Программа утилизации: cтарье берем – поспешите!
История без конца
О необходимости некой государственной программы, которая предоставляла бы серьезную скидку при покупке нового автомобиля взамен сданного в металлолом старья, заговорили чиновники Минприроды еще в начале 2009 года. Тогда дальше благих намерений дело не пошло. Однако в мире да и в стране разбушевался экономический кризис. Меры пришлось принимать чрезвычайные – глава правительства В. Путин распорядился запустить программу утилизации (назовем ее для краткости ПУ) аж в праздничный день, 8 марта 2010 года.
На нее было выделено 11 млрд. рублей. Эффект оживления рынка сказался уже в апреле, а к августу прошлого года выделенные деньги подошли к концу – досрочно (планировалось, что их хватит до конца года). Тогда премьер-министр подписал еще одно постановление – о выделении 10 млрд. рублей на второй этап программы. В конце года стало понятно: рынок ожил. По итогам 2010-го было продано свыше 1,7 млн. новых легковых автомобилей.
Но, видимо, правительство решило подстраховаться и вновь продлило действие ПУ, добавив на нее очередные 5 млрд. рублей. Тут уже и высокие чиновники успокоились: объявили, что дальше рынок будет развиваться самостоятельно. «Плавный выход из мер господдержки российского авторынка – главный вызов, на который нам придется ответить в этом году», – говорил в начале февраля глава департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов.
Но в марте премьер-министр В. Путин неожиданно заявил, что считает возможным продлить действие программы до конца нынешнего года – и распорядился добавить на нее еще 5 млрд. рублей. Говорят, к такому решению его подтолкнул глава Республики Удмуртия А. Волков, сумев доказать, что оно поможет стать на ноги заводу «ИжАвто». Так это или нет, уже не важно. Главное – ПУ, на которую государство ассигновало свыше 30 млрд. рублей, реально помогла выжить в трудное время нашим производителям и поспособствовала восстановлению российского авторынка.
Кто выиграл
Сегодня в списке автомобилей отечественной сборки, доступных в рамках ПУ, почти сотня моделей двадцати марок. Понятно, основной спрос пришелся на «лады» – 60% всех проданных по этой программе машин. АВТОВАЗ стал, как сейчас модно выражаться, ее главным бенефициаром, то есть выгодоприобретателем. Очень показательны данные за прошлый год.
У АВТОВАЗа продажи на внутреннем рынке выросли почти на 48% (до 517 147 машин); в обмен на старье завод поставил 221 584 автомобиля (44% общего числа). А «классика» (ВАЗ-2105/2107), которую собирались снять с производства еще в 2009 году, по итогам 2010-го оказалась самой популярной в стране: ее продажи выросли в два с лишним раза – до 136 тыс. машин. Заметно поднялись и другие традиционные производители. «Группа ГАЗ» сообщает, что в 2010 году по программе реализовано 4110 легких коммерческих автомобилей (6,7% всех продаж) и 2601 машина модели «Сайбер» (каждая вторая!). Всего же ГАЗ за год продал 8064 «программных» автомобиля. «Соллерс» за год действия ПУ продал 10 тыс. автомобилей дополнительно (11% всех продаж). Больше других выиграл УАЗ: плюс 5,5 тыс. вседорожников.
Кстати, сегодня еще одним крупнейшим бенефициаром ПУ стал упомянутый выше «ИжАвто». За первый квартал этого года в Ижевске собрали 6,1 тыс. автомобилей ВАЗ-2104, -2107 и фургонов Иж-27175; львиная доля этих машин нашла своих покупателей именно благодаря ПУ.
Cреди иностранных компаний лидер по объему «программных продаж» – компания Renault: c момента запуска ПУ по 8 марта 2011 года на ее долю пришлось 35 938 сертификатов. С ними Renault в общей статистике программы занимает около 6%. У остальных «иностранцев» доля новых машин, купленных по ПУ, не превышает в лучшем случае 2%.
Всего же за год обладателями новых автомобилей взамен сданного старья стали полмиллиона россиян. И это, конечно, главное достижение. А еще на наших дорогах (во дворах, на обочинах дорог) убавилось полмиллиона древних колымаг.
Что дальше?
Программа в нынешнем ее виде будет работать, видимо, до конца 2011 года – во всяком случае, пока не закончатся выделенные правительством 100 тыс. сертификатов на 5 млрд. рублей. Еще порядка 40 тыс. сертификатов оказались по разным причинам испорченными или невостребованными; найдутся, без сомнения, владельцы и для них. Заместитель главы Минпромторга Андрей Дементьев уверен, что «авторынок России уже давно возобновил свой рост после кризиса» и «м ы не получим того отката, который получили наши коллеги в Германии и ряде евростран».
Вообще же, Россия дольше других нянчится со своими автопроизводителями: в других странах подобное стимулирование спроса действовало недолго и уже повсеместно прекратилось. К примеру, в США акция Cash for Clunkers продлилась всего два месяца (июль-август 2009 года). Правда, потратили на нее больше, чем у нас, – почти 3 млрд. долларов. В Германии за год действия подобной программы расходы госбюджета составили 1,5 млрд. евро. Последним действие своей ПУ прекратил Китай – в декабре прошлого года; в Европе они завершились в конце 2009-го – начале 2010 года.
А теперь – автобус!
Но в России утилизацию автохлама намерены продолжить. Теперь возьмутся за грузовой транспорт и автобусы. Для этого Минпромторг запросил у правительства по 3,5 млрд. рублей ежегодно в течение «трехлетки» обновления автобусного парка и еще 7,4 млрд. на утилизацию грузовиков. По предварительным данным, получить сертификат смогут владельцы машин старше 15 лет; за каждый грузовик дадут от 100 тыс. до 270 тыс. рублей в виде скидки на приобретение нового.
В какой-то форме, возможно, продлится и ПУ для легковушек. Как рассказал А. Рахманов, директор «автомобильного» департамента Минпромторга, его ведомство подготовило концепцию новой программы, Она, по его словам, обеспечит 8-процентное обновление парка автомобилей ежегодно. Правда, бремя оплаты самого процесса утилизации, по-видимому, переложат на плечи последнего владельца машины (он и сейчас «отстегивает» на это 3 тыс. рублей из 50-тысячного бонуса). Но, может, новая программа даст толчок для создания реальных производственных мощностей по утилизации автохлама – увы, в рамках нынешнего эксперимента дальше создания простейших мастерских для разделения рухляди дело не пошло. А давно пора…