Путешествие в Прибалтику: Сквозь времена
ПОГРАНИЧНЫЕ ЗАБАВЫ
На этот раз мы разделили путь на два этапа, заночевав в Пскове. До него не так далеко, но дорога – это что-то… В Тверской области в районе Нелидова загадочным образом из года в год оказывается полностью разбитой трасса М9. Судя по технике, которая работала там, дорогу каждый раз буквально отстраивают заново. Но какая-то адская сила (не иначе лешие гуляют!) за зиму снова разбивает полотно вдребезги. Для проезда в обе стороны – только одна полоса размытой дождями скользкой жижи. И так – несколько десятков километров…
Древний Псков похож на все провинциальные российские города: более-менее подлатанный центр, величественный Кремль, напротив – отреставрированная набережная с несколькими новенькими гостиницами а-ля губернский город XIX века (к слову, стоимость проживания здесь, в отеле «Золотая набережная», соответствует названию: около 3000 рублей в сутки за двухместный номер). На следующее утро по дороге к границе успели заехать в Псково-Печерский монастырь.
Оттуда до пограничного пункта «Куничина Гора» полчаса езды. На подъезде мы увидели вдоль обочины дли-и-инную вереницу автомобилей – жители приграничных поселков возят через кордон на продажу бензин, сигареты и другой товар, зарабатывая таким образом на жизнь.
Другой способ заработка рассчитан на профанов-туристов. На заправке, едва муж вышел из машины, к нему подскочил парнишка в спортивном костюме: очередь, мол, часов на двенадцать, но друган держит место почти у шлагбаума, три тысячи рублей – и оно ваше! Делать нечего: в детском кресле сидит дочь, которая точно не выдержит многочасового ожидания.
Оставив машину в указанном месте, муж пошел к кассе, где поинтересовался – действительно ли так долго надо стоять? Кассир объяснила, что нас попросту «разводят»: если мы въезжаем как туристы, то можем смело отправляться прямо к границе! Заплатив обычный сбор, 150 рублей, муж сел в машину и, едва подняли шлагбаум, понесся вперед, подальше от ошарашенного горе-лохотронщика. Так что знайте: туристам, у которых в паспорте нет ежедневных отметок о пересечении границы, стоять в очереди не нужно! На обратном пути латышские пограничники, услышав, что в машине ребенок и мы возвращаемся домой, пропустили нас в обход очереди, попросив написать на русском объяснительную. Видимо, это скорее исключение, чем практика.
Заполнив таможенные бланки в двух экземплярах (с конца прошлого года на российской стороне оформлять декларации не надо – торжество разума!), часа через полтора въехали в Эстонию. Здесь не расслабишься: предельное внимание знакам, обязательно пристегнутый ремень у водителя и пассажиров, включенный ближний свет фар… А нарушил – не вздумай предложить блюстителю порядка взятку – себе дороже выйдет.
В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Вопреки слухам, эстонцы относятся к русским почтительно и подчеркнуто вежливо. Страна поразила аккуратностью и чистотой. Старый центр Таллина – исторический центр в самом щепетильном понимании этого словосочетания. Эстонцы тщательно охраняют мостовые, фасады домов, широкую главную площадь. Бродить по узким улочкам можно не один день, разглядывая уникальные по архитектуре здания, церквушки, наведываясь в сувенирные лавки и наблюдая за работой гончаров или стеклодувов.
Самое колоритное место – стилизованный под средневековье ресторан Olde Hansa с торговой лавкой: можно прикупить посуду, обувь и одежду в стиле «привет из Средневековья». В меню – блюда по древним рецептам; освещение только свечами; даже туалет и рукомойник – дырка в полу и кувшин на цепочке соответственно. Официанты – в средневековых костюмах, музыканты играют на старинных инструментах. Это один из самых дорогих ресторанов, но здесь нет отбоя от клиентов, так что столик лучше бронировать заранее.
Преимущество собственного транспорта в чужом городе то же, что и в родном: качу, куда и когда хочу! Когда дочке надоело бесцельное, с ее точки зрения, хождение по улочкам, она запросила зрелищ.
Поездка в зоопарк и прогулка по лесу ее вполне устраивали. «Лесом» мы назвали этнографический музей Рокка-аль-Маре («Скала у моря»). В лесопарковой зоне, совсем недалеко от центра, собраны уникальные сельские постройки. Свое название музей получил не случайно: пройдя территорию насквозь, заглядывая по пути в каждую избу, оказываешься на высоком скалистом обрыве «у самого синего моря».
Другое занятное место для путешествующих с детьми – крепость Раквере, в 100 км от столицы. Поверьте, дети не забудут эту экскурсию, ведь их посвятят в рыцари, научат метать копье, дадут покормить домашнюю живность, а самые смелые спустятся в ад. Мы с дочкой побоялись, а вот наш папа полез в пекло вместе с группой эстонских школяров. Но из-за двухметрового роста заблудился и застрял в темном в лабиринте с низкими потолками. Выбирался, дав задний ход и давя школьников…
МОРСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Уходя или уезжая на прогулку, надо помнить, что погода на Балтийском побережье меняется десять раз на дню. Если дождь зарядил с утра, стоит купить билет на катамаран или паром (если брать машину с собой) и махнуть в Хельсинки: вот она, прелесть «шенгена».
Для покупки билета на катамаран (для взрослого он стоит 26 евро в дневные часы и 36 евро в утренние; лучше сразу брать в оба конца) надо предъявить загранпаспорт. Мы попали в жестокий шторм, но у всех, включая дочку, оказался иммунитет к морской болезни. Главное – не наедаться перед отплытием и поскорее заснуть в кресле.
В Хельсинки сразу задержались на огромном рыбном рынке, – он прямо на пристани. Меха, ножи, сувениры – чего здесь только нет! Тут же нам зажарили по куску свежего лосося с картошкой. А еще финская кухня славится блюдами из дичи: оленины, лосятины. В качестве приправы к мясу подают морошку или бруснику.
Большую часть времени провели в океанариуме Sea Life. Рядом парк аттракционов – его мы старательно загораживали от детских глаз, иначе пришлось бы искать ночлег. Вид рыб и даже уникальных акул, которых научились разводить в неволе финские специалисты, не сильно впечатлил дочуру. Куда больше ей понравилось, что за каждым поворотом дорожки океанариума ребенка ждал то стол, за которым можно было раскрасить картинку, то девушка, которая помогала вылепить рыбку из пластилина, то пластиковое корыто, засыпанное песком. Рядом лежали кисточки, которыми дети, будто настоящие археологи, аккуратно счищали песок с барельефов на дне корыта – останков древних рыб!
Полтора часа – и мы снова в Таллине, из которого на следующий день отправились в Ригу. Бензин тут намного дороже, чем у нас: литр обходится в среднем в 50 рублей. Зато расход на ровных и свободных прибалтийских трассах чуть не вдвое ниже, чем дома. Заправившись на границе, в следующий раз мы пополнили бак только в Латвии! Его хватило, чтобы снова пересечь границу и залиться уже по российским ценам.
По пути завернули в прибрежный городок Хаапсалу, где когда-то отдыхала в местной грязелечебнице царская семья и бывал великий П.И. Чайковский. Побродили по развалинам епископского замка. Жаль, что стоял июнь, а не август: именно тогда по замку гуляет самое известное эстонское привидение – Белая Дама. Двигаясь вдоль моря, через несколько часов оказались в другом курортном городе – Пярну. Долгое время Россия владела этими территориями, поэтому среди аккуратных низких домиков высятся церкви имени императриц Елизаветы и Екатерины II.
КУЛЬТ СОЛНЦА
После аккуратного Таллина Рига откровенно расстроила. Экономические проблемы наложили жуткий отпечаток на облик когда-то красивого города: то и дело встречали заброшенные дома с выбитыми или заколоченными окнами. Но местные не унывают. Мы попали в Ригу в дни праздника Лиго, и такого искреннего задора и веселья, с каким рижане пускались в пляс, я давно не наблюдала!
В часе езды от столицы стоит охотничий замок Яунмоку. На верхнем этаже – небольшой музей природы, а на нижнем – несколько скромных отреставрированных комнат, которые ныне сдают для проведения свадеб и банкетов. Настоящая же роскошь – в Рундальском дворце. Это имение возводил сам Растрелли, и не для кого-нибудь, а для фаворита императрицы Анны Иоанновны графа Бирона. Залы замка поражают роскошным убранством.
Но больше всего я рвалась в Юрмалу.
Это сказочное место, мечта и рай для всех, кто, как и я, родился еще в СССР. В июне солнце только начинало прогревать воздух и море, но латышей это не смущало: многие красовались в купальниках, пытаясь загореть под первыми теплыми лучами. Пляж поразил чистотой и белизной песка. За порядком бдительно следит патруль. На наших глазах полицейский автомобиль подъехал к русской парочке, вышедшей подышать морским воздухом и прогулять на песочке песика. Сумму грозящего за выгул собаки штрафа я не расслышала, но наши соплеменники (обычно любители поспорить с властями) послушно подняли на руки собачонку и удалились с пляжа.
Отпуск подходил к концу – Юрмалу мы отложили на десерт. Дочка резвилась на песке, муж потягивал кофе, а я грелась на солнце – не знала еще, что дома тем летом его будет навалом, но без этой чистоты, белого песка и Балтийского моря.