Opel Insignia, Honda Accord, Volkswagen Passat: Восток – запад
Весеннее утреннее солнце слепит, отражаясь в хромированных деталях впереди идущего автомобиля – мы едем на запад. Впереди дизельный «Опель-Инсигния», следом обновленная «Хонда-Аккорд», а на берегах Балтики нас ждет свежий «Пассат» – популярный седан «Фольксвагена» уже в седьмом поколении.
Очередная канава федеральной трассы «Балтия» навела на мысль: а ведь водители многих стран, что западнее России, никогда не смогут оценить некоторых свойств своих автомобилей. Пока не поедут в обратном направлении – на восток.
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ
Как ни хороша и привычна машина, на которой ежедневно колесишь по городу, сборы в дальнюю поездку всегда открывают в автомобиле нечто новое.
Сиденье «Опеля» очень жесткое и в то же время бесформенное. В городе это не особенно досаждает, а на шоссе лучше до минимума сократить поясничный подпор. Но полностью комфортным опелевское кресло все равно не стало: временами каждый из экспертов ерзал в попытке чуть изменить позу.
В «Хонде-Аккорд» удобнее: посадку менять не хотелось всю дорогу. Хотя подушку не мешало бы сделать подлиннее.
Фольксвагеновское сиденье просто и удивительно впору всем экспертам вне зависимости от комплекции. Примерно так же оценят задний диван те, кому случится путешествовать в «Пассате». Даже за нашим двухметровым фотографом места хватает во всех измерениях, входишь и выходишь с ловкостью атлета и достоинством бизнесмена.
«Хонда» разочарует задних пассажиров. По крайней мере тех, кто миновал юношеский возраст. Узкая дверь бестолково нависает над аркой, нога взрослого едва протискивается между диваном и передним креслом, пока задом вытираешь пыль с той самой арки.
Уселись? В потолок не уперлись? Если нет, ваш рост не больше 180 см.
В «Опеле» же все ожидаемо нормально.
НАЖАТИЕМ И ПОВОРОТОМ
Пока толкаешься в городских пробках, пользоваться кнопками и всякими переключателями даже малознакомого автомобиля не только несложно, но порой даже интересно. Однако дальняя дорога и в этой дисциплине выдвигает особые требования. Проехав на «Опеле» без малого 3000 км, мы так и не научились нажимать кнопки безошибочно. Вроде бы все рядом, а ощущение хаотичности сохранилось. Очевидные минусы: нечеткий центральный переключатель света, на который все время косишь глазами, неудобное на высоких скоростях кольцо, выполняющее функции кнопки Enter, неуклюжая крутилка бортового компьютера посередине включателя поворотников. Приятно, что навигация «Инсигнии» знает не только Россию, но и много других стран, включая Латвию. Правда, нормально ориентируется лишь на основных дорогах.
Навигация «Хонды», к слову, считает, что мир кончается на погранпереходе «Бурачки». Остальными кнопочками и рычажками управлять удобно и приятно – выглядят нарядно.
Кстати, нынешний «Пассат» сделал заметный шаг вперед в интерьере. Очевидно, немецкие дизайнеры учли критику академично-невыразительного внутреннего убранства прежней модели. Легкими штрихами – небольшими стрелочными часами, яркими хромированными окантовками, иными мелочами – стилистам удалось раскрасить салон не в ущерб железной эргономической логике. Как сказал коллега, ощущения на кончиках пальцев. «Пассат» у нас, правда, попроще, нежели конкуренты, – без навигации и некоторых иных наворотов. Но сомнений, что и дополнительные кнопки расположили бы по уму, не возникает.
КОМПЛЕКСНЫЙ ЗАБЕГ
В городе «Опель» показался жестким. Он нервно подергивался на каждой, даже мизерной кочке… и совершенно преобразился с ростом скорости. Машина плавно стелется над дорогой, гасит не только мелкие, но и достаточно глубокие неровности. Не боится «Инсигния» и волн, сносно стоит и даже меняет траекторию, попадая в асфальтовые рельсы. Хорошо! А ведь те, кто ездит на «инсигниях» там, «в европах», об этих достоинствах даже не узнают. Правда, я их жалею!
«Хонда» чуть острее «Опеля» реагирует на руление. Здорово держит дорогу, покуда она хотя бы относительно ровная. Мелкие канавки подвеска скрадывает неплохо, но крупные частенько пропускает. Да и на волнах возможностей короткоходной подвески порой не хватает. Машина подпрыгивает, при приземлении чуть не чиркая хвостом об асфальт (или нечто похожее на асфальт). Острый руль отзывается нервным поведением в колеях. Если же они «проложены» на участках, где нужно идти на обгон, тогда для удержания автомобиля в рамках требуются навыки раллиста.
Чтобы протестировать «Пассат», пришлось изрядно поколесить по провинциальным латвийским дорожкам в поисках подобных нашим федеральным. Нашли с трудом. Не идеально, конечно, – выбоин, канав и колейности недостаточно, но чем-то похоже. Мелкие неровности подвеска сглатывает удачно, а вот волн автомобиль не любит: повторяет профиль дороги, пусть и не так достоверно, как «Хонда», но все же чересчур старательно. «Опелю» в этой номинации «Фольксваген» проигрывает.
За шумность же оценку «Инсигнии» снизили лишь потому, что мотор уж больно грозно бурчит на холостых и рычит при разгоне. На высоких скоростях «Опель» шумом не докучает, как и его конкуренты.
Не только в городе, но и на шоссе динамики хватает и 200 сильной «Хонде», и 160 сильному «Опелю» и даже 140 сильному «Фольксвагену». В наших руках оказался довольно странный с российской точки зрения «Пассат»: небогатый салон, не самый мощный дизель и ручная шестиступенчатая коробка. В Западной Европе подобные машины пользуются хорошим спросом, у нас такую модификацию продавать (по крайней мере пока) не будут. Поэтому в первую очередь обращали внимание на свойства, с мотором не связанные. И все же несколько слов о силовом агрегате скажем: двигатель тяговит, передачи подобраны грамотно, хотя четкость переключений (особенно заднего хода) могла быть и повыше.
К тормозам автомобилей претензий почти нет. Впрочем, у «Фольксвагена» информативность педали хоть на микрон, а выше. С первого нажатия складывается впечатление: всю предыдущую жизнь ездил именно на этой машине.
В реальных условиях «Опель» даже при очень быстрых обгонах практически не отстает от шустрой «Хонды». «Инсигния» лишь на мгновение дольше реагирует на нажатие педали газа в пол. А в более спокойных режимах машины роднят практически незаметные, близкие к эталонным переключения.
У «Пассата» механическая коробка в машине такого класса для нас выглядит инородно.
А вот дизель ведет себя отменно. Хотя он, казалось бы, совсем не мощный для машины снаряженной массой более 1500 кг. Комплексов у наших водителей, попеременно тестирующих «фольц» в городе и на шоссе, не возникало. Если не подхлестывать авто, передачи можно вообще менять через одну: мотор тянет уже примерно с 1700 об/мин.
За всю поездку «Инсигния» при довольно высокой средней скорости расходовала, по данным бортового компьютера, в среднем 6,8 л/100 км, бензиновая «Хонда» – около 8 л, ну а «Пассат» на дорогах Латвии, где средняя вышла под 90 км/ч, укладывался в 5 л/100 км.
ПОВОРОТНЫЕ МОМЕНТЫ
Управляемость машин оценивали на трассе спорткомплекса «333», что всего в получасе езды от Риги.
«Опель-Инсигния» отличает некая недосказанность. Взять хотя бы резкий, явно перегруженный искусственным стабилизирующим усилием руль. Или подвески – довольно кренистые, ориентированные явно на не очень хорошие дороги: в настройках минимум спортивности, зато с запасом способности противостоять ямам и колдобинам. На ровной дороге «Опелю» далеко не всегда хватает целостности, собранности поведения. Не отключаемая полностью электроника скорее во благо, потому что иногда «Инсигния» норовит слишком активно вильнуть кормой. Зато на обычном шоссе автомобиль удобен, неутомителен. На фоне соперников ему и здесь немного не хватает собранности, выразительности реакций, но в остальном «Инсигния» выглядит вполне надежной и сбалансированной.
«Хонда-Аккорд» особенно хороша на ровном, гладком асфальте. К четким, сбалансированным откликам на руление, уже знакомым по езде на обычных дорогах, добавляется азарт. Невзирая на массу и размеры автомобиля, быстро забываешь про его бизнес-предназначение. Теперь водитель один на один со скоростью, немалыми перегрузками и точным, понятным рулевым управлением. В иных виражах чувствуется избыток желания по-переднеприводному вывалиться наружу намеченной траектории. Но это воспринимаешь скорее как особенность поведения, а не как досадный недостаток.
«Фольксваген-Пассат» привлекает правильными усилиями на руле и эталонными реакциями. В обычной жизни он покажется даже собраннее и точнее «Хонды». Однако спокойствие и невозмутимость, равно как и отсутствие водительского азарта, – факторы, мешающие «Фольксвагену» первенствовать на гоночной трассе. Он старательно, будто по заданной линии, проходит сложные виражи, временами даже срываясь в контролируемые электроникой скольжения. Но все это словно по необходимости, без желания заставить душу водителя запеть.
ЛУДЗУ – ПОЖАЛУЙСТА, ПАЛДИЕС – СПАСИБО
Небо, море, песок некогда престижных в СССР прибалтийских курортов с тех пор не изменились, а инфраструктура стала гораздо лучше.
Доехать в Латвию от Москвы на автомобиле проще всего по трассе М9 «Балтия» – до Риги чуть больше 900 км. Покрытие нестабильно: от вполне приличного в Московской и Псковской областях до откровенно безобразного, особенно на удалении 300–350 км от столицы. Но главная проблема – непредсказуемая граница. На формальности обычно уходит час-полтора, но бывает, что стоят по восемь-девять часов. Обусловлено это в основном количеством легковых «бензовозов». Жители приграничных районов Латвии перевозят в баках (не всегда штатных, судя по длительности заполнения и ухищрениям вроде поддомкрачивания автомобиля при заправке) дешевый российский бензин. Заодно – сигареты и некоторую снедь. Вне очереди с обеих сторон безоговорочно пропускают путешественников с детьми.
Европейцы с интересом, но, показалось, и с некоторым недоверием выслушивали наши впечатления об автомобилях. Похоже, их создатели о некоторых актуальных для нас особенностях и не задумывались. А нам приходится. Условия специфические: часами сидим в пробках, ездим по нагретой солнцем пыли и вязким сугробам, преодолеваем огромные расстояния, где на сотни верст шиномонтажа не встретить. Да и дороги у нас своеобразные, как та – между Востоком и Западом, по который мы ездили в Прибалтику за «Пассатом».