УАЗ: гарантия - три года
За недолгую пока жизнь на конвейере «Патриот», похоже, старательно учили родину любить. А заодно любить нас с вами, его покупателей. Наука давалась тяжело. Многие из тех, кто купил машину лет пять назад, не раз посыпали голову пеплом, проклиная собственную доверчивость, – те «патриоты» сыпались и ржавели, буквально не сходя с места. Получалось, прежде чем «сел-поехал» – взял ключи и «упал-отжался».
Тем не менее, время идет и понемногу лечит. Не всех, конечно, – те, кто обжегся на «уазике» с «человеческим» лицом, вряд ли видят его своей следующей машиной: уж очень яркими были впечатления. Но во взрослую жизнь вступает поколение «неохваченных» – на них при эффективной рекламной кампании вполне можно рассчитывать.
Для вновь прибывших и к своему семидесятилетию завод приготовил ценный подарок: с января 2011 года гарантийный срок для «патриотов» и «пикапов» увеличили до трех лет, а пробег – до 100 000 километров!
Изготовитель утверждает, что с 2007 года, благодаря комплексу мер, направленных на повышение контроля качества на каждом этапе производства, количество рекламаций на семейство «Патриот» удалось снизить в два раза.
Возможные дефекты, которыми в ту пору славились автомобили, теперь тщательно отлавливаются на линии тестирования, включающей в себя статическую и динамическую приемку. Первая оснащена стендами для проверки тормозной системы, углов установки колес, регулировки света фар и дождевой камерой.
Динамическая – стенд с беговыми барабанами, на которых автомобиль в разных режимах пробегает первые пять километров. Барабаны, замечу, вполне обычные, в меру шершавые, поэтому как происходит «проверка автомобиля в движении с имитацией дорог с разным покрытием», для меня осталось загадкой.
Но прежде, чем один раз отрезать – назвать машину готовой продукцией, семь раз отмерят – именно столько постов контроля качества она проходит на ключевых участках производства. Сборка «Патриота» – это без малого 11 000 операций, и для каждой разработана карта стандартизированной работы. В ней четко прописана последовательность действий работника, перечислены правильные материалы и инструмент. Забивать болты молотком, разумеется, не предусмотрено.
Есть и японские ноу-хау – постоянное совершенствование производственных процессов с помощью систем «Покайоке» (защищает от ошибок) и «Андон» (стоп-кран для конвейера, если работник заметит какой-нибудь дефект). Все, как на Toyota, куда, собственно, и уходят корни этой системы качества. Даст бог, приживется она в Среднем Поволжье.
С января же 2011 года заработал участок антикоррозионной обработки шасси – раму, рессоры, мосты и все, что попадает под факел ручного пистолета, нежно опыляют битумно-восковой мастикой. Процесс занимает от силы пару минут. На первое время, пока машина не попала к потребителю, этого, видимо, достаточно. Что же, антикор-лайт лучше, чем вовсе никакого, однако катафорезное грунтование было бы куда полезней. Только его, к сожалению, пока не предвидится.
Экскурсия по заводу не дала полного представления о том, насколько все эти нововведения подняли качество автомобилей. Даже если к сборке претензий не будет (на первый взгляд, чистенькие, сверкающие свежей краской машины выглядят отлично), куда интересней, как складывается их жизнь на свободе.
Трехлетняя гарантия – серьезная самооценка производителя и рекламный посыл покупателю, но означает ли она непогрешимость первого или только три года бесплатного ремонта для второго? Гарантия, заметим, пусть условное, но все же лишение свободы: обслуживать машину следует только у авторизованного дилера, обязательно использовать оригинальные запчасти и материалы и т. д. (Кстати, мне не встречались до сих пор производители, готовые по первому требованию устранять даже очевидные свои недочеты. Куда более типично – постараться найти соринку в глазу покупателя!) Пока сам не поездишь, не узнаешь. Но где взять исчерпывающую информацию?
Звоню официальному дилеру («Торгмаш»), излагаю суть вопроса. Обещают помочь: рассказать все, как есть, и даже показать несколько гарантийных машин. Но не сложилось – к моему приезду дилер уточнил, видимо, собственное мнение у руководства и наотрез отказался что-либо обсуждать. Бизнес есть бизнес, и раскрывать его секреты никто не обязан. И все же: как обстоят дела с качеством товарных машин? В век интернета делать из этого секрет просто смешно.
Пусть даже Всемирная Сеть – это большой забор, не все надписи на котором содержательны, однако общее впечатление о проблеме составить можно. Так вот, отрицательных отзывов о машинах последних месяцев выпуска стало намного меньше, существенно сократился список неисправностей, вылезших на первых тысячах километров. И по-прежнему «Патриоту» многое готовы простить из-за главного достоинства – относительно невысокой цены.