Регулируем фары: светлые головы

Мощные фары современных машин нуждаются в особо тщательной настройке. Отвечает ли заявленная услуга предъявляемым требованиям?

На сей раз ничего специально придумывать не пришлось – свет постепенно «уходит» даже при обычной эксплуатации. Причины естественные: установка нештатных шин, неравномерная осадка пружин, замена перегоревшей лампы и т. д. Так что желание проверить и при необходимости отрегулировать головной свет на любимом средстве передвижения удивления не вызывало. Наша задача сводилась к пристальному наблюдению за процессом. В нормальной мастерской все должно происходить так:

– уравнять давление в шинах, ведь от этого зависит положение фар относительно дороги;

– установить корректор фар в положение «ноль», предварительно убедившись в его работоспособности (настраивать неисправную систему не имеет смысла);

– выставить оптическую ось прибора параллельно продольной оси машины: сделать это можно с помощью дистанционных стержней, упирающихся, допустим, в центры фар, либо посредством визира, когда горизонтальная линия, нанесенная на закрепленное к стойке прибора зеркало, равномерно касается парных элементов кузова;

– проверить горизонтальность прибора по встроенному уровню;

– совместить оси фары и прибора по высоте: сделать это можно на глаз – допуск составляет плюс-минус 3 см;

– ввести поправку на понижение луча: величину берут из справочника или с наклейки на кузове (например, 1,3%).

Результаты практических экспериментов можно видеть в таблице в конце статьи.

1. Безымянная мастерская

Казалось бы, столь простую услугу должны предлагать на каждом углу, вплоть до АЗС, где не брезгуют платной подкачкой шин и продажей незамерзайки в розлив. Ан нет – первый столичный сервис, где взялись, наконец, отрегулировать фары, мы отыскали лишь на исходе дня. Измученный нарзаном слесарь, так и не сумев узнать, в каком положении должен находиться корректор, остановился на промежуточном, взяв с нас слово до техосмотра заветное колесико не вращать.

Покрытый толстым слоем пыли прибор он привел в рабочее состояние с помощью сухой тряпки, очень похожей на половую. Ею же спец протер фары, добавив нежным поликарбонатным колпакам пару-тройку царапин. Ввиду малоизученности процесса, все операции он проделал на глазок, не забыв оценить результат в 500 рублей.

2. Сервис при ПИКе

Наученные горьким опытом, мы направили колеса туда, где услуга наверняка востребована, – в автосервисы близ пунктов инструментального контроля. Увы, местный персонал интересовало лишь, кто «завернул» наш автомобиль – Иван Иванович или Семен Семенович. Узнав, что наша заявка носит предварительный характер (то есть, мы вознамерились представить на ПИК уже исправный автомобиль), мастеровые дружно отказывались от работы, мотивируя это отсутствием прибора.

И лишь в одной из мастерских согласились пойти навстречу. Причем, фары регулировал лично директор заведения! Визиром он не воспользовался, угол наклона фар на приборе не выставил, но зато пообещал, что проблем при техосмотре не будет. Обошелся местный «знак качества» всего в 300 рублей.

3. Мега-Моторс

Дилеры понимают чаяния простых автовладельцев, как никто другой: для мелких работ многие учредили экспресс-сервисы. Когда приспичило, заскочил на огонек – и через полчаса уехал довольный. Вот только регулировка фар в заветный перечень почему-то не попала. Записывайся обычным порядком и жди день-другой. Но на этой станции нам повезло – то ли работы не было, то ли технологическое окно образовалось.

И хотя мастер не посадил водителя за руль, а давление в шинах проверить не удосужился, впечатление в целом оставил положительное. Обхождение – великая вещь! Правда, оценили его недешево – в 800 целковых.

4. Автомир

Как заведено, всякий визит к дилеру начинается с мойки. У этого собственной не оказалось – пришлось ехать в соседний переулок на общественную. А ведь авто было относительно чистым – для фар вполне хватило бы ведра с водой, щетки и замши. Вскоре выяснилось, что, кроме мойки, тут отсутствуют и запчасти – страждущие вынуждены бегать по окрестным магазинам. Окажись у нас перегоревшая лампа, пришлось бы составить им компанию.

Повезло, обошлось без внепланового шопинга. Слесарь работал точь-в-точь как его предыдущий коллега (почти, но не совсем), но взяли здесь меньше – 500 рублей.

5. Ростокино-Авто

В этот дилерский центр пробились лишь по предварительной записи. Но чем вызвана популярность очага технической культуры у местного населения, понять не смогли. Обычная грязноватая ремзона, задумчивые слесари возле курилки... Не нашли мы и пост для регулировки фар – прибор попросту возят от машины к машине. Впрочем, выложенный плиткой пол мог вполне соответствовать нужным требованиям в любой точке поверхности.

А вот технология измерений правилам точно не соответствовала: мастер и здесь обошелся без водителя за рулем и проверки давления в шинах. Уехать оказалось столь же непросто, как и попасть сюда: из-за сбоя в радиосвязи между въездными и выездными воротами (расположены в 50 м друг от друга) мы потеряли добрых 15 минут. Цена удовольствия – 380 рублей.

6. Форд Центр Кунцево

Дилер есть дилер – даже простейшую услугу здесь оказывают по-взрослому: с подписанием уймы бумаг, поездкой на расположенную по соседству мойку и обстоятельной приемкой (почему-то без предписанной производителем проверки внешней светотехники). Столь же строго расписаны обязанности: к столу мастера (он находится практически в цеху) автомобиль подгоняет владелец, границу ремзоны пересекает приемщик, а уж на месте за дело берется слесарь.

Слесарей, похоже, выпекают в одном инкубаторе – замеры он провел в той же последовательности и с теми же ошибками, что и коллеги-предшественники. Но услуги здесь оценили дороже – в 520 рублей.

7. Ю.С.Импекс

Подход к делу здесь оказался наиболее прагматичным: чтобы не тратить время стационарного поста на пустяки, прибор выкатили прямо в зону приемки. Слесарь попался старательный, не поленился предварительно разгрузить багажник от довольно массивного скарба, а также проверить и отрегулировать противотуманные фары.

Если бы не пресловутые шины вкупе с водителем, процедуру можно бы назвать образцовой. Да и затраты времени минимальны – всего 20 минут. Не знаем, почем здесь нормочас, но краткий визит оценили в те же 520 рублей.

8. Тойота Центр Коломенское

Если кто и умеет угодить привередливому клиенту, так это дилеры японской фирмы. Заботой окружают любого, по какому бы поводу он ни обратился. В нашем случае основные усилия персонал сосредоточил на приведении авто в божеский вид: перед посещением ремзоны его тщательно вымыли, а после окончания работ не менее старательно пропылесосили.

На качестве основной работы это, к сожалению, не сказалось – обошлись без водителя и шинного манометра. На все ушло целых полтора (!) часа. Хорошо хоть, денег взяли относительно немного – 420 рублей.

Итоговая таблица (открывается в полный размер по клику):

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СЕРВИСОВ ПО РЕГУЛИРОВКЕ СВЕТА ФАР

ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СЕРВИСОВ ПО РЕГУЛИРОВКЕ СВЕТА ФАР

Выбираем мастерскую

Размеченной стенки в современных сервисах уже не найти – подобный стенд занимает слишком много места. Оптический прибор куда компактнее: благодаря линзе, проецирующей изображение на миниатюрный экран, измерения можно проводить с 20 см! Однако и здесь к оборудованию предъявляют определенные требования.

1. Площадка для замеров должна быть идеально ровной (максимальный уклон не более 1%). На практике это означает, что для процедуры отведено специальное место.

2. Прибор должен быть полностью комплектным: без дистанционных стержней или визира ничего путного из затеи не выйдет.

3. При замерах левое кресло должно быть занято, так как без водителя автомобиль обычно не ездит. Обо всех остальных вариантах загрузки позаботится корректор.

Подпишитесь на «За рулем» в