Обещают потепление

ОБЕЩАЮТ ПОТЕПЛЕНИЕ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/МОДЕРНИЗАЦИЯ

ОБЕЩАЮТ

ПОТЕПЛЕНИЕ

ХОРОШИЕ НОВОСТИ ОБ ОТОПЛЕНИИ "САМАРЫ" И "ДЕСЯТКИ"

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР СВИРИДОВ,

СЕРГЕЙ МИШИН

РИСУНОК / НИКОЛАЙ РАЧКОВ

Отопители переднеприводных машин ВАЗ рождались в муках. Систему отопления первых "восьмерок" (рис. 1) не назовешь совершенной: в расположенном почти вертикально радиаторе скапливался воздух, чему способствовало еще и то, что шланги подведены к нему снизу. Кроме того, при промежуточных положениях заслонки, ведающей теплом, потоки холодного и горячего воздуха расслаивались. Причина проста: холодный воздух подавался снизу, горячий - сверху. Из-за этого темечко припекало, а ноги мерзли. Салон хорошо прогревался только при самом правом положении рычага, управляющего теплом, и если не было воздушных пробок в радиаторе. Опытные хозяева "самар" наезжали передними колесами на горку покруче, чтобы радиатор отопителя встал более полого, и на больших оборотах "выгоняли" паровую пробку.

Конструкцию новой, "восемьдесят третьей" панели задумали "как лучше", но проблем с вентиляцией и отоплением только прибавилось. Во-первых, модные дефлекторы с узкими воздуховодами пропускают мало воздуха. Во-вторых, консоль преграждает путь горячему воздуху из каналов в ноги. Поток "запирается" в щелях, тормозит, а затем поднимается, нагревая... саму панель, но оставляя без тепла салон. (Не зря в народе высокую панель называют еще холодной!) Самые смекалистые ради тепла вырезают стенку консоли в зоне щелей. Однако у панели есть плюс - ветровое стекло остается чистым даже в лютые морозы. (Правда, порой лопается!)

С августа 1998 года отопитель "Самары" модернизировали (рис. 2). Отличить его можно по развернутым "в ноги" соплам. Радиатор расположен почти горизонтально. В промежуточных положениях заслонки горячий воздух попадает в камеру ниже холодного - они лучше перемешиваются и в ноги идет более теплый воздух, чем на стекло.

Ныне "самары-2" и VAZ 21099/">VAZ 21099-04 (с обновленной панелью приборов 2114) комплектуют новым отопителем 2114 с измененной геометрией кожуха вентилятора. В ближайшее время такие будут ставить на все отопители "самар". Повышенная производительность нужна для противопылевых фильтров.

Теперь о "десятом" отопителе. Его создавали с учетом унификации, ради которой конструкторы вынуждены были остановить выбор на радиаторе и моторе-вентиляторе отопителя 2108. Источник трудноустранимого шума - вентилятор переселили в моторный отсек. Радиатор обзавелся пароотводящей трубкой, так что даже при образовании пузырьков в системе охлаждения паровой пробки в нем не будет.

Кран отопителя ликвидирован. А значит, владельцы "десяток" избавлены от традиционных прежде протечек "Тосола" и ремонта. Количество тепла регулирует только заслонка - она направляет воздух либо через радиатор, либо в обход. Следит за этим система автоматического управления отопителем (САУО). Она сократила время выхода на заданный тепловой режим, уже не зависящее от оборотов двигателя, и позволила водителю не отвлекаться. Задав требуемую температуру, он изменяет только распределение воздуха.

Поскольку "десятки" предполагается комплектовать кондиционерами, в них предусмотрели место для испарителя, а также режим полной рециркуляции. Опробовали и частичную рециркуляцию: часть воздуха для отопления отбиралась из салона и подмешивалась к свежему забортному. Но расчет, что это повысит эффективность отопления, не оправдался: когда влажный "салонный" воздух гоняли по кругу, у "десятки" запотевали и обмерзали стекла. А пластиковые заслонки коробятся и заедают. Пришлось заменить их на алюминиевые. Увеличили проходное сечение дефлекторов вентиляции. В итоге теснота на центральном блоке вынудила перейти на горизонтальную схему распределения воздуха.

Сегодня часть автомобилей "десятого" семейства выпускают в комплектации 2112 без полной рециркуляции. Воздуха в салон стало поступать больше. Изменен алгоритм работы блока САУО. Теперь малая скорость используется чаще, а микровентилятор прокачки воздуха в корпусе датчика температуры срабатывает только при положительной температуре в салоне. На подходе новый блок управления отопителем - с пятипозиционным переключателем скоростей и возможностью принудительного включения малой скорости. Наконец-то появится альтернатива капризной автоматике - ручное управление заслонками, ведающими теплом.

Не обошлось и без модернизации самой установки. В отопителе 2110-8101012-01 предусмотрена только полная рециркуляция, в ином случае весь воздух поступает с улицы. Новая "улитка" по типу 2114 увеличила производительность системы. Начали внедрять такую конструкцию в феврале 1999 года, а в мае 2000 она полностью сменила предыдущую.

В заключение - совет владельцам "десяток". Не злоупотребляйте режимом рециркуляции: ведь при ее включении воздух в отопительную установку идет только из салона. Это допустимо лишь кратковременно: во время дорожных пробок, при остановке на красный свет за чадящим грузовиком - и к тому же только в летнее время.

Не пользуйтесь рециркуляцией на ходу, особенно в зимнее время, поскольку выдыхаемый пассажирами воздух содержит влагу, которая из салона не выносится (нет притока свежего воздуха), а конденсируется на стеклах, они запотевают или обмерзают.

И еще один важный момент. Исполнительный механизм заслонки рециркуляции действует от разрежения во впускном коллекторе, поэтому работает только вместе с двигателем.

РИС. 1 Схема отопителя VAZ 2108.

РИС. 2 Схема отопителя VAZ 2108-01.

Подпишитесь на «За рулем» в