошло совещание по текущей ситуации на розничном рынке горюче-смазочных материалов России. «В ряде регионов кризис сохраняется, главным образом там, где не присутствуют вертикально интегрированные компании (ВИНКи)», – признал замминистра Сергей Кудряшов.
Ответственность за дефицит бензина и дизельного топлива чиновники возложили на владельцев НПЗ и частных операторов, которые не смогли перестроиться под новые условия рынка. По словам руководителя центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса Виктора Зырянова, в условиях недостачи независимые АЗС не смогли наладить прямые контакты с производителями топлива, а также вовремя выйти на торговую биржу.
В числе негативно сработавших факторов - прекращение производства бензинов, не соответствующих экологическому классу Euro 3 и резко выросший экспорт топлива (на 20 процентов, по сравнению с прошлым годом).
Ранее правительство уже задействовало временные рычаги, чтобы насытить рынок нефтепродуктами. Появились заградительные пошлины на экспорт, ВИНКам было поручено увеличить поставки в «голодающие» районы. Переход на экологический класс Euro 3 отодвигается еще на два года вперед.
Один за всех
В качестве панацеи чиновники Минэнерго и Минэкономразвития предлагают открыть первый независимый НПЗ. Завод купят у одного из игроков рынка и обеспечат его продукцией частных операторов, что, по замыслу чиновников, улучшит конкуренцию.
По мнению директора по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павла Строкова, наиболее вероятным претендентом на роль независимого НПЗ является один из активов АФК «Система» – оренбургский завод Орскнефтеоргсинтез. Предприятие в состоянии переработать до 6,6 миллиона тонн нефти в год.
Однако Строков убежден, что кардинального решения проблем для частных операторов это не принесет. «Давайте ответим на вопрос, кто будет загружать нефтью этот завод? Если, как утверждается, он будет в собственности госконцерна «Роснефтегаз», то соответственно поставлять нефть будет принадлежащая ему компания «Роснефть».
По существу, у «Роснефти» появится еще один актив, заинтересованный в коммерческой прибыли. Тогда почему он должен торговать по сниженным ценам, и что мешало «Роснефти» делать ту же работу для независимых операторов до кризиса?
Независимый нефтеперегонный завод должен быть построен, а не приобретен, убежден ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. «Покупка уже существующего НПЗ не решит проблемы дефицита. Таким образом, власти не увеличивают объемы переработки, а лишь пытаются разломать цепочку, при которой возникает неадекватная цена», – отмечает собеседник.
По мнению Абзалова, несмотря на то, что НПЗ будет в собственности госконцерна, контроль над ним должен находиться в руках частников. Это могут быть мэйджоры (не более 10 процентов на каждого) - при условии, что никто не сможет единолично управлять заводом, либо Ассоциация независимых производителей нефти, либо местные независимые операторы рынка.
Акцизы должны снизиться
Для того, чтобы кризис не повторился, одного только «честного НПЗ» мало, согласились эксперты. Необходимы рыночные механизмы, при которых производство недорогого топлива будет стимулировать государство. «Такими рычагами могут быть и высокие экспортные пошлины и скидки по налогам при больших логистических затратах компаний», – разъясняет Строков.
В ближайшей перспективе должна увеличиться эффективность самих НПЗ. Для сравнения: в России, в зависимости от завода, глубина переработки нефти колеблется от 50 до 73 процентов, в США и Японии этот показатель составляет 100 процентов.
Но в итоге ценник на заправке все равно будет зависеть от того, сможет ли правительство демонополизировать нефтепереработку и оптовую реализацию в целом по стране. Если этого не произойдет, то на одном независимом НПЗ Россия из топливного кризиса не выберется.