Искра дуплетом
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
Альтернатива
ИСКРА ДУПЛЕТОМ
Катушкой зажигания быть нелегко. Как правило, она - одна, а цилиндров - много.
Михаил КОЛОДОЧКИН
Приходится катушке сотрудничать с высоковольтным распределителем - в одиночку ей все свечи не обслужить. Распределитель ощущает свою значимость и позволяет себе капризничать - то у него бегунок пробьется, то уголек в крышке зависнет. При всем при том отказывается работать в грязи, но панически боится влажной уборки. А если хозяин вздумает установить мощную систему зажигания, то искровой разряд может просто свернуть с дороги от катушки до свечи, отыскав более короткий путь к "массе".
Чтобы избавиться от скандального коллеги, катушка обзавелась вторым высоковольтным выводом (рис. 1). Но работает двухвыводная точно так же, как и ее предшественница. Заметим, что одновременно возникают не два разряда, а один! Две синхронные искры в разных цилиндрах - на самом деле один и тот же разряд, ток которого протекает через последовательно соединенные искровые промежутки свечей. При этом полезна лишь одна из упомянутых искр - чтобы разобраться в этом, обратимся к рис. 2.
Выводы левой по схеме катушки зажигания соединены со свечами первого и четвертого цилиндров. При размыкании тока первичной обмотки катушки произойдет пробой искровых промежутков обоих цилиндров, однако выделяющаяся при этом энергия искрового разряда распределится между ними по-разному. Ее величина прямо пропорциональна давлению в цилиндре, поэтому первый цилиндр имеет большое преимущество перед четвертым, напрямую соединенным с атмосферой. В результате в первом цилиндре произойдет воспламенение рабочей смеси, а в четвертом бесполезно рассеется энергия, сопоставимая по величине с потерями в искровых промежутках разжалованного трамблера. Через один такт картина изменится - разряд в четвертом цилиндре совпадет с окончанием такта сжатия, а в первом сработает вхолостую. Вторая катушка аналогичным образом командует вторым и третьим цилиндрами.
Чтобы обеспечить порядок срабатывания катушек зажигания, достаточно поочередно подключать к низковольтному источнику питания их первичные обмотки - подобный способ распределения искровых разрядов называют бесконтактным или статическим. Именно так работают двухвыводные катушки на "Оке" или на "Волге" с "406-м" мотором, а также на "самарах" и "москвичах", оснащенных микропроцессорными системами зажигания.
Внешне двухвыводная катушка больше напоминает строчный трансформатор от телевизора, нежели свою цилиндрическую предшественницу. Это объясняется конструктивными причинами - сложно расположить два высоковольтных вывода в маслонаполненном металлическом корпусе, обеспечив им должную герметичность. Нынешние катушки - сухие, залитые полимерными компаундами.
Купить двухвыводную катушку сегодня довольно легко - нам удалось приобрести пять различных экземпляров (фото 1-5). Вообще говоря, все они должны уметь сотрудничать с разной "электроникой" - от двухканальных коммутаторов типа 42.3734 до комплексных систем управления впрыском и зажиганием типа МИКАС или АВТРОН. На "половинке" двигателя в "Оке" "пару" катушке составляет обыкновенный коммутатор типа 3620.3734.
Электрические параметры катушек приведены в таблице.
Поскольку параметры катушек № 2-4 практически совпадают, то по своим выходным характеристикам они взаимозаменяемы. В сравнении с ними у катушки № 5 меньшее значение индуктивности первичной обмотки, а потому энергия, запасаемая для искрообразования, у нее также меньше. Соответственно, хуже характеристики искрового разряда. Впрочем, все пять катушек при проверке на стенде обеспечили требуемое по стандарту бесперебойное искрообразование и продемонстрировали кратковременную работу на искровой разрядник с зазором 12 мм. Тем не менее, читателям мы рекомендуем в первую очередь катушки № 2 и 3, а при их отсутствии - № 1 и 4. Катушку № 5 лучше обойти стороной.
Рис. 1. Одно- и двухвыводные катушки зажигания: почти одинаковые, но - совершенно разные... Начало и конец каждой из обмоток условно обозначены символами Н и К. В двухвыводной катушке отсутствует контакт между первичной и вторичной обмотками, при этом вторичная обмотка состоит из нескольких секций и располагается поверх первичной.
Рис. 2. Так работают две двухвыводные катушки зажигания в четырехтактном четырехцилиндровом двигателе. Красным цветом условно отмечены моменты "полезного" искрообразования, синим - "холостые" разряды.
1. Катушка 29.3705 - "бабушка" отечественных двухвыводных катушек.
Производитель - АО "МЗАТЭ". Когда-то предназначалась для первых "микропроцессорных восьмерок". Давно снята с производства, но в продаже еще встречается. При необходимости замены можно применить 3012.3705 или 3022.3705, причем заменять лучше обе катушки сразу.
2. Катушка 3012.3705.
Производитель - АО "МЗАТЭ". Предназначена для ВАЗов и ГАЗов, может заменить "старушку" 29.3705.
3. Катушка 3022.3705.
Производитель - АО "МЗАТЭ". Отличается от 3012.3705 наличием скоб крепления, предназначенных для установки на автомобилях АЗЛК-21412 в составе микропроцессорной системы зажигания.
4. Катушка КЗ-1.
Производитель - НПО "Молния" (Уфа). Поставляется на КамАЗ для комплектации автомобилей "Ока". По сравнению с предыдущими сделана довольно скверно: бандаж из кровельного железа, заливочный компаунд неоднороден и содержит пузырьковые включения и т. п. Вряд ли параметры таких изделий могут быть стабильными.
5. Катушка КЗ12-1.
Производитель не опознан. Не понравилась по всем статьям - к недостаткам катушки КЗ-1 добавились нестандартные размеры низковольтных выводов. Рекомендовать к применению не можем.