Ралли «Шелковый путь»: BMW и КАМАЗ в шаге от победы
От финиша «Шелкового пути» экипажи отделяют два дня и два спецучастка общей длиной 251 км. Немаленькая дистанция по меркам классического ралли - но сущие копейки для участников «Дакара» и подобных ему марафонских гонок. Ведь один только спецучасток, который спортсмены преодолели в четверг (14 июля), был в разы длиннее (621 км), чем два оставшихся. Конечно, авария или поломка могут случиться и за километр до финиша - на деле же этап между Астраханью и Ставрополем был последним, где обладатели вторых-третьих мест еще могли вмешаться в борьбу за лидерство. Но не вмешались — так что, теперь поляку Кшиштофу Холофчику на BMW X3 и россиянину Фирдаусу Кабирову на КАМАЗе до победы остался буквально один шаг...
Ралли-рейд общей дистанцией под 4 000 км стартовал 9 июля в Москве. С того момента экипажи, проезжая в день до 850 км, сталкивались с самыми разными типами покрытий, препятствиями и ловушками. На извилистых лесных дорожках в центральной России за неделю до гонки прошли дожди, из-за чего поднялся уровень воды в бродах, появились глубокие промоины и лужи. А так как выданная экипажам легенда составлялась гораздо раньше, все эти новые препятствия в нее не попали. Поэтому при выборе темпа пилоты должны были не просто следовать подсказкам штурмана, но и самостоятельно, на глаз оценивать состояние трассы. На самом длинном отрезке трассы между Липецком и Волгоградом участников ждали грязевые ванны, а после Волгограда декорациями для битвы за лидерство стали пески и дюны.
Впрочем, по ходу битвы соперники обычно обмениваются ударами примерно равной силы. На «Шелковом пути» все выглядело иначе. К примеру, в категории легковых автомобилей возглавляющий гонку Кшиштоф Холофчик на BMW X3 все пять дней ехал в своем ритме - пока соперники то и дело «оступались» и «падали». Среди оступившихся оказался и самый именитый участник ралли - француз Стефан Петерансель.
Петерансель - как бы банально это ни звучало - живая легенда ралли-рейдов. Дело не только в результатах, хотя с ними у француза все в порядке: девять побед на знаменитом «Дакаре», часть которых добыта на мотоцикле Yamaha, часть - за рулем Mitsubishi Pajero. На фоне других звезд ралли-рейдов Петерансель выделяется прежде всего своим огромным опытом. Стефан впервые стартовал в марафонских гонках в конце восьмидесятых. Все, кто в теории мог бы с ним сравниться по количеству проведенных гонок, давно вышли на пенсию. А все, кто сравним по возрасту, пришли в ралли-рейды гораздо позже — как правило, потратив лучшие годы на другие виды автоспорта.
Кшиштофа Холофчика как раз можно причислить к таким «старым, но неопытным» гонщикам. Больше десяти лет он «убил» на классическое ралли (впрочем, наградой за это стали титул чемпиона Европы и три победы в чемпионате Польши). И хотя Кшиштоф на три года старше Петеранселя, по меркам ралли-рейдов поляк - в лучшем случае старшеклассник. Его шесть стартов на «Дакаре» - детский лепет на фоне двадцати пяти попыток у француза. И если механически сравнивать их достижения, вывод будет прост: Холофчик может работать разве что «на подпевках» у Петеранселя.
Может быть, так и должны были развиваться события на «Шелковом пути» - но француз в первый же день гонки «сорвал голос». Забарахлившая электроника на боевом MINI Countryman привела к тому, что Петерансель разом проиграл Холофчику два с половиной часа. Даже для ралли-рейдов это немало: к примеру, на последнем Дакаре победителю потребовалось две недели, чтобы нарастить такой отрыв от обладателя второго места. Двух недель в распоряжении Петеранселя не было - можно было надеяться только на проблемы у Холофчика.
Но поляк ехал, не допуская серьезных ошибок - и после финиша этапа Астрахань-Ставрополь выигрывает у француза больше двух часов. Растерять такое преимущество можно, только столкнувшись со внештатной ситуацией - серьезной поломкой, крупной ошибкой штурмана, проблемами со здоровьем... Впрочем, есть один человек, для которого неважно, кто из двух претендентов на победу в итоге выиграет. Это — Свен Квандт, хозяин немецкой команды X-Raid, за которую выступают оба претендента на победу. Ведь MINI Countryman француза и BMW X3 поляка - по сути один и тот же автомобиль под двумя разными «масками».
В категории грузовиков события развивались не столь драматично: и отрыв лидера к вечеру четверга оказался не столь велик, и наращивался он постепенно, без резких взлетов одних участников и падений других. Но все же лидера, экипаж Фирдауса Кабирова на КАМАЗе, и преследователя, чешский экипаж Алекса Лопраиса на Tatra, разделяет почти час. Причем в четверг россияне еще немного нарастили свое преимущество, прийдя на финиш первыми и отыграв у чехов еще четыре минуты.
Итак, в теории последние два дня «Шелкового пути» должны стать для гонщиков «разгрузочными»: большую часть дистанции они проедут в спокойном режиме по обычным, открытым для общего пользования дорогам - а два сравнительно коротких спецучастка вряд ли существенно перетряхнут общий зачет. Впрочем, в истории ралли-рейдов были самые разные развязки - и тот же Стефан Петерансель несколько лет назад на «Дакаре» потерял лидерство и все шансы на победу в предпоследний день гонки...