«За рулем» и Минтранс достали со дна Ладоги легендарную полуторку
Автомобили обнаружили в 17 километрах от берега, подняли и отбуксировали к Осиновецкому маяку. Первой из вод озера вынырнула полуторка ГАЗ-АА, пролежавшая в воде почти 70 лет. Кабина и капот за это время сгнили без остатка. Сохранились лишь рама, двигатель, трансмиссия и части кузова. В заднем фонаре автомобиля остались лампочки, причем они выглядят почти нетронутыми, и даже нити накаливания целы. Сохранился и аккумулятор, в котором нашли электролит, а на его крышке ясно видна дата изготовления – 1940 год. Отлично читаются и надписи на покрышках, а в одной из них даже есть давление.
Машину, скорее всего, восстанавливать не будут – в нынешнем полуразрушенном виде она ценнее для потомков. Ее лишь законсервируют, чтобы процесс разрушения не пошел дальше. Местом вечной стоянки полуторки станет музей «Дороги Жизни» в Осиновце, в коллекции которого уже имеются фрагменты других машин, поднятых со дна несколькими годами ранее.
Подняли со дна Ладоги и часть рамы ЗИС-5 с задним мостом и колесами. Больше от машины ничего не осталось – видимо, ее разметало прямым попаданием снаряда или авиабомбы. И таких грузовиков, ушедших на дно целыми или почти полностью уничтоженных противником во время обстрелов и авианалетов, на дне еще много. Водолазы, принимавшие участие в операции, знают точное местонахождение еще почти двух десятков машин. Видели под водой тракторы, баржи, самолеты, танки.
Есть данные, что за две зимы на «Дороге Жизни» только грузовиков потеряли около1100. Работы по их подъему еще впереди. Ведь мы чтим и помним...